Последний звонок?

Новые школьные тенденции. Изучаем!

Новые школьные тенденции. Изучаем!


В Малодолецкой школе, которая в деревне Казимирово Ушачского района, Тамара Мажинская директорствовала с 1986–го. В те времена школа была средней, а учеников с учетом окрестных деревень набиралось почти под 100. Однако после реорганизации местного колхоза статус центральной усадьбы Казимирово утратило. Специалисты постепенно перебрались поближе к новым рабочим местам, разъехалась молодежь. Со временем школа превратилась в базовую. В прошлом году тут учились всего  25 ребятишек. В нынешнем ее и вовсе закрыли.


— Жаль расставаться с учениками, с их родителями, — грустит Тамара Егоровна. — Все наши 12 учителей имели первую или высшую категорию. У детей хорошие успехи были. Например, двух десятиклассников — Колю Шаха и Катю Мажинскую, успешно выступивших на предметных олимпиадах в области, без экзаменов зачислили в Лужеснянскую гимназию для одаренных детей. Семиклассник Илья Рыпаль выигрывал районные состязания по легкой атлетике. Но для 18 учеников школу содержать накладно...


Теперь бывшие малодолецкие школьники, для которых специально в районном отделе образования выделили автобус, будут ездить учиться в Великие Дольцы. Этот агрогородок растет, развивается. В его средней школе нашлись места и для педагогов из Казимирово.


Впервые в Придвинском крае накануне нового учебного года планируется закрыть так много учебных заведений — более 30. 14 начальных школ, 11 базовых, одну среднюю плюс 4 детских сада и специализированную школу–интернат...


— Прекрасно понимаем, насколько важна школа для деревни, поэтому до последнего момента стараемся ее сохранить. Закрываем с большой неохотой, но это, к сожалению, естественный процесс, — комментирует ситуацию начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок.


Если лет 10 назад на Витебщине появлялось на свет 19 — 20 тысяч малышей в год, то сейчас — менее 12 тысяч. В последнее время, правда, рождаемость увеличилась, но до прежних показателей еще не дотягивает. В итоге в 208 общеобразовательных школах из 644 имеющихся за партами сидят менее 50 ребятишек. В некоторых начальных заведениях учатся по 3 — 5 школьников, а в базовых — 11 — 16. Именно демографическая ситуация подталкивает к тому, что школы закрывают. В этом году, например, замок повесят на двери Стрижневской и Редьковской начальных школ в Бешенковичском и Дубровенском районах. Закроют Меховскую и Шинковскую базовые в Городокском и Сенненском районах...


— Накануне учебного года мы проводим собеседование с нашими специалистами в районах, встречаемся с руководством райисполкомов, с родителями. Закрываем школу только после того, как все заинтересованные стороны дадут согласие, — подчеркивает Иван Щурок. — Естественно, что перед местными властями ставим два обязательных условия: трудоустроить учителей и решить вопрос с подвозом детей к другим учебным заведениям.


Проблем с подвозом нет. Более 99 процентов сельских школьников на Витебщине обеспечены транспортом, доставляющим их к месту учебы. Недавно вместо запланированных 8 автобусов областные власти приобрели 21. Что касается педагогов, которые потенциально могли остаться не у дел, то только в прошлом году на переподготовку в педуниверситет имени М.Танка направили 60 человек. Еще 197 приобретают новые востребованные специальности в академии последипломного образования.


В этом году на Витебщине новые школы не открывают вовсе. Тем не менее на ремонт и реконструкцию действующих из бюджета выделена солидная сумма — более 50 миллиардов рублей. Особое внимание — школам в агрогородках. За последние 3 года по программе развития села на то, чтобы привести их в порядок, истрачено 43 миллиарда рублей. И отдача от этих трат, говорят специалисты, ощутимая. К примеру, в прошлом году 39 процентов выпускников сельских школ области поступили в высшие учебные заведения, тогда как в целом по стране — 27.

 

На снимке: 1 сентября в здании Меховской базовой школы впервые не начнутся уроки.

Фото  Андрея Захарова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter