Посторонние

Как дачников деревни Яковцы отрезали от своих собственных дач

Вместе с железными воротами между людьми выросла каменная стена непонимания…

Деревня Яковцы расположилась в великолепном месте на берегу одноименного озера ледникового происхождения в сорока километрах от Новополоцка. Райский уголок, да только деревенских жителей здесь почему-то раз-два и обчелся, а вот дачникам место пришлось по нраву. Фактически они и разделили деревню между собой. В одной ее части лет 25 назад организовалось садовое товарищество «Нефтяник-5». Одновременно в другой части начали появляться первые самостоятельные дачные домики. Сегодня их десять. Их хозяева, как и дачники из «Нефтяника-5», в разные годы работали (а кто-то и по сей день трудится) в ОАО «Нафтан», что понятно уже из названия товарищества.

Собственно, дачи у первых могли бы оказаться и гораздо ближе к городу. Подходящие варианты были и тогда, есть и сегодня. Почему же люди согласились преодолевать неблизкое расстояние? У дачников выгодное соседство. Рядом — турбаза ОАО «Нафтан» «Яковцы». Близость к ней, благоустроенная заасфальтированная дорога, которой можно беспрепятственно пользоваться, — эти факторы стали определяющими для Надежды Соловьевой, Николая Коровка, Эдуарда Жидовича, обратившихся в редакцию, когда несколько лет назад здесь, по соседству со здравницей, они приобретали дачные участки.

За лето турбаза принимает до 3000 отдыхающих из числа работников предприятия. Уютные домики, красивый пляж, дивный лес кругом… Полноценный отдых для всей семьи. Поэтому едут сюда в основном с детьми. Но сейчас на турбазе затишье: не сезон. На железных въездных воротах — замок. Но так было не всегда. Установить суровые меры безопасности руководство предприятия решило в мае прошлого года. Параллельно появилось решение о расширении территории турбазы. В результате участок единственной ведущей к десяти упомянутым дачным домикам дороги стал проходить не по «кромке» турбазы, а пересекать ее. Директор здравницы Николай Глазкин со своими подчиненными четко выполнил распоряжение начальства: перегородили железными воротами тот конец дороги, который выходит к домам Соловьевой, Жидовича, Коровка и других семи дачников, и навесили на них большой замок. Заранее об этом дачников, по их словам, никто не предупредил.

Прежде люди свободно пользовались инфраструктурой турбазы (посещали бар, приходили сюда на дискотеки), а прав на дорогу имели ровно столько, сколько и предприятие-владелец базы. На старой почвенной карте видно, что подъездной путь в состав территории здравницы изначально включен не был. И тогда с трудом представлялось, что может быть по-другому. Повторюсь: дачники — работники «Нафтана», на турбазе их каждый знает в лицо. К чему, казалось бы, какие-то запреты на пользование дорогой — единственным вдобавок подъездным путем общего пользования? Но в 2002 году решением Витебского облисполкома участок дороги протяженностью 410 метров был включен в границы турбазы. Тем не менее десять семей дачников продолжали ездить по ее территории (первые ворота для них всегда открывали, вторых вовсе не было) — до 25 мая 2011 года.

— По сути, наша проблема не стоит выеденного яйца, но конфликт затянулся, и компромиссного, устраивающего нас и приемлемого для второй стороны решения найти не получается, — рассказывают супруги Евгений и Надежда Соловьевы, Николай и Лилия Коровка. — После работы и в выходные мы едем на свои дачи, чтобы поработать еще и там. Поэтому нам нужна только дорога, свободное по ней передвижение. Никто из нас не претендует на то, чтобы пользоваться инфраструктурой турбазы.

После встречи дачников с представителями администрации «Нафтана» вопрос для первых так и остался открытым. Вариант, предложенный дачниками, когда они, например, могут пользоваться дорогой по специальным пропускам, однозначно не устраивает собственников. Мотивация последних такова: турбаза — объект закрытый, поэтому пропускной режим для посторонних невозможно обеспечить «из соображений безопасности». Собственники при этом настаивают: никакого ущемления прав граждан в данной ситуации нет. Есть объездная дорога — через СТ «Нефтяник-5», люди могут пользоваться ею. А если захотят, предприятие в качестве спонсорской помощи в короткий срок готово даже восстановить проблемные участки объездной дороги, и вопрос можно будет считать закрытым. Но дачники не готовы идти на такой «компромисс». У них — свои аргументы. У руководства предприятия — свои, не лишенные здравого смысла, доводы.

— Итак, давайте посмотрим на ситуа­цию без эмоций, — предлагает заместитель гендиректора ОАО «Нафтан» по идеологии, кадрам и социальному развитию Николай Колбасенко. — Турбаза находится в сорока километрах от города, вокруг — лес. И руководство турбазы, и мы, администрация предприятия в том числе, отвечаем за безопасность отдыхающих по путевкам наших сотрудников. Содержать там круглый год охрану нецелесообразно, да и к каждому объекту ее не приставишь. Рядом со столовой, мимо которой проходит дорога, — выносные камеры, холодильники с продуктами. Усилить бдительность мы были вынуждены еще и из соображений санитарной безопасности. Турбаза — имущество «Нафтана», а в соответствии с нашими внутренними приказами мы обязаны пресекать доступ посторонних на территорию завода. Дачники там — посторонние. В порядке исключения мы издали распоряжение по турбазе пропускать к их участкам спецтранспорт: машины скорой помощи, пожарные, службы газа...

Кто упрекнет руководство предприятия и турбазы в том, что они заботятся о дисциплине, сохранении материальных ценностей в подведомственном хозяйстве? Думается, и сами дачники не против того, чтобы на турбазе был порядок. Конечно, можно ссылаться на важные пункты в нужных документах на землю. Но ведь есть другие, куда более важные «законы» и понятия, этика человеческих, соседских отношений… Более того, в былые годы дачники также старались поддерживать дорогу в нормальном состоянии. Первый асфальт появился на участке дороги, проходящей тогда рядом с турбазой и ведущей к домам, благодаря их стараниям.

Но вернемся в день сегодняшний. Задаю себе вопрос: даже если предпринять такие меры безопасности на турбазе вынуждала обстановка, почему людям не предложили достойной альтернативы? Да, есть объездная дорога, о которой говорит и Николай Колбасенко. Но прав на нее у дачников ровно столько же, как и в случае с проездом через турбазу. Садовое товарищество «Нефтяник-5» — такая же самостоятельная организация. Дорога, проходящая через территорию СТ, требует ухода и ремонта. Затраты на это ложатся на плечи дачников из садового товарищества. А значит, и здесь посторонним будут не рады…

С недавних пор в лексикон Николая Коровка, Надежды и Евгения Соловьевых вошли новые, прежде неизвестные слова «земельный сервитут» (право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права). По-другому добраться до своих дач, не нарушая ничьих прав собственности на землю, люди не могут. 

P. S. Снова позвонила Надежда Ивановна Соловьева. Рассказала о своем житье-бытье, о здоровье. Мало-помалу после перенесенного инсульта оно начинает восстанавливаться. Злосчастный приступ произошел с ней как раз на даче в те майские дни, откуда и берет начало общая проблема дачников. Заявлять, что эти два факта как-то взаимосвязаны, было бы, пожалуй, слишком смело и, по сути, бездоказательно. Но то, что впоследствии, стремясь восстановить справедливость, растрачивая на это немалые моральные и душевные силы, люди жертвовали своим здоровьем — факт.

Пока материал готовился к печати, в суде Полоцкого района завершилось дело по иску Николая Коровка, Татьяны Кветко, Евгения Соловьева к ОАО «Нафтан». Суд удовлетворил требования истцов, установив для троих дачников постоянный земельный сервитут на участке дороги площадью 0,1310 гектара. По решению суда для них также установлена плата за данный земельный участок в пользу ОАО «Нафтан». Решение суда в законную силу еще не вступило.

Как быть другим дачникам? Не окажутся ли посторонними на турбазе новые собственники дач в том случае, если Коровка, Кветко или Соловьевы захотят продать свои домики? Вопросы остаются. Время даст на них свои ответы уже очень скоро — очередной дачный сезон не за горами. 

------------------------------------

Комментарий специалиста

Александр ГИНТУФТ, начальник землеустроительной службы Полоцкого райисполкома:

— Описанная ситуация в моей практике впервые. Понятие земельного сервитута в Кодексе о земле существовало и ранее, но случаи его установления очень редки. Установление сервитута возможно как в добровольном, так и в судебном порядке. Так как договориться сторонам не удалось, дачники в соответствии со ст. 19, ст. 45 Кодекса о земле обратились в суд для защиты своих прав. Если спор решится в пользу заявителей, а это возможно только по суду, на земельный участок под дорогой будет установлено обременение прав нынешнего собственника и дачникам — смежным землепользователям будет предоставлено право пользования проезжей частью. В нашем случае документом, являющимся основанием для последующей государственной регистрации возникновения сервитута, выступит судебное постановление, содержащее описание его сущности, границ, а также срок действия и размер платы, если они установлены. Действующим законодательством предусматриваются два вида земельных сервитута: срочный (устанавливаемый на определенный срок) и постоянный (устанавливаемый на неопределенный срок).

-------------------------------------

На снимке: дачники Татьяна КВЕТКО, Николай и Лилия КОРОВКА вспоминают то недавнее прошлое, когда этих ворот между турбазой и их домами не было.

Фото: Инна ЮРЧИК 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter