Надежный барьер
Для начала отметим, что навигационная пломба — это устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства и целостность грузового отсека, сохранность перевозимых товаров. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает коррупционные риски. Навигационные пломбы обеспечивают дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации. Активируется навигационное устройство через интернет или с помощью специального мобильного приложения. Навигационные пломбы позволяют не только отслеживать перемещение груза в режиме реального времени, но и сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны.Активно вопрос их применения в Евразийском экономическом союзе обсуждается с 2017 года. Работа была сложной, участвовали все заинтересованные государственные органы и бизнес-сообщества сторон, было много мнений и позиций. При этом в каждой стране-участнице уже есть свои наработки в данном вопросе. Например, в Беларуси механизм внедрения навигационных пломб для отслеживания перевозок начат с 2018-го. Изначально их использовали только в отношении перевозчиков, по которым была информация, что они нарушают таможенное законодательство. В 2021 году сферу применения расширили. Эксперты подчеркивают: этот механизм позволяет сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство либо во внутренний пункт таможенного оформления, либо до выезда с территории Беларуси.
В механизме отслеживания перевозок товаров применяются два основных элемента. Это сама навигационная пломба и информационная система национального оператора, в которой эта пломба зарегистрирована. Навигационная пломба на период отслеживания выполняет функцию хранения сведений о перевозке .
— Используя технологию геопозиционирования, навигационная пломба в онлайн-режиме передает в информационную систему национального оператора сведения о своем месте нахождения и состоянии, — отмечает директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров. — Информационная система национального оператора, обеспечивающая мониторинг перевозки товаров с применением навигационных пломб, представляет из себя специализированный технологический комплекс, осуществляющий сбор, обработку, хранение и передачу данных контролирующему органу и заинтересованным лицам.
Вся информация о перевозке товаров будет доступна контролирующим органам государств-членов, по территориям которых они осуществляются. В случае же несанкционированного размыкания или разрыва запорного троса, потери связи, разряда батареи пломба фиксирует данное событие и направляет тревожный сигнал национальному оператору.
Очевидные преимущества
Проще говоря, если наложена пломба, то нет необходимости проверять товар в каждом государстве ЕАЭС, а в некоторых — и по несколько раз за один маршрут. Такие условия существенно снижают затраты и в целом способствуют снятию дополнительных административных барьеров для бизнеса.
— Работа над внедрением в ЕАЭС механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб началась в рамках создания системы отслеживания перевозок товаров, помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита и экспорта, — продолжает Сергей Владимиров. — Но в 2020-м Советом ЕАЭС было поручено распространить этот механизм на товары, перемещаемые во взаимной торговле, в связи с наличием проблемных вопросов, связанных с проведением контрольных мероприятий в пути следования товаров на территории ЕАЭС. Итак, с одной стороны, механизм применения навигационных пломб должен обеспечить прозрачность перевозок товаров по территории союза и законность оборота товаров в наших странах. А с другой — минимизировать проведение контрольных мероприятий по пути следования товаров. Так, соглашением прямо предусмотрено, что не допускается применение таможенного сопровождения в случае использования навигационных пломб, за исключением ряда указанных в нем товаров.
Применение навигационных пломб обеспечит снижение стоимости и сроков перевозки, что, как следствие, приведет к повышению транзитной привлекательности стран ЕАЭС.В целом, по мнению специалистов, реализация соглашения позволит упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю, в том числе за счет исключения досмотров грузов в процессе перевозки — на внутренних границах наших стран. Сокращение контрольных мероприятий по пути следования товаров, безусловно, уменьшит накладные расходы бизнеса и сократит время на доставку товаров. Одновременно применение навигационных пломб обеспечит снижение в ЕАЭС доли серого, теневого товарооборота, от которого страдают добросовестные производители и потребители.
В три этапа
Для мягкой адаптации участников внешнеэкономической деятельности к новым требованиям внедрение данной технологии в ЕАЭС будет происходить поэтапно с учетом категорий товаров и видов транспорта, которыми они будут перемещаться.— На первом этапе это новшество коснется санкционных и отдельных видов подакцизных товаров, перевозимых автомобильным и железнодорожным видами транспорта в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли, — обратил внимание директор Департамента ЕЭК. — Сюда же входят отдельные категории товаров, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита. На втором этапе, к которому стороны приступят через шесть месяцев после начала первого этапа, новшество затронет отдельные категории товаров, а также иные товары, определенные ЕЭК, перевозимые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита. Также это коснется товаров, не охваченных первым этапом. Ну и на последнем, третьем этапе применение навигационных пломб будет распространено на перевозки иных категорий товаров, не охваченных вторым этапом, осуществляемые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
sichevich@sb.by