Посторонним вход воспрещен

Смертельные схватки бойцов невидимого фронта мы теперь наблюдаем разве что в фильмах о Джеймсе Бонде, да и то в виде компьютерных трюков.
Смертельные схватки бойцов невидимого фронта мы теперь наблюдаем разве что в фильмах о Джеймсе Бонде, да и то в виде компьютерных трюков. Настоящий накал страстей и борьба не на жизнь, а на смерть остались в хронике "холодной войны" да в советских фильмах вроде "Мертвого сезона". Помните тот драматический момент обмена разведчиков на мосту, когда шаг вправо, шаг влево означал пулю в спину?

Сегодня разведка живет по другим законам, и вовсе не потому, что стало меньше работы: спецслужбы во всем мире заняты сильнее, чем раньше, - с развитием информационных технологий добавилось не только возможностей, но и проблем. Но все громкие скандалы нынче мало влияют на отношения государств. Например, не выдала Москва визы 27 добровольцам представительства американского Корпуса мира, подозревая их в шпионаже. Вашингтон особо не возмущается, потому что понимает: рабочий момент, так сказать. Кроме того, американские спецслужбы, как известно, сами переусердствуют в силу особого, по мнению Белого дома, положения США в мире вроде сторожевой вышки. Президент Джордж Буш прямо признается, что, например, об Ираке от своей разведки он знает намного больше, чем находящиеся в Багдаде инспектора ООН.

Ну что ж, разведчикам тоже надо работать, и к этому сейчас относятся с большим пониманием, чем, скажем, 20 лет назад. Поэтому во взаимоотношениях спецслужб разных стран появились новые "правила", новые веяния глобализации и интеграции не минули это древнее ремесло.

Например, как рассказывал шеф службы внешней разведки России Сергей Лебедев, бывает множество случаев, когда шпиона разоблачают, но по взаимному соглашению ему позволяют без шума покинуть страну пребывания. Иногда, правда, когда от прессы скандал скрыть невозможно, действует другая схема, как в недавнем случае с российскими дипломатами, выдворенными из Швеции по подозрению в разведывании коммерческих секретов компании "Эрикссон". По традиции, в ответ из России была выслана парочка шведских дипломатов, и инцидент на этом был исчерпан.

Кстати, участникам международных шпионских "игр" свойственна и, казалось бы, немыслимая для этой профессии корпоративность. Например, сотрудники российского ФСБ, "ведущие" московских резидентов ЦРУ, частенько подсказывают последним, заплутавшим после банкетов, дорогу домой.

Присутствует сотрудничество и на более серьезном уровне. Недавно Латвию посетили эксперты Бюро безопасности НАТО, чтобы обсудить с правительством страны вопросы безопасности, сохранность военных тайн и возможную реорганизацию спецслужб.

Но самый главный критерий разведки остается незыблемым - чем меньше информации о той или иной спецслужбе, тем успешнее она действует. Например, у белорусских чекистов высокий курс котировки. Все желающие "полюбопытствовать" по поводу государственных тайн страны перехватываются нашими контрразведчиками. Причем не "липовые", а самые настоящие - в прошлом году пресса много писала о реальных шпионах, разоблаченных КГБ. Словом, спецслужбы выполняют свою работу. И выполняют, кстати, в духе старинного закона чести разведчика: "лучше быть, чем казаться".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter