Какой экономический эффект даст ЕАЭС применение навигационных пломб для отслеживания перевозок

Поставим пломбу на маршрут

Евразийская экономическая комиссия утвердила всю необходимую нормативную базу для запуска применения навигационных пломб при отслеживании грузоперевозок в интеграционном объединении. Сюда входят документы, определяющие требования к навигационным пломбам, перечень товаров, в отношении которых не будет применяться отслеживание, документы, определяющие порядок навешивания, снятия навигационных пломб, места, в которых осуществляются навешивание и снятие, круг лиц, участвующих в этом процессе. Таким образом, все готово для запуска соответствующего механизма. Как станет работать эта система и каков экономический эффект от ее реализации, выяснял наш корреспондент.

Надежный барьер

Для начала отметим, что навигационная пломба — это устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства и целостность грузового отсека, сохранность перевозимых товаров. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает коррупционные риски. Навигационные пломбы обеспечивают дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации. Активируется навигационное устройство через интернет или с помощью специального мобильного приложения. Навигационные пломбы позволяют не только отслеживать перемещение груза в режиме реального времени, но и сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны.

Активно вопрос их применения в Евразийском экономическом союзе обсуждается с 2017 года. Работа была сложной, участвовали все заинтересованные государственные органы и бизнес-сообщества сторон, было много мнений и позиций. При этом в каждой стране-участнице уже есть свои наработки в данном вопросе. Например, в Беларуси механизм внедрения навигационных пломб для отслеживания перевозок начат с 2018-го. Изначально их использовали только в отношении перевозчиков, по которым была информация, что они нарушают таможенное законодательство. В 2021 году сферу применения расширили. Эксперты подчеркивают: этот механизм позволяет сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство либо во внутренний пункт таможенного оформления, либо до выезда с территории Беларуси.

В механизме отслеживания перевозок товаров применяются два основных элемента. Это сама навигационная пломба и информационная система национального оператора, в которой эта пломба зарегистрирована. Навигационная пломба на период отслеживания выполняет функцию хранения сведений о перевозке .

Используя технологию геопозиционирования, навигационная пломба в онлайн-режиме передает в информационную систему национального оператора сведения о своем месте нахождения и состоянии, — отмечает директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров. — Информационная система национального оператора, обеспечивающая мониторинг перевозки товаров с применением навигационных пломб, представляет из себя специализированный технологический комплекс, осуществляющий сбор, обработку, хранение и передачу данных контролирующему органу и заинтересованным лицам.

Вся информация о перевозке товаров будет доступна контролирующим органам государств-членов, по территориям которых они осуществляются. В случае же несанкционированного размыкания или разрыва запорного троса, потери связи, разряда батареи пломба фиксирует данное событие и направляет тревожный сигнал национальному оператору.

Очевидные преимущества

Проще говоря, если наложена пломба, то нет необходимости проверять товар в каждом государстве ЕАЭС, а в некоторых — и по несколько раз за один маршрут. Такие условия существенно снижают затраты и в целом способствуют снятию дополнительных административных барьеров для бизнеса.

Работа над внедрением в ЕАЭС механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб началась в рамках создания системы отслеживания перевозок товаров, помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита и экспорта, — продолжает Сергей Владимиров. — Но в 2020-м Советом ЕАЭС было поручено распространить этот механизм на товары, перемещаемые во взаимной торговле, в связи с наличием проблемных вопросов, связанных с проведением контрольных мероприятий в пути следования товаров на территории ЕАЭС. Итак, с одной стороны, механизм применения навигационных пломб должен обес­печить прозрачность перевозок товаров по территории союза и законность оборота товаров в наших странах. А с другой — минимизировать проведение контрольных мероприятий по пути следования товаров. Так, соглашением прямо предусмотрено, что не допускается применение таможенного сопровождения в случае использования навигационных пломб, за исключением ряда указанных в нем товаров.
Применение навигационных пломб обеспечит снижение стоимости и сроков перевозки, что, как следствие, приведет к повышению транзитной привлекательности стран ЕАЭС.
В целом, по мнению специалистов, реализация соглашения позволит упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю, в том числе за счет исключения досмотров грузов в процессе перевозки — на внутренних границах наших стран. Сокращение контрольных мероприятий по пути следования товаров, безусловно, уменьшит накладные расходы бизнеса и сократит время на доставку товаров. Одновременно применение навигационных пломб обеспечит снижение в ЕАЭС доли серого, теневого товарооборота, от которого страдают добросовестные производители и потребители.

В три этапа

Для мягкой адаптации участников внешнеэкономической деятельности к новым требованиям внедрение данной технологии в ЕАЭС будет происходить поэтапно с учетом категорий товаров и видов транспорта, которыми они будут перемещаться.

— На первом этапе это новшество коснется санкционных и отдельных видов подакцизных товаров, перево­зимых автомобильным и железнодорожным видами транспорта в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли, — обратил внимание директор Департамента ЕЭК. — Сюда же входят отдельные категории товаров, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита. На втором этапе, к которому стороны приступят через шесть месяцев после начала первого этапа, новшество затронет отдельные категории товаров, а также иные товары, определенные ЕЭК, перевозимые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита. Также это коснется товаров, не охваченных первым этапом. Ну и на последнем, третьем этапе применение навигационных пломб будет распространено на перевозки иных категорий товаров, не охваченных вторым этапом, осуществляемые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter