По итогам 2015 года по требованию профсоюзов трудящимся возвращено 55 млрд. неденоминированных рублей

По согласию сторон и с пользой для работника

По итогам прошлого года по требованию профсоюзов трудящимся возвращено 55 миллиардов неденоминированных рублей. Это средства, которые были незаконно удержаны работодателями или вовсе не выплачены. Казалось бы, при наличии компетентных контрольных органов у нас такого быть не должно. Оказывается, вопросы, и довольно непростые, все же имеются. Чаще всего проблемы возникают в частных компаниях и акционерных обществах, в которых не налажена работа профсоюзных первичек.

А ведь такая тема поднималась не единожды. Причем на самом высоком уровне. Так, этот вопрос на седьмом съезде ФПБ заострил Президент, заметив, что частный сектор экономики постоянно растет,  создаются совместные предприятия и филиалы крупных зарубежных корпораций и наши соотечественники, которые на них трудятся, имеют полное право на защиту своих интересов. Сделать это должны именно профсоюзы.

Кстати, в стране уже есть подобный и довольно положительный опыт. Единая профсоюзная организация создана в частном машиностроительном холдинге, в одной из  торговых сетей, где трудится более 30 тысяч сотрудников. А всего в частных компаниях уже более трех тысяч профсоюзных организаций. Но еще достаточно и фирм, где зарплату предпочитают отдавать в конвертах, и профсоюзы там только помеха.

Однако есть, на мой взгляд, и другая сторона медали. А именно — несовершенство контрактной системы. Пусть простят за замечания ее разработчики, но мониторинг организаций со стороны ФПБ  говорит о наличии проблемы «скрытого сокращения». Речь идет об оптимизации численности работников для экономии средств. Схема довольно проста.  Наниматель снижает издержки организации за счет непродления контрактов даже с добросовестными работниками либо понуждает написать заявление. Существенно меняют условия труда и делают, условно говоря, восьмичасовую рабочую неделю. Если не устраивает — можно уйти по соглашению сторон. Те, кто остается, через месяц понимают, деньги ведь небольшие, и тоже увольняются. Впоследствии эти вакантные должности сокращаются, а человек остается без работы, выходного пособия, не попадает под программы переобучения и иные меры социальной защиты. 

Именно в такой ситуации оказались два сотрудника Пуховичского отделения ОАО «Смолевичи Бройлер». Им не продлили контракты незадолго до достижения пенсионного возраста. На защиту встали профсоюзы. Пенсию оформили досрочно, да и возможности для дальнейшей работы предложили. На бумажной фабрике Гознака в Борисове из-за сокращения объемов производства наниматель не продлил контракт троим работникам. После вмешательства профкома им предоставлены другие рабочие места на предприятии.

Эти частные примеры, вероятно, характеризуют общую, но не совсем приятную тенденцию. Поэтому профсоюзы за принятие более действенного и, думаю, куда более эффективного и по-человечески понятного документа. Если отработал на контракте год без замечаний, он должен быть продлен на максимальный срок. Такой механизм ФПБ предлагает закрепить законодательно. 

И еще одну тему нельзя обойти: читатели не поймут, почему мы не говорим  о своевременной выплате зарплаты. Да, профсоюзы не имеют к ее начислению никакого отношения, но в плане защиты прав работников — проблема архиважная и на постоянном контроле всех без исключения первичек. 

Главный посыл — все, что заработано, должно быть выплачено полностью и в срок. Не сумел — востребуем в соответствии с законами. И  миллиарды рублей возвращенных денег — конкретное доказательство возможностей авторитетной и самой многочисленной организации страны. И здесь небольшая ремарка. Думаю, к месту. Почему-то в последние месяцы Белстат перестал обнародовать списки организаций — должников по зарплате. А жаль. Общественность должна знать, а профсоюзы — реагировать.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter