Посох паломника

На турецком побережье Эгейского моря одно из самых популярных путешествий - в горы, к домику Девы Марии.
На турецком побережье Эгейского моря одно из самых популярных путешествий - в горы, к домику Девы Марии. Считается, что именно там она провела последние дни и закончила земное существование. Говорят, могила Матери Божьей где-то выше, в почти недоступных местах. Сказать, что легендарная обитель - место, очень посещаемое, - ничего не сказать. Так и хочется назвать неиссякаемый людской поток настоящим паломничеством. Тем не менее стоит согласиться с настоятелем Свято-Покровской церкви в Минске отцом Виктором (Беляковым), определяющим подобное явление как духовный туризм. Отец Виктор, как можно было бы подумать, его не отвергает, но применительно к себе говорит: "Мне это не подходит".

Жить в скиту - не значит скитаться

Скорее всего, обычному человеку при слове "паломничество" рисуются в воображении изможденные фигуры, пыльные одежды, сбитые на бесконечных дорогах башмаки. Вероятно, 100 - 200 - 300 лет назад все примерно так и выглядело, уже хотя бы потому, что дороги в те времена были известно какие. Но главное-то ведь не в этом. Главное написано на лицах паломников, суть происходящего читается в их глазах.

Паломничества бывают близкими и далекими, продолжительными и не очень, массовыми и индивидуальными. Отец Виктор с прихожанами уже совершил не одно дальнее паломничество. До места назначения обычно добираются на специально арендованном автобусе. Чаще всего путь лежит в Нижегородскую область России в Серафимо-Дивеевский монастырь, где покоятся мощи святого Серафима Саровского.

- Действительно, паломничества в Серафимо-Дивеевский монастырь у нас стали традиционными, - говорит отец Виктор. - Бываем там ежегодно уже шесть лет подряд. Но не просто приезжаем, а работаем - на огородах, в ремонтных бригадах - неделю, десять дней. Благодаря этому вживаемся, начинаем чувствовать атмосферу. Только тогда человек превращается из путешественника, духовного туриста в настоящего паломника, прибывшего трудиться на святом месте.

Дивеевский монастырь считается четвертым уделом, то есть четвертым местом на земле, выбранным для особого духовного покровительства Матери Божьей. Первое - Иверия в Грузии, затем гора Афон, потом Киев и вот - монастырь. Считается, каждые сутки Святая Дева посещает Дивеево. Поэтому за счастье и пробыть там хотя бы сутки. Конечно, народу очень много - приезжают ведь со всего света, мне кажется, большего количество людей я нигде не видел. К мощам святого Серафима Саровского очередь человек в пятьсот стоит...

В Серафимо-Дивеевском монастыре нас знают и ждут. Это приятно. Обычно останавливаемся в Свято-Михайловском скиту, где расположены житница монастыря, пасека.

- Понятие "скит" как один из популярных объектов в творчестве писателей-классиков XIX - начала XX века также вызывает определенные ассоциации: безлюдье, аскетизм, умиротворение...

- Примерно так оно и есть. Жизнь в скиту достаточно уединенная, до ближайшего жилья километров пятнадцать. Порядок регламентируется скитским уставом. Кстати, священник приезжает в скит только по праздникам или в воскресенье.

Во время паломничеств нам случалось ночевать и в храме, например, когда ездили в Оптину пустынь, что тоже непросто: волей-неволей участвуешь в монастырской молитве, приходится класть и по 100, и по 300 поклонов. Для многих это тяжело.

- Но ведь едут не просто по доброй воле, а испытывая внутреннюю потребность.

- Безусловно. У нас вообще получается, что мечты осуществляются. В этом году побывали на Соловецких островах. Очень необычная поездка, и тоже не предполагал, что такое возможно. По мнению всех участников паломничества, впечатление осталось необычайно сильное. Во-первых, север - рядом Полярный круг, что само по себе уже будит воображение и чувства. Во-вторых, мы хорошо знаем, сколько там пролито безвинной крови. Масштаб свершившейся трагедии влияет на наши представления о Соловках даже на уровне подсознания. Особенный трепет посещает на острове Анзер, где размещались карцеры для заключенных - своего рода последняя инстанция... На острове два скита, в каждом живет по четыре человека. Вокруг Белое море, значит, восемь месяцев связи никакой. По воздуху, конечно, можно добраться, но, понятно, это не для монахов.

В следующем году хотим съездить на Валаам. Есть еще одна задумка, на осуществление которой никак не осмелимся, - Верхотурье, духовная столица Урала - от Екатеринбурга километров двести. В верхотурском монастыре сохраняются мощи удивительного святого - праведного Симеона Верхотурского. Может быть, через пару лет и дерзнем отправиться туда.

Дома же, в Беларуси, очень люблю Полоцкий монастырь - он дышит древностью, Жировичский - первый монастырь, где я вообще побывал. Еще одно святое место - Корма. Если все расположено близко, можно добраться и в одиночку - было бы желание и духовная потребность.

Вам куда? В Мекку и Медину!

Настоящим дерзновением можно назвать паломничество - хадж - мусульман в Мекку и Медину в Саудовской Аравии. Дорога дальняя, да и масштаб мероприятия такой, что счет идет на миллионы участников. Тем не менее председатель Белорусского общественного объединения татар "Зикр уль-Китаб" ("Память и книга") Абу-Бекир Шабанович рассказывает об этом, исходя из собственного опыта.

- Посещение Священной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине - мечта каждого истинно верующего мусульманина. Ночные молитвы на горе Арафат, бросание камешков в изваяние сатаны, участие в акте жертвоприношения животных, раздача подаяния нуждающимся - все это составные части хаджа.

Первый мой хадж, умра, - всего их состоялось уже три - был в 1994 году. Тогда по приглашению короля Саудовской Аравии приехала большая делегация из бывшего Советского Союза. В ее состав входили сегодняшний президент Башкирии Муртаза Рахимов, нынешний губернатор Кемеровской области России Аман Тулеев, космонавт Муса Манаров, все ведущие мусульманские священнослужители СНГ. Особенно хорошие отношения сложились у меня с Аманом Тулеевым, мы и сейчас поздравляем друг друга со всеми праздниками.

Второй хадж - можно сказать, основной - состоялся в 1998 году. Третий - во время проведения Всемирной конференции мусульман.

Эмоции, впечатления просто потрясающие. Мне очень нравилось бродить по улицам и переулкам древних городов. Местные жители дружелюбно относятся к паломникам, несмотря на утомительно большое количество приезжих, что неизбежно осложняет повседневный быт горожан.

Во многих домах там есть свои собственные небольшие мечети, но хозяева обязательно собираются на молитвы в общих храмах - срабатывает сформированный многими веками коллективизм. В мечеть не воспрещается прийти и иноверцу, от которого требуется только оставить обувь в специальной ячейке у входа. Простудиться не удастся: пол - мраморный, устлан коврами. Переживать, что туфли пропадут, также не стоит - никто не возьмет, а чтобы, выйдя, хозяин быстрее отыскал свою пару, предлагается жетончик с номером.

В мечети можно провести хоть целый день: молиться, отдыхать. В нижнем этаже есть вода, душ, предлагается питье, рядом расположены торговые ряды. Любопытная деталь: прямо на площади перед храмом также разрешается прилечь отдохнуть, читать Коран. Никто не потревожит, не толкнет, не скажет грубого слова. Конечно, и ты, в свою очередь, стараешься расположиться так, чтобы никому не мешать. Сначала все кажется странным, непривычным. Но потом начинаешь понимать суть происходящего, погружаться в окружающую атмосферу, и тогда уже тебя ничто не отвлекает от главной цели - общения, даже некоторого внутреннего духовного диалога со святыми местами. На то оно и паломничество.

Так зачем усложнять себе жизнь?

Действи

тельно, зачем куда-то ехать, усложнять себе жизнь? Отец Виктор называет паломничество духовно-телесным подвигом. Наверное, потому паломники и вызывают особое уважение у единоверцев и просто сограждан: как известно, на подвиг способен не каждый. Паломником движет не любопытство, не жажда странствий, а жгучее желание прикоснуться к святыне и через это прикосновение хоть немного очистить от суетности или даже порочности свои помыслы и душу. Первой белорусской паломницей стала духовная покровительница Беларуси Евфросиния Полоцкая, отправившаяся в Святую землю. Теперь паломничество осуществляется к самой святой, ее нетленным мощам и необыкновенной ауре Полоцкого монастыря.

Да и та же Свято-Покровская церковь, в которой настоятелем отец Виктор, не так проста. На месте, где она сейчас возводится, уже стоял ранее Покровский храм, а в нем хранилась чудотворная икона, явленная здесь же, у родника, в 1612 году. К иконе в надежде шли не только местные, но даже паломники из Киева! К сожалению, во время Второй мировой войны святыня пропала, следы ее затерялись.

А какое людское море ежегодно видят старинный Будславский католический костел в Мядельском районе и хранящаяся там икона Будславской Божьей Матери! Кстати, у католической молодежи очень популярны так называемые "пилигримки" - непродолжительные паломничества к местным святыням, обычно во время летних каникул. По ходу участники успевают и помолиться, и повеселиться, как и положено в юном возрасте. Получается очень органично. А еще это говорит о том, что дорога к святыне не заканчивается, как не прекращается и движение по ней. И хоть на первый взгляд в своем подвижничестве паломник пытается заглянуть в прошлое, на самом деле его помыслы устремлены в будущее. Наверное, поэтому символический посох паломника можно представить еще и в виде своеобразной палочки духовной эстафеты, передающейся от поколения к поколению и объединяющей всех, когда-либо прошедших по этому нелегкому пути.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter