Последняя доза

Тридцатилетний минчанин Денис в Могилеве, похоже, задержится надолго. В 25 километрах от областного центра начато строительство центра для реабилитации наркоманов, где он сегодня работает...

Тридцатилетний минчанин Денис в Могилеве, похоже, задержится надолго. В 25 километрах от областного центра начато строительство центра для реабилитации наркоманов, где он сегодня работает. По словам директора могилевского филиала республиканской общественной организации «Жизнь» Ирины Цыбулькиной, через реабилитационные центры их организации в Минске и Витебске за 9 лет работы прошло 100 человек. Каждый второй избавился от смертельно опасной зависимости. Денис, около десяти лет сидевший на «тяжелых» наркотиках, — из их числа.


Денис рос в благополучной семье. Единственный ребенок, он не доставлял особых хлопот родителям, пока в 16 лет впервые не попробовал «травку». А в 19 первый раз укололся. И уже не смог остановиться. На героин ежедневно тратил до сотни долларов: одной «дозы» на сутки не хватало... Мать, отец, любимая девушка пытались спасти парня. Возили по клиникам, психиатрическим больницам, знахарям, экстрасенсам. Немало денег потратили. А он больше года без наркотиков продержаться не мог. Поступил в педагогический университет и бросил его на первом курсе...


— Кроме очередной «дозы» наркотиков, я ни о чем не думал, — признается Денис. — И сам не заметил, как превратился в старика. Похудел килограммов на 20. Серьезно подорвал здоровье — подхватил гепатит С. Любимая девушка ушла... Не знаю, что было бы со мной дальше, если бы один из приятелей не подсказал, что под Минском открылся центр реабилитации для наркоманов. Несколько моих коллег по несчастью отправились туда лечиться. Я тоже решил последовать их примеру. И вот уже четыре года не принимаю наркотики. Не пью, не курю. Наконец осознал, что можно быть счастливым без «дури». И главное — свободным!


В Могилевском областном наркодиспансере на учете состоит около 700 человек, зависимых от наркотиков. Лечить их до сих пор, по сути, было негде.


— Отправляли либо в областную психиатрическую больницу, либо в республиканскую — в Новинки. Там они находились всего месяц. Фактически медики лишь снимали ломку, — объясняет главврач Могилевского наркодиспансера Александр Фастовец. — Но зависимость никуда не уходила. Наркоман возвращался домой и принимался за старое. Излечить от наркотиков за месяц невозможно. Курс реабилитации, социальной адаптации должен длиться по меньшей мере год. В строящемся центре так и будет. К тому же у этого учреждения есть еще одно преимущество: там с наркозависимыми работают не только врачи–наркологи, но и бывшие наркоманы — те, кто сам прошел через ад и выбрал жизнь без иглы.


По словам Ирины Цыбулькиной, друзья Дениса, которые помогают строить центр, тоже завязавшие с наркотиками люди. Сегодня у них есть семьи, дети, работа. Некоторые стали успешными бизнесменами. Теперь помогают центру, где сами когда–то лечились, материально и психологически. Наркоману проще довериться «коллеге», сумевшему побороть в себе наркотическое искушение.


— В прошлом году на Могилевщине совершено около 400 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Каждый год их число хоть и немного, но растет, — не скрывает заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Могилевского облисполкома Владислав Ковалев. — Поэтому, конечно, мы поддерживаем идею появления на Могилевщине центра реабилитации. Говорят, что каждый наркоман втягивает в свой порочный круг 2 — 3 человека. Пусть теперь каждый, кто избавился от этой напасти, научит двух–трех «коллег» жить без марихуаны и героина.


Отказавшийся от наркотиков Денис уверен: за негосударственными центрами реабилитации — а их в стране 15 — будущее:


— В клиниках лечение довольно дорогое. А в центрах, открытых общественными, религиозными организациями, с пациентов если и берут деньги, то только на питание. Эти центры существуют за счет спонсорской помощи. Но и пациенты не сидят без дела. Наркоманы, желающие навсегда забыть о «дури», сначала работают на строительстве центра, затем в подсобном хозяйстве при нем. Когда я лечился под Минском, у нас было большое хозяйство: огород, куры, телята... Еще и гончарному искусству учили — горшки, вазы делать. Все это мне здорово помогло вернуться к нормальной жизни. Надеюсь, и у других получится.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter