Обойдемся без посредников. Почему цены на некоторые товары кусаются?

Посредник — лишний

Осень порадовала белорусов яблоками. Хозяйства покрепче — кто может не только урожай вырастить, но и сберечь — хранилища заполнили под завязку. Почему же цены порой кусаются и на эту продукцию, и на ряд иных товаров? Очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедшего в эфире канала «Беларусь 1», посвящен проблеме посредничества.

Фото  Анны  ВЯЖЕВИЧ.

На Пинщине «Почапово» — самый крупный производитель. Масштабы такие, что яблоки едут в Россию в режиме нон–стоп. Чтобы поспеть за спросом и отгружать быстрее, неплохо ввести третью рабочую смену, рассуждает председатель ОАО «Почапово» Сергей Созончук. Кстати, на белорусском рынке оставят лишь каждое третье яблоко:

— Здесь хранится почти 2,5 тысячи тонн яблок. Температура и влажный воздух позволят сохранить их до марта. Яблоки, которые мы готовим для продажи (для системы образования, садиков) — самый оптимальный вариант для ребенка. На сегодня цена такого яблока — 55 копеек с учетом НДС.

Такая математика родителям и бюджету только на руку. Недорогие витамины в сезон — возможность сделать меню богаче по другим позициям. Ведь цена обеда всегда фиксированная. В день на питание в детском саду потратят чуть более двух с половиной рублей. В яслях — немногим более двух. Будет дешевле яблоко — значит, добавят рыбу получше, мясо подороже, фрукты почаще. Увы, теория реальностью становится не всегда. Производитель, конечно, отдаст подешевле. Но купит ли напрямую потребитель? Пинск «прославился» тем, что в урожайный год закупал яблоко для дошколят по 1 рублю 70 копеек! Кто заработал на разнице? Начальник управления по образованию Пинского горисполкома Евгений Мендель признает:

— Эта цена смущает, конечно. Но, к сожалению, мы сейчас работаем с посредниками.

Фото  ВИТАЛИЯ  ГИЛЯ.

Журналист АТН констатирует: путь товара от одного производства к другому коротким бывает не всегда. Порой в торговой цепочке покупатель — продавец немало других звеньев. И каждое накручивает свой процент дохода. Как правило, чем больше тех, кто перепродает, тем выше конечная стоимость товара. Это медвежья услуга для экономики. А потому исключить необоснованные торговые звенья — жесткое требование Президента:

— Эти «прослойки» любыми правдами и неправдами, взятками в том числе, сбывают на предприятия свои товары, и часто по завышенной цене. Посредники «съедают» до трех процентов ВВП. И очень больно и обидно, что там иногда сидят сыновья некоторых начальников, больших и маленьких.

Именно такая схема — с криминальным душком — поставила под удар завод с полувековой историей. Бобруйская кожевенная фабрика для города — крупный наниматель, дающий сотни рабочих мест. Здесь шкуры превращают в готовую кожу для обуви, одежды и сумок. Сырья в стране хватает, спрос на уровне, кадров — полный комплект. Но почему предприятие, казалось бы, обреченное на успех, еле сводит концы с концами? Долгие годы благополучие кожевенников подрывали посредники, выстраивая длинные цепочки доставки и сырья, и химии, и готовой продукции. Председатель Бобруйского межрайонного КГК Алексей Федоров поясняет:

— Имея договоры с иностранными компаниями, предприятие также отгружало аналогичную продукцию минской фирме, которая в дальнейшем ее поставляла тем же контрагентам, что и кожкомбинат. Аналогичные схемы были выявлены и при поставках готовой продукции отечественным производителям обуви.

Кожевенное предприятие в Гатово построено 30 лет назад  по итальянскому проекту и являлось одним из лучших в СССР.  Но успешно работать сегодня ему мешает обилие посредников...
Фото  Александра  Стадуба.

И это еще не все. Кожзаводы закупают импортную химию — сырье ведь нужно обработать, покрасить. Бобруйск находит партнеров в России и Польше, все честно. Производители бьют по рукам, заключают контракты на поставки. Но появляются предприимчивые минские фирмы. Выходят на тех же поляков, покупают у них, чтобы затем подороже перепродать кожевенной фабрике. Завод может работать без посредников. Но не хочет, говорит старший инспектор Бобруйского межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований КГК Николай Пригара:

— У руководства комбината имелись родственные отношения с представителями двух субъектов хозяйствования. В настоящее время расследуется уголовное дело, возбужденное по факту злоупотребления властью и служебными полномочиями.

Аналогичная ситуация в Гатово, что под Минском. Самый крупный игрок на рынке белорусской кожи каждое второе изделие отправляет на фабрики Европы и Азии. В помощниках — ушлые фирмы с заграничной пропиской. Долгое время кожу из Гатово в Европу переправляет посредник. Прописка — английская, корни — российские. Каверзные схемы продажи заинтересуют не только правоохранительные органы. Несколько лет назад всем кожевенным фабрикам придали лоска: завезли новые станки. Модернизация, прямо скажем, влетела в копеечку. И сейчас и в Гатово, и в Бобруйске способны переработать все белорусское сырье (его в достатке), получить на выходе качественную кожу и обеспечить всех обувщиков страны. Но это пока лишь теория. А на деле обувные заводы используют отечественное сырье едва ли наполовину. Хотя гендиректор ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Сергей Мазейко подтверждает — выгода налицо:

— Маржинальный доход на одном квадратном метре полуфабриката составляет 3,5 рубля. На готовую кожу — 17 — 20 рублей. Разница, конечно, большая.

Раньше эта разница отправлялась в доход посреднику. Рекорды финансовой ловкости поставила Орша. Одна лишь сделка — и 400 тысяч долларов в кармане. Регион и без того успехами не блещет. Но вот «Оршаагропроммаш» — завод с большой историей. Здесь решили запустить в производство новые агрегаты, закупили конструкторские документы. Цена сделки — почти 450 тысяч долларов. При этом фирма–изготовитель оценила свою работу в 10 раз дешевле. То есть через десятые руки документация стала практически золотой. Апогей же этой истории в том, что использовать документы по назначению завод не торопился. Убыточное предприятие — в крайне сложном финансовом положении — закупает дорогие документы, чтобы они годами пылились на полках! Финал прозаичен: договор расторгнут, директор под следствием.

А как решает проблему рачительный хозяин? «Речицадрев», например, запускает свое производство. Здесь не отрицают: да, раньше помогали посредники. ДСП, фанера или пленка для ламинирования — чего ни коснись, нужна смола. Полторы тысячи тонн ежемесячно. Ее завозили фирмы–компаньоны. Однако затем завод проводит апгрейд, создает собственный цех — и считает прибыль.

«Речицадрев» — пример рачительного подхода к производству. Почему ему не следуют другие?
Фото  БЕЛТА.

...Но чем же закончилась история в Пинске, где в щедрый сезон яблоки закупили по цене ананасов? В кабинетах местной администрации журналисты узнали, что тендер на поставки в пинские детские сады выиграла частная фирма–посредник. С виду все по закону, но по совести ли? Заказчик объявил тендер, прописал объемы поставок. Вот только про цены забыл. В результате цену фактически определили те, кто торговался. Частники заявились на тендер, не встретили никаких препон по стоимости и предложили столько, чтобы заработать сполна.

Но почему тогда по соседству, в Иваново, две трети всех поставок — от производителя? И в детских садах кормят лучше, и в бюджет заглядывают скромнее. По отдельным позициям закупки здесь обошлись на 200% дешевле. Председатель Ивановского райисполкома Юрий Бисун не скрывает:

— Если отдел образования производит закупки на целый год, это гарантированная и своевременная оплата. Зачем нашему «Агро–Снитово», производящему яйцо, бороться за покупателя, если он имеет гарантированного потребителя своей продукции в течение года — и с гарантированной оплатой. Что может быть лучше?

Предупредить возможные огрехи безответственных начальников помогут важные уточнения в законе. Госзакупкам с лета будущего года определят новые правила. Сначала будь добр, изучи цены и только после формируй закупочные прайсы. Следуя новым требованиям, Пинск больше не сможет отдавать на откуп посредникам щедрые бюджетные чаевые. А чтобы исключить возможный сговор, пропишут перечень требований к продавцу. С десяток позиций, которые покупатель может предъявить компаниям. «Закопаться» в лишних деталях и подготовить документы под конкретного претендента станет невозможно. Убрать с рынка нечистых на руку торговцев помогут и новые предложения в законы. Их обсудят в широком кругу все, кто причастен к бюджетным финансам. Чтобы в будущем работать на совесть, а не заключать с ней корыстные сделки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter