Почему в органическом земледелии так важно сохранить почвенное плодородие и что для этого надо в себе преодолеть

Послушайте хоть природу

НЕСМОТРЯ на то, что у нас органическое сельское хозяйство находится на начальном этапе, первые шаги — уверенные и просчитанные. В Беларуси 20 операторов такого производства. Это фермерские и личные подсобные хозяйства, крупные и небольшие перерабатывающие предприятия. Больше половины их руководителей прошли обучение в «Органик-школе», организованной при Центре экологических решений.


Сегодня весь мир ищет альтернативные пути развития сельского хозяйства вообще и земледелия в частности. Синтетические удобрения и пестициды, генетически модифицированные семена, чрезмерная отвальная вспашка привели к большим проблемам. И только решив их, мы сможем говорить об устойчивом развитии.

Последние концепции, выработанные на уровне ООН и ФАО, показали: индустриальная модель интенсификации в аграрной сфере не работает, несмотря на то, что мы вносим в почву все больше и больше удобрений, используем новые сорта и гибриды с более высоким потенциалом по урожайности. Урожайность не растет, а качество окружающей среды, продукции и здоровья людей заметно ухудшается.

ОДНИМ из влиятельнейших мыслителей мира, «гуру экологического движения», «интеллектуальным гигантом» называют Лестера Брауна. В своей книге «Полная планета, пустые тарелки» он не устает повторять, что сельское хозяйство с применением «химии» не работает. Нужна альтернатива: «Еда – это слабое звено. Мы вступаем в новую продовольственную эру, отмеченную более высокими ценами на продукты питания, быстро растущим числом голодных людей и усиливающейся конкуренцией за земельные и водные ресурсы». Продукты становятся новой нефтью.

В земледелии (вслушайтесь в это слово: «земледелание») всегда были две задачи — рост урожайности и сохранение почвенного плодородия. Мы же больше ориентированы на «урожаеделание». К почве почему-то относимся лишь как к субстрату, думая, что достаточно внести семена, воду и удобрения, и хороший урожай гарантирован. Ничего подобного! Без почвенного плодородия это невозможно.

Василий Докучаев, основоположник науки о почвах, предостерегал об опасности утилитарного подхода к их использованию. Он настаивал на необходимости системного подхода к изучению почв. Среди причин, вызывающих засухи и неурожай, Василий Васильевич называл ненадлежащие способы обработки почв, отсутствие севооборотов и мер по сохранению влаги, ухудшение водного и воздушного режимов вследствие нарушения равновесия между пашней, лугами, лесами и водоемами.

Центральное звено любой системы земледелия — плодосмен, севооборот. В Советском Союзе он был 10 и даже 12-польный. Сегодня все больше 3—4-польный. Отсутствие же севооборота мы компенсируем избытком «химии». Экспериментально доказано, что именно севооборот и накопленное плодородие почв позволяют переориентировать земледелие на экологическое.

Именно севооборот с большим разнообразием культур, включая многолетние травы, обеспечивает надежную защиту от сорняков, вредителей и болезней. Да и урожайность намного выше, чем на бессменных посевах. Многолетние травы, особенно люцерна, способны накапливать в почве гораздо больше (почти в 5 раз!) биологического азота, чем однолетние бобовые культуры. Но как только начинаем вносить минеральные удобрения, бобовые культуры начинают «лениться»: почти не фиксируют азот из атмосферы и полагаются на вносимый азот с минеральными удобрениями, истощая при этом плодородие.

Бобовые культуры уникальны за счет того, что у них на корешках есть клубеньки, способные аккумулировать азот из атмосферы. Но азотфиксирующие симбиотические микроорганизмы не работают на кислых почвах. Вместо того чтобы снизить кислотность грунта и заставить работать микроорганизмы, мы вносим все больше и больше азота и радуемся, что урожаи растут. А ведь над каждым квадратным метром почвы в атмосфере находятся 8 тонн азота! Почему же бесплатно не используем то, что дала нам природа?

Травы в севообороте идут на корм скоту, навоз от которых возвращается в виде органики на поля. Фермер из Голландии с трудом ответит, сколько он продает молока. Зато безошибочно скажет, сколько получает навоза, который ему нужен для восстановления почвенного плодородия.

ГУМУС, а не синтетические удобрения — главная составляющая почвы. Основоположник минерального питания растений Юстус Либих в конце своей жизни признался, что переоценил роль минеральных удобрений и что без трав и навоза невозможно вести земледелие. Только с помощью NPK (азота, фосфора и калия) нельзя решить все проблемы, возникающие в земледелии. Да и сами минеральные удобрения, как ржавчина, разрушают и засаливают почву, истощая и без того очень невысокое почвенное плодородие.

В природе биомасса всегда стабильна. Но что в ней доминирует — сорняки или культурные растения, — это уже зависит от нас. Природа никогда не оставляет почву голой, она ее всегда одевает в мульчу или растения. В Беларуси промежуточными культурами серьезно занимался доктор сельскохозяйственных наук Корней Довбан. Именно он первым в стране заговорил о переходе от традиционного земледелия к биоорганическому, и даже разработал методические рекомендации.

Почва — живой организм. Концепция органического земледелия заключается не в том, чтобы кормить растения, а в том, чтобы кормить почву. Минеральные удобрения, повышающие урожайность культур, увы, никак не обеспечивают энергией ее микрофлору. Поэтому накормить почву — наша задача. Только так мы обеспечим ее функциональность. Она будет лучше фильтровать воду, обеспечивать растения питательными веществами и влагой, повышать их иммунитет, снижать глобальное потепление и др.

НИ один химический анализ не ответит на вопрос, насколько жизненна почва. А это столь важно и для ее плодородия, и для повышения урожайности.

Чарльз Дарвин главной работой всей своей жизни считал трактат не об эволюции, а о дождевых червях. Ими он занимался более 50 лет — всю свою жизнь в науке. Натуралист первым установил биогенный характер почв и впервые указал на важную роль животных организмов в ее формировании. По мнению ученого, деятельность дождевых червей так велика, что почву было бы правильнее называть не растительным, а животным слоем земли. Да и сами дождевые черви — неутомимые «пахари» природы, обеспечивающие идеальный дренаж и вентиляцию грунта.

В органическом земледелии становится возможным заменить механическую обработку почвы на биологическую, то есть отказаться от пахоты с оборотом пласта.

Терентий Мальцев, известный земледелец и новатор сельского хозяйства, почетный академик ВАСХНИЛ (а окончил он всего 7 классов церковно-приходской школы), дважды Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии, предложил свой способ обработки почвы, повышающий ее плодородие. Суть его — в сочетании глубокой безотвальной обработки почвы один раз в 4—5 лет с поверхностным рыхлением в остальные годы. Терентий Семенович не просто разработал оптимальную систему земледелия, но и сумел сделать это вопреки страстной вере в травополье и риску пойти под суд за нарушение закона о глубокой пахоте.

Мальцев говорил, что «наукой занялся, чтобы урожай обретать и земельку, плодородие не утрачивать». Продолжатели его дела есть и сегодня. В одном из хозяйств в Полтавской области уже 40 лет как отказались от плуга и не используют пестициды. Основатель предприятия Семен Антонец говорит, что он «выращивает не продукцию, а пищу для людей». Хозяйство строго соблюдает севооборот с замкнутым круговоротом питательных веществ и энергии. Готовит качественный компост. Против сорняков использует специальные культиваторы, которые боронуют почву не глубже чем на 3—4 см. Самое глубокое рыхление только перед посадкой картофеля — 7—8 см.

ЧТОБЫ заниматься органическим сельским хозяйством, важно понимать природу и видеть перспективу своего труда. Это как учиться ездить на велосипеде. Пока ты смотришь под колеса, ничего не получается. Но как только отводишь взгляд далеко вперед, сразу едешь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис БОИНЧАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, исследователь, заведующий отделом устойчивых систем земледелия Научно-исследовательского института полевых культур «Селекция», заведующий кафедрой естествознания и агроэкологии Государственного университета имени Алеку Руссо, г. Бельцы, Республика Молдова:

— Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в земледелии, не экономические и не финансовые. Это духовные проблемы. Что-то происходит с нашими душами, менталитетом. Мы хотим доминировать над природой, а надо бы ее модель использовать для разумного хозяйствования на земле. Ни одна инновация (какой бы замечательной и совершенной она ни была) не восполнит уровень хорошего почвенного плодородия. Органическое же земледелие как раз и ставит во главу угла здоровье и качество почвы. И это новый широкоформатный подход в решении земледельческих вопросов.

Пока же в сельском хозяйстве один специалист отвечает за гербициды, второй — за внесение удобрений и т. д. В природе (как и в медицине) все должно работать вместе. Как определить, что важнее — желудок или сердце? Жизненно необходимо и то, и другое. И хозяйство надо рассматривать системно и как единый организм.

Хорошую идею очень легко скомпрометировать, если не быть к этому готовым. Надо много учиться, синтезировать, анализировать, изучать научные исследования. Нужны убежденность и видение всего процесса.

Необходимо развивать экологическое сознание, начиная со школы и детского сада. Большинство из нас мыслит исключительно экономически. Но не все измеряется деньгами. Есть вещи, которые стоят дороже, — наше здоровье и здоровье окружающей среды. К тому же эти два понятия неразрывно связаны: здоровье каждого из нас зависит от здоровья окружающей среды и главным образом почвы.

Евгений ЗУЕВ, директор информационно-консультационного учреждения «Содействие развитию бизнеса»:

— Как выяснилось в процессе опроса, из потенциальных поставщиков фермерской продукции в Беларуси 82,1 процента знакомы со способом перехода на органическое земледелие и 49,2 из них готовы к производству. 38,5 процента хозяйств пока не думают о переходе на органические рельсы в силу различных причин: нет финансовой возможности; низкий спрос на биопродукцию; недопустимое состояние почвы; нехватка человеческих и капитальных ресурсов…

ФАКТ

В Европе и мире многие граждане платят фермерам за услуги, которые они оказывают обществу и окружающей среде. Так, в Нью-Йорке горожане перечисляют небольшие суммы денег на счет близлежащих хозяйств, чтобы они не применяли удобрения и пестициды. В Голландии поощряют фермеров исходя из того, сколько гнездовий птиц у них на каждом гектаре.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter