Постой, паровоз!

Как поймать сбежавшую электричку?
Как поймать сбежавшую электричку?

Бывают моменты, когда счет времени идет не на часы или даже минуты. Когда каждая секунда промедления равносильна едва ли не трагедии! Ожидая лифт, маршрутку на остановке, поезд на станции метрополитена, поминая недобрым словом вечные пробки на центральных улицах, проклиная до седьмого колена вразвалочку идущих по дороге пешеходов, нерасторопных водителей и из последних сил добегая с сумкой на плече и тремя громоздкими пакетами в руках до заветного перрона, с ужасом понимаешь: минуту назад твой поезд растаял в вечернем тумане, самолет взмыл в облака, а автобус растворился в непрерывном потоке транспорта... Как быть?

Осторожно, двери закрываются!

Моя подруга всегда опаздывает к отходу поезда. Как бы она ни старалась выйти заблаговременно, все равно состав ее «не дожидается». Приходится брать такси и догонять его на ближайшей станции, а это, естественно, влетает в копеечку.

— Можно поступать и так, но мы предлагаем своим несостоявшимся пассажирам более простые способы решения проблемы, — заверяет Владимир Столяр, начальник отдела по организации работы с пассажирами Белорусской железной дороги. — Опоздавшему нужно обратиться к дежурному помощнику начальника вокзала и сдать билет в кассу. Стоимость будет возвращена за вычетом цены плацкарты — это 30 — 40% от суммы — и комиссионного сбора в 500 рублей. Однако сделать все это нужно не позднее чем через три часа после отправления поезда, иначе билет будет считаться недействительным. Есть и другой вариант: можно переоформить его на другой, более поздний рейс, нередко за это и доплачивать не приходится!

— Проще всего пассажирам электричек, — добавляет начальник минского железнодорожного вокзала Владимир Григорович. — Эти билеты действительны до начала новых суток, и припоздавший просто садится в следующую, благо ходят они довольно часто.

Проводив в дальнюю дорогу со столичного перрона несколько поездов, я заметила, что задерживается немало людей: судя по информации на табло, поезда Минск — Могилев и Минск — Осиповичи уже пару минут как должны были тронуться в путь, а взъерошенные пассажиры все бегут к ним от переходов и туннелей и... успевают!

Семеро одного ждут?

— А можно ли позвонить на вокзал и попросить ненадолго задержать поезд? — нарочито наивно спрашиваю у Владимира Григоровича.

— Конечно, нет! Существует четкое расписание их движения, и всякая задержка может быть чревата многочисленными сбоями. Впрочем, случаются и форс–мажорные обстоятельства: в январе, когда стояли самые лютые 30–градусные морозы, ко мне со слезами в голосе обратилась руководитель группы чернобыльских детей, отдыхавших в Италии, и попросила повременить с отправкой могилевского поезда: ребята не успевали вовремя приехать на вокзал из аэропорта. Посоветовавшись с начальством, мы задержали состав на полчаса, двадцать минут из которых он затем нагнал в пути. Случаются и вовсе казусные истории, — не в силах сдержать улыбку, говорит Владимир Александрович. — Есть у нас поезда, отправляющиеся в первом часу нового дня, так раз в месяц обязательно найдется человек, который приедет на вокзал ровнехонько через сутки после назначенного срока! Таким рассеянным тоже стараемся помогать — переоформляем билет или частично компенсируем затраты, они же не нарочно!

Заведующая секцией касс столичного автовокзала «Центральный» Анна Пантелеенко к перрону всегда приходит вовремя, чего нельзя сказать о пассажирах: те опаздывают регулярно, по 2 — 3 человека в день. Кстати, вопиющей непунктуальностью чаще всего отличаются студенты и офисные работники, торопящиеся на дневной рейс, а вот высокопоставленные чиновники всегда прибывают минут за 15 — 20 до часа «Х» — они умеют ценить свое время.

— Вернув в кассу билет в течение двух часов после ухода автобуса, вы получите обратно три четверти его стоимости, что не так уж мало, — ободряет она будущих «невезунчиков». — Для этого нужно написать специальное заявление и указать в нем свое полное имя и место прописки, остальное — дело техники. А задержать автобус — увольте: даже водители городских «Икарусов» частенько захлопывают двери прямо перед носом пассажиров, а у нас графики еще более жесткие. Был, правда, года два назад случай: женщина позвонила с мобильного уже из такси и умоляла придержать маршрутку, но там от того, успеет ли она на нее, зависело разрешение «вопроса жизни и смерти», и мы пошли ей навстречу.

Точность — вежливость королей

Сложнее всего оказалось вывести какую–либо утешительную закономерность для несостоявшихся пассажиров авиарейсов — в одном только Национальном аэропорту «Минск» работают 7 компаний, и у каждой из них свои правила...

— «Разминувшийся» с вылетевшим в Москву лайнером наш пассажир потеряет 10% от стоимости своего билета, — разъясняет мне на простом примере кассир компании «Белавиа» Елена Переход. — Однако если проездной документ приобретен по принципу «туда — обратно», перенести поездку на другой день можно будет абсолютно бесплатно, главное — уложиться в отведенные для этого сроки: билеты действительны от месяца до года в зависимости от тарифа.

В «Люфтганзе» система и того сложнее: тарифов существует такое множество, что дать однозначный ответ невозможно, нужно рассматривать конкретную ситуацию: кто, куда, откуда и каким классом направляется, скидки, дополнительные услуги, привилегии... Оказалось, обладателям билетов бизнес– и высокого эконом–класса переживать за потраченные средства не придется: их вылет перенесут без какой–либо дополнительной платы. Пассажир простого эконом–класса в деньгах потеряет однозначно, однако это все же гуманнее, чем узнать, что из–за пятиминутной задержки у зеркала «сгорела» вся сумма и отпуск у моря отменяется...

Хотя лучше всего, конечно, — и с этим никто не поспорит — приходить вовремя: так вы и нервы, и деньги сбережете...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter