Дворы задыхаются от автомобилей: эксперты — о том, как можно удешевить строительство подземных паркингов

Поставить машины на место

В конце минувшего года в стране, по данным МВД, насчитывалось 3,031 миллиона личных автомобилей. Динамика прироста их количества за год — около 60 000. В Брестской области на тысячу жителей, включая стариков и младенцев, приходится 332 авто, в Минске — 321. Меньше всего их в Гомельской области — 278. И Беларусь еще далеко не суперавтомобилизированная страна — нам есть куда расти. В Эстонии, к примеру, на тысячу жителей уже 534 автомобиля, в Финляндии, Италии и Испании — более 600. Все это красноречиво говорит о том, что пробки нас ожидают не только на дорогах, но и во дворах возле жилых домов. Оптимальный выход — возведение подземных паркингов. В Западной Европе на крыше таких автостоянок разбивают парки и детские площадки. У нас, к сожалению, застройщики всеми правдами и неправдами хотят избавиться от строительства подземных гаражей под жилыми домами. А если не получается, то продают их потом по неадекватным ценам, которые начинаются от 8000—10 000 долларов в эквиваленте. Выходит так, что средняя стоимость популярных в народе авто дешевле, чем место для них. Можно ли решить проблему? 

В подземных парковках много вопросов, касающихся общестроительных планировочных решений.

Обсудить за «круглым столом» эту тему мы пригласили директора РУП «Стройтехнорм» Игоря Лишая, заместителя начальника управления надзора и профилактики МЧС Александра Шикутя, депутата Мингорсовета Павла Бочарникова, директора ООО «Датч Стар» Дениса Заморца и члена технического комитета по стандартизации «Пожарная безопасность» Романа Глинистого. 

Игорь ЛИШАЙ. 
Александр ШИКУТЬ.
Павел БОЧАРНИКОВ. Денис ЗАМОРЕЦ. Роман ГЛИНИСТЫЙ.

Испытания в естественных условиях

«Р»: Начать хотелось бы с вопроса, ответ на который интересен всем. Есть ли возможность в Минске, например, обеспечить для каждого автомобиля место во дворе?

Р. ГЛИНИСТЫЙ: Наземные паркинги в Минске могут размещаться на жилых территориях вместимостью не более 300 мест. Они дешевле. Но возможность строить их ограничена из-за жестких требований санитарных норм. Не всегда паркинги вписываются в архитектурный облик города. Проектные организации предлагают строить подземные паркинги как наиболее оптимальные для решения проблемы парковок.

«Р»: Паркинги должны быть возле каждого дома?

Д. ЗАМОРЕЦ: Сегодня при реализации проекта жилой застройки необходимо предоставлять машино-места исходя из норматива: на одну квартиру — одно машино-место. Они могут располагаться в подземных, наземных паркингах, на придомовых территориях. 

И. ЛИШАЙ: Цена парковок в Минске и во всей стране — это краеугольный камень. Проблема обсуждается давно. Поиск решений — как сделать дешевым парковочное место — не один десяток лет ведется. Были различные варианты, вплоть до автоматизированных, карусельных парковок…

Д. ЗАМОРЕЦ: Последние крайне сложны в реализации и зачастую, наоборот, приводят к увеличению стоимости, плюс под них требуется доработка нормативной базы. 

И. ЛИШАЙ: Есть трудности и не только с карусельными парковками. Нормами по парковкам мы занимаемся давно. Но не хватало конкретных испытаний и конкретных практических исследований. Ведь все мы наследники Советского Союза. Любой СНиП в те времена был не просто документом. Его составляли десятки научных организаций. Сегодня у нас испытаниями занимаются отдельные институты. Существуют проблемы финансирования научных исследований в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Поэтому очень хорошо, что есть коммерческие застройщики, которые понимают, что нужны изменения, а для этого нужно проводить испытания и исследования. Мы все хотим одного: чтобы все было безопасно и в то же время недорого. Другой вопрос, что наши доказательства должны иметь под собой вескую аргументацию. Эту аргументацию можно получить только на натурных испытаниях. 

«Р»: И такие испытания были проведены. Кстати, впервые. С 2017 года и по нынешний РУП «Стройтехнорм» и Научно-практический центр Минского городского управления МЧС в подземных паркингах пяти новостроек в разных районах Минска поджигали реальные автомобили и тестировали работу систем противодымной вентиляции и автоматики пожаротушения.

И. ЛИШАЙ: Это хорошее начало благодаря коммерческим застройщикам, которые заинтересованы в снижении цены квадратного метра подземного паркинга. Первый шаг сделан, чтобы мы могли по-другому посмотреть, что такое подземный паркинг. Ведь если необходимо обеспечить всех машино-местами, нужно уходить под землю. Другого выхода нет. Но эти объекты насыщены инженерными системами, имеют конструкции с определенным запасом прочности. Это и определяет цену. Открытые паркинги дешевле, потому что там нет инженерии. Задача испытаний — посмотреть на практике, как это все работает, чтобы понимать происходящие при реальном возгорании автомобиля процессы. 

Погореть на автомобиле

«Р»: Это хорошее начало и хорошая основа.

И. ЛИШАЙ: Да. На основании единичных исследований уже можно выстроить некую «дорожную карту», что нужно поменять. Уже сейчас разрабатывается новая концепция защиты объектов, направленная на снижение инженерной нагрузки и требований к системам, в том числе путем их объединения.

«Р»: Что было сделано? 

Подземные паркинги наиболее оптимальны для решения проблем парковок.
Р. ГЛИНИСТЫЙ: В испытаниях участвовали двое застройщиков. Работа началась с 2017 года. Первое натурное испытание в подземном гараже-стоянке в новостройке по Сморговскому тракту показало: спринклерные системы тушения ограничивают и обеспечивают локализацию пожара в габаритах одной машины. То есть огонь не распространился на соседние машины. Мы это увидели. А после подняли исследования 1959 года. Все совпало. Отдельные изменения уже учтены и внесены в нормативную базу: по уже теперь действующим нормам площадь защиты принимается на 6 машин, а ведь было 12! 

«Р»: Иными словами, противопожарные нормы проектировались с расчетом, что в случае возгорания одного автомобиля на подземной стоянке расчетная площадь пожара принималась как для 12 горящих автомобилей. А по факту оказалось, что площадь возгорания можно уменьшить до 6 автомобилей, потому что в ходе испытаний выяснилось: если горит автомобиль, то система пожаротушения локализует пожар в пределах этого одного горящего автомобиля и защищает смежные с ним машины.

Р. ГЛИНИСТЫЙ: После чего возникал вопрос алгоритма работы систем. Самый главный: как работают автоматическое тушение и система противодымной вентиляции. Дальнейший этап — измерение температуры на строительных конструкциях, в воздуховодах систем противодымной вентиляции во время пожара (при работе систем противодымной вентиляции и пожаротушения). Получили положительные результаты, которые сейчас оформляем. 

И. ЛИШАЙ: Объясню по-простому. В уже построенный паркинг ставили автомобиль, спереди, сзади и по бокам парковали еще 6 автомобилей. Один поджигали и оценивали результаты. На какой секунде сработает пожаротушение, позволит ли система ограничить распространение пожара на соседние машины? Когда сработает система дымоудаления и начнет дым удалять? Что сначала сработает: пожаротушение или пожарная сигнализация? Какой извещатель сработает раньше: дымовой или тепловой? Вот эти все исследования и проводились. Результаты ряда испытаний были неожиданными. Например, у нас в нормах определено: система дымоудаления должна включиться при срабатывании пожаротушения. То есть когда пойдет вода. Но когда машина горит, образуется достаточно большое количество дыма, и весь он стелется под потолком. Как только пошла вода (сработала система пожаротушения), весь дым мгновенно опускается на уровень земли, и видимость значительно ухудшается. Во время первого испытания мы реально не видели друг друга, хотя стояли рядом. Это говорит о том, что, если запустить все системы пожаротушения, людям будет трудно в этом дыму выйти. Система оповещения должна включаться намного раньше, чем система пожаротушения. То есть сначала должны выйти люди. А у нас система оповещения запускалась от пожарной автоматики. Изменения в этой части были немедленно внесены. Вопросы эвакуации людей первичны. 

«Р»: Это результаты первых исследований 2017 года. По ним внесены некоторые правки. Что вы исследовали в этом году? 

Р. ГЛИНИСТЫЙ: Сейчас исследовали температурный режим: какая температура при пожаре воздействует на перекрытия, на воздуховоды, на оросители. Приведу пример. Вентилятор дымоудаления для гаража по существующим нормативам должен выдерживать 600 °С, а воздуховоды системы дымоудаления необходимо защищать от воздействия высокой температуры (500 °С) 60 минут. По факту при работе систем пожаротушения максимально достигнутая температура при реальном пожаре — 70—80 °С. Дважды жгли машины. Каждый раз делали замеры. Изучали воздействие температуры на перекрытия. В действующих нормах перекрытия должны выстоять 2,5 часа при нормативной температуре, равной 900 °С. Мы увидели, что даже в самых жестких условиях температура перекрытия не превышает 200—350 °С. Максимальная температура на строительных конструкциях по результатам пяти испытаний составила от 308,3 до 200 °С в течение 32 секунд. И 1,5—2 минуты она держалась выше 100 °С. 

«Р»: Что и следовало доказать: требования завышены многократно!

И. ЛИШАЙ: Паркинг, особенно подземный, — очень сложное сооружение. В нем выполняются системы пожарной автоматики, в том числе системы пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, система дымоудаления, система аварийной вентиляции, система общеобменной вентиляции. Встроенные паркинги выделяются противопожарными преградами. Все это деньги. Цель проведенных исследований — понять, какие системы можно объединить. Например, можно системы дымоудаления и общеобменной вентиляции сделать такими, что это будет обычная вентиляция, которая удалит в том числе всю обычную загазованность паркинга, а в случае пожара сможет справиться и с дымом. Здесь видна явная экономия. Все это позволит минимизировать затраты при монтаже различных систем. И даже если каждая в отдельности система нужна, то каждая из них может стать дешевле. 

В одной системе

«Р»: На сколько? Вы рассчитывали? 

Д. ЗАМОРЕЦ: Мы прорабатываем этот вопрос в своих подземных парковках. Запланированы испытания на конец этого и начало следующего года в жилом комплексе «Грандхаус» на проспекте Дзержинского. У нас два подземных двухуровневых паркинга на 346 и 247 мест. Будем поджигать машины и оптимизировать инженерные системы по дымоудалению и пожаротушению. Попробуем объединить системы вентиляции и дымоудаления: вентиляция при пожаре может работать на дымоудаление. Если пересмотреть все параметры по огнестойкости перекрытий, воздуховодов и оптимизировать системы дымоудаления, то мы, по предварительным подсчетам, можем достигнуть экономии до 30 процентов, что позволит сократить разрыв в уровне цен между подземными и наземными паркингами.

С объектами, которые не вписываются в нормы, обычно работают индивидуально.
Р. ГЛИНИСТЫЙ: Один из основных вопросов — по системе вентиляции. Наша задача — дать возможность проектным организациям и заказчикам выбирать различные варианты систем вентиляции в зависимости от условий гаража-стоянки и в зависимости от его автоматизации. Долго анализировали. Взяли за основу британский стандарт. Испытывали на наших системах. Получилось, что одна система выполняла несколько функций: общеобменная вентиляция, вентиляция разбавления и удаления вредных веществ (аварийная) и вентиляция удаления продуктов горения при пожаре.

При превышении предельно допустимых концентраций СО запускалась система от датчиков СО. Она выполнила функцию в определенной части гаража, проветрила и разбавила воздух. А если система поняла, что произошел пожар, то она сразу же включила систему на удаление дыма. 

И. ЛИШАЙ: Поясню. Сейчас нужно запроектировать три различные системы со своими вентиляторами и воздуховодами, найти для них место. 

Р. ГЛИНИСТЫЙ: Мы пытаемся сделать гибкие требования для различных гаражей в зависимости от их геометрических параметров и места размещения. В гаражах небольшой площади, например, вообще возможно исключение системы дымоудаления. 

И. ЛИШАЙ: Если площадь небольшая и сработает автоматическая система пожаротушения, которая, по сути, прибьет пародымовые смеси к полу, то смысла в системе дымоудаления в принципе нет. На небольших площадях такая система не нужна. Можно делать обычную вентиляцию. Но это все еще нужно анализировать. 

Мы говорим о противопожарных исследованиях. Но есть над чем подумать и с точки зрения общестроительных, планировочных решений. Например, по рампам. Все зависит от того, какую цель преследовать. Во многих странах главное — жизнь человека. Мы же еще со времен СССР всегда говорили о том, что в случае пожара нужно спасать и людей, и имущество. Количество рамп (однопутные и двухпутные) тоже с этим связано. Можно подумать и над размерами мест в зависимости от категории автомобиля. 

«Р»: Что по этому поводу думает МЧС?

А. ШИКУТЬ: Ничего нового не скажу. Как уже упоминали участники «круглого стола», мы руководствуемся требованиями, которые перешли из норм со времен Советского союза. Что касается изменений в нормативные документы, затрагивающие требования безопасности людей, устойчивости зданий и сооружений, то эти изменения должны быть обоснованы. Результаты, полученные на основании проведенных натурных испытаний, необходимо проанализировать и посмотреть, какие выводы из этого сделаны. Также хочу отметить, что МЧС и, в частности, органы государственного пожарного надзора не предъявляют при осуществлении надзорной деятельности в строительстве иных требований, кроме тех, которые изложены в нормативных документах, утвержденных Минстройархитектуры. 

Р. ГЛИНИСТЫЙ: Научно-исследовательская работа будет общедоступна и передана в МЧС для изучения и ознакомления. 

И. ЛИШАЙ: Нормативный документ — это практика. Когда появляются объекты, которые не вписываются в нормы, то с каждым таким объектом идет индивидуальная работа. И могут быть согласованы обоснованные отступления. И эти индивидуальные объекты, сделанные на основании практических исследований, должны потом стать основой измененного нормативного документа, который сделает эти исключения нормой, которую потом можно будет применять серийно. 

Сейчас подготовлен проект документа, который учитывает многие моменты, о которых мы здесь говорили. До конца года проект должен быть утвержден. В него внесли и увеличение расстояний до эвакуационных выходов, расстояние по нормированию между проемами (исключили козырьки над оконными проемами в гараже), в ряде случаев исключили внутренний противопожарный водопровод и другое. 

«Р»: Что еще планируете? 

Р. ГЛИНИСТЫЙ: Единственный серьезный вопрос, который у нас остался, — рассеивание вредных веществ и выбросов. У нас шахта вентиляции из подземного гаража должна находиться на расстоянии 15 метров от окон жилого дома. Если во дворе не хватает места, то шахту нужно строить через весь дом на крышу — для вывода из подземного паркинга вредных выбросов. У застройщика появляются проблемы. Мы провели исследования, которые показали, что при выбросе со скоростью от 15—20 м/с происходит мгновенное рассеивание вредных частиц в атмосфере вне зависимости от скорости ветра, то есть никакого вреда для людей не возникает. Подтверждение нашли в научных исследованиях, проводившихся в 1950—1970 годах в СССР. Результаты исследований мы готовы предоставить в Минздрав. 

П. БОЧАРНИКОВ: Проблема парковки во дворах и на детских площадках наиболее актуальная. Вариантов ее решения немного: либо мы делаем город без машин, либо мы должны находить оптимальное решение для хранения автомобилей. В мегаполисах они под землей. А теперь по поводу стоимости. Когда регулятором норм пожарной безопасности станет страховщик, то многое изменится само собой. Истоки нынешних норм — хозяйство Советского Союза, когда мы спасали государственное имущество. И обязаны были тушить содержимое гаражей. Во всем мире если пожар не подвергает опасности жизни людей, то внутрь спасатели вообще не идут. Спасатели думают только о человеке, а об имуществе и собственности — только страховщик. Тогда и изменятся нормы, которые бывают чрезмерны и выполнение которых обходится необоснованно дорого.

И. ЛИШАЙ: Нужно минимизировать требования и сделать их максимально понятными, чтобы не было разночтений. Еще очень хотелось бы, чтобы когда разрабатываются изменения в нормативный документ, а он обязательно вывешивается в открытом доступе для обсуждения, специалисты и заинтересованные, застройщики, например, обращали бы на него внимание. Общественное обсуждение у нас очень слабое. Все изменения мы замечаем лишь тогда, когда они напрямую касаются нас при строительстве какого-то жилого дома, паркинга. А до того, к сожалению, они никого не волнуют. 

misnik@sb.by

aelita@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter