К взысканию долгов на российских просторах активно подключились работники прокуратуры

Поставщики обманываться рады?


Великому комбинатору, как известно, не удалось уговорить  монтера с душой, измученной нарзаном, изменить своему принципу: утром — деньги, вечером — стулья. Современные последователи литературного героя более изощренны, и они часто с подозрительной легкостью убеждают многочисленный состав маркетинговых и юридических служб предприятий во главе с директорами поступать с точностью до наоборот. 

БЕЛОРУССКИЕ производители, похоже, умудряются постоянно наступать на одни и те же грабли. Парадоксально, но факт. Несмотря на снижение экспорта, внешняя дебиторская задолженность растет. За семь месяцев только в Минской области она увеличилась на 16,9, а просроченная — на 42,8 процента. Конечно, и без того острые углы экономики усугубляет неплатежеспособность российских предприятий, остающихся нашими главными торговыми партнерами.  Причем впервые в структуре экспорта в лидеры вышли поставки сельскохозяйственных товаров. Товаропроводящая сеть с участием белорусского капитала разрослась до 177 компаний, из них 45 — в сфере поставок продовольствия. Они-то и должны стоять на страже наших экономических интересов, но в реальности многие торговые дома за рубежом — слабое звено в классической формуле капитала «деньги—товар—деньги». 

К взысканию долгов на российских просторах активно подключились работники прокуратуры. Напомню, 30 июля на заседании объединенной коллегии надзорных ведомств Беларуси и России принят ряд важных решений по пресечению правонарушений, препятствующих экономической и политической интеграции двух стран. 

Что мешает успешным внешнеэкономическим сделкам? Если коротко — неумение торговать и торговаться. Почему к иным предприятиям, и в частности переработчикам, долги липнут, как репейник. Заместитель начальника отдела прокуратуры Минской области Павел Гордынец называет три фактора, способствующих уходу денег мимо кассы:

— Во-первых, отсутствие серьезной преддоговорной работы по изучению финансового состояния и платежеспособности контрагентов. Истребуют учредительные документы — и все на этом. А ведь можно и в той же налоговой службе поинтересоваться благонадежностью партнера. Тем более что этими вопросами есть кому заниматься — на иных предприятиях отделы маркетинга вместе с юридической службой по численности больше штата областной прокуратуры. Во-вторых, нарушения в исполнении хозяйственных договоров, касающихся условий оплаты, отпуск продукции без получения документального подтверждения поступления денег на счет. И, наконец, низкий уровень претензионно-исковой работы. Порой иски в суды подаются, когда предприятие-должник уже признано или признается банкротом.

Скажем, еще в конце 2011 года Борисовский мясокомбинат поставил в адрес ООО «Торговый Дом Белторг» товар на сумму свыше 293  тысяч российских рублей. Договор составили как надо, в нем предполагалась 100-процентная предоплата. Но выручка переработчикам так и не поступила. Начальник отдела внешнеэкономической деятельности разрешила отпуск продукции, получив по электронной почте платежное поручение, якобы подтверждающее оплату, и даже не удосужилась узнать, есть ли на счету эти деньги. В июне 2012 года состоялся суд, вынесший решение в удовлетворении исковых требований мясокомбината. Но 194 тысячи российских рублей до сих пор не перечислены.

ЧТО у того же Борисовского мясокомбината появился контрагент ООО «Борисовский мясокомбинатЪ», можно было бы считать забавным маркетинговым креативом, если бы не постоянное нарушение российским двойником договорных обязательств по уплате косвенных налогов. На протяжении 2011—2013 годов «предприятием с твердым знаком» не представлено ни одного документа, на основании которого бухгалтерия Борисовского мясокомбината могла бы применить нулевую ставку по НДС. И 700 миллионов белорусских рублей налога на добавленную стоимость легло на плечи борисовчан.

ИП Королев не платит комбинату вообще с 2008 года. Тем не менее даже после того, как индивидуальный предприниматель, взяв продукции более чем на миллион российских рублей, в срок не рассчитался, поставки в его адрес продолжались в феврале-марте 2009-го. Вопрос о переводе недобросовестного предпринимателя на условия предоплаты даже не ставился, хотя контрактом это и оговорено. Чего, спрашивается, боялись? Этого и сегодня, когда на мясокомбинате висит давно просроченная дебиторка в размере миллиона шестисот семидесяти двух тысяч российских рублей, никто не скажет.

Не наученный горьким опытом, мясокомбинат уже в апреле 2014 года отправляет продукцию по внешнеторговому договору с ОАО «Белпродторг» и, несмотря на нарушения контракта в части условий оплаты, согласовывает поставки следующих партий товара. Часть и этого долга до сих пор не погашена.

В отдельных случаях во внешнеторговых сделках присутствует криминальная составляющая. Директор московского ЗАО «Фуд-импорт» некто М.А. Серикова сумела обмануть и ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», и ОАО «Кленовичи». В Крупском районе Бендер в юбке в июле 2013 года завладела продукцией на сумму более 300 миллионов рублей, предъявив фиктивное платежное поручение. В Дзержинском — набрала товара почти на полтора миллиона российских дензнаков. 

Хозяйственники говорят, что наличие дебиторской задолженности само по себе явление вполне обычное. Но не стоит забывать, что ее величина показывает размер средств, фактически изъятых из оборота. Кроме того, всегда присутствует риск невозврата, и такие сделки требуют особого внимания с точки зрения осмотрительности.

СМОГУТ ли в России разыскать всех обидчиков белорусских сельхозпроизводителей и заставить их платить по счетам, вопрос открытый. В Москву посланы сведения обо всех организациях-должниках. Всего по нашей стране их свыше тысячи. Можно только представить, какой объем работы предстоит провернуть, чтобы вывести всех махинаторов на чистую воду.

Недавно в Минской области проведено координационное совещание с приглашением заинтересованных сторон по тому же больному вопросу — взыскание дебиторской задолженности за экспортную продукцию. Решено, что для снижения рисков заключения договоров с недобросовестными контрагентами будут разработаны методические рекомендации по договорной работе с иностранными партнерами.

И все-таки самым надежным способом защиты остается наша компетентность и предусмотрительность.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter