Постоянная величина

Тактико-специальные занятия у связистов проходят регулярно...

В ХХI веке, когда новомодные аббревиатуры 3G и GPS прочно вошли в лексикон, когда в стране вот-вот появится собственный оператор спутниковой связи, их занятия кажутся по меньшей мере анахронизмом. Какая тут морзянка, если миром прочно завладела "цифра"? Кому в век беспроводного интернета нужны раритетные радиочастоты? С такими дилетантскими настроениями мы прибыли на территорию войсковой части 2007, расположенной в минском микрорайоне Сосны. Мы слушали, как пограничники из центрального узла связи стучали "ключами", принимая криптограммы, и думали, что наша военная наука надолго застыла в своем развитии. Разумеется, мы глубоко ошибались. Но обо всем по порядку.


Тактико-специальные занятия у связистов проходят регулярно. Иногда на полигоне, в условиях, приближенных к боевым. Часто в лесах и полях. На этот раз пограничники тренировались в пункте постоянной дислокации. Задача от этого не стала легче: нужно подняться по тревоге, развернуть технику, установить связь и приступить к работе с корреспондентами. Не с теми, понятно, у кого ручка, диктофон и пять лет журфака за душой, а с боевыми отрядами и группами.


- На связи Полоцк. Организуем закрытый канал, - отмахивается от нас лейтенант, выглядывающий из кузова специальной машины.


Мешать связистам мы не будем, у них не игра, а вполне серьезное учебное мероприятие. "Если прозеваешь сигнал, можно пропустить и войну", - часто повторяют здесь.


Основная задача связистов-пограничников из в/ч в Соснах - обеспечение постоянной готовности системы связи и автоматизированной системы информационного обеспечения органов пограничной службы к обмену всеми видами информации и обеспечение управления в интересах руководства Госпогранкомитета. Для этого установлено и используется суперсовременное оборудование, развернута новейшая телекоммуникационная сеть, которая позволяет передавать различные виды информации - не только обычную телефонию, но и видео, другие виды трафика.  Осуществляется ее наращивание и постоянная модернизация в условиях формирования интегрированной системы охраны границы. "Причем не просто передавать, а на большой скорости, с требуемым качеством и в установленные сроки, - уточняет первый заместитель командира - начальник оперативно-технического отдела майор Андрей Локтик. - Что касается радиосвязи, то слышимость должна быть четкой, ясной, без искажений. Как мы говорим: на пять баллов".


Переход на новые технологии, кстати, привел к тому, что среди связистов стало меньше военнослужащих срочной службы. Это на советской технике достаточно было включить-выключить тумблер. Теперь нужно знать теорию, уверенно работать с программными комплексами, владеть английским, ведь программное обеспечение имеет в основном англоязычный интерфейс.


В обычной, повседневной жизни пограничники-связисты живут в царстве современных технологий, но есть на территории части подразделение, которое должно быть готово к форс-мажору, а значит, отсутствию привычных ноу-хау. Это центр подвижных средств связи, бойцы которого и занимаются регулярными тренировками, выходя в радиоэфир и осуществляя радиообмен. Смысл их работы объясним: в случае нештатных ситуаций наиболее подверженной к внешним воздействиям окажется спутниковая, мобильная и прочая новомодная связь. Стационарные пункты и объекты будут уничтожены. И тогда, чтобы органы управления не потеряли контроль за ситуацией, понадобятся связисты-"передвижники", отлично знающие азбуку Морзе и способные быстро и оперативно развернуть узел связи в полевых условиях. Парадокс, но за последние несколько десятков лет в этом плане мало что изменилось.


- Глушить, конечно, можно и морзянку, но человеческое ухо настолько уникально, что даже на большом уровне шумов при должной тренировке может разобрать текст сообщения, - говорит Андрей Локтик. - А вот аппаратура, какой бы современной она ни была, с этим не справится.


Из аппаратной связи, смонтированной в кузове ЗиЛа, выглядывает сержант Владимир Пучинский - обладатель именно такого, уникального слуха:


- Призвался прошлой зимой. Сразу же попал в учебку в Пинске, прошел курс обучения на радиотелеграфиста. В начале было тяжело, но теперь я убежден, что выучить азбуку Морзе может каждый. Нужно только терпение, и морзянка станет вторым языком. Я, например, могу принимать 100 - 110 цифр в минуту. Букв чуть меньше - 80. Но это тоже вполне неплохо.


Принимать и передавать учебные радиограммы, устанавливать связь со стационарными объектами, вести радиообмен, закрывать канал от вероятной прослушки противником - таковы учебные задачи. Напряженный день подходит к концу. Вечером командование части подводит итоги.


- Сработали нормально. Связь - на пять баллов, - слышим мы одобрительный вердикт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter