В ивацевичском районе закрывается школа-интернат

Последний звонок застал поселок врасплох

С 1 сентября в Ивацевичском районе закрывается Юголинская вспомогательная школа–интернат...

Факт в глобальном масштабе, может, и неприметный. А в контексте конкретной деревни, расположенной в лесной глуши, он резко меняет, ставит на грань неопределенности судьбы десятков людей. С 1 сентября в Ивацевичском районе закрывается Юголинская вспомогательная школа–интернат, которая через три года могла отметить 70–летие. Причина — недостаток учащихся. На 63 ученика в нынешнем году приходилось 89 человек — педагогов и технического персонала. Детей распределят в другие школы. Работники в растерянности: а куда деваться им? Особенно обеспокоены молодые воспитательницы, которые сейчас в декретном отпуске. С закрытием школы жизнь в Юголине может заглохнуть. Ведь учебное заведение было «поселкообразующим».


Детский дом появился на территории бывшего поместья Воронцовых-Вельяминовых в 1946 году. Сюда, в лес, подальше от людских глаз привозили беспризорников, снятых с поездов, и военных детей, оставшихся без родителей. Место на редкость красивое. Живописное. От поместья, правда, уже ничего не осталось. Одна только сыроварня. И часть парка с прудом. Остальные здания в Юголине: около четырех десятков домов и квартир, школьные корпуса, банно–прачечный комплекс, котельная, магазин — послевоенные и даже относительно современные постройки 1989 года.


Детский дом стал школой–интернатом для детей с особенностями развития в 1970 году. В Брестской области 5 таких интернатов. Причем все, кроме Юголинского, расположены или в городе, или в пригороде. Юголинская — в глуши. До Ивацевичей — 40 километров, до Барановичей — 50. В свой райцентр автобус ходит три раза в неделю, в соседний — два.


Директор Юголинской школы–интерната Инесса Копейко вспоминает, что слухи о закрытии периодически возникали. Но сообщение начальника управления образования Брестского облисполкома Михаила Тихончука все равно прозвучало как гром среди ясного неба.


— 28 мая нас собрали и объявили, что школа ликвидируется. Мол, мало детей, а расходы большие. Более 4 миллиардов рублей в год. Раньше мы просили помочь с комплектацией, на что–то надеялись, но нам отказали. Оказалось, что нас 5 лет готовили к закрытию, — сожалеет директор.


Мы заходим в актовый зал, где собрались около трех десятков работников. Им хотелось высказаться, нам с заместителем председателя Ивацевичского райисполкома Александром Великосельцем — выслушать аргументы против закрытия школы.


Главная обеспокоенность — отсутствие работы в радиусе доступности. К примеру, Наталье Касяник 18 июля выходить из декретного отпуска. Она не скрывает эмоций:


— У меня двое детей — трех и десяти лет. Муж вынужден переучиваться на математика. Его берут в соседнюю деревню Добромысль, в школу. А что будет со мной?


Как быть, не знает и Александр Говорушко — шеф–повар школьной столовой:


— Я воспитанник школы. Мне 54 года, куда мне деваться?


В растерянности учитель ритмики Ольга Данченко. Ей выходить через год. Куда?..


Впрочем, несмотря на тоску об учениках, которых распределят по другим школам–интернатам, учителя были бы рады любому детскому учреждению в своем поселке. Инесса Копейко делится своими мыслями:


— Мы все готовы смотреть за тяжелыми детьми. Здесь может быть областной детский приют. Или центр профессиональной подготовки для детей с особенностями психофизического развития. Люди научились всему и готовы переучиться, если надо.


Диетсестра Светлана Симанович обеспокоена не только своим будущим, но и судьбой зданий:


— Мой отец строил эту школу. У меня сердце за нее болит. Без людей, без детей корпуса не будут жить. Недавно только завершился капитальный ремонт, который длился 10 лет, немалые деньги вложены, а теперь — замок на двери. Как же так?!


На смотрины школьного хозяйства, расположенного на 50 гектарах, приезжали представители УВД, управления спорта и туризма, соцзащиты, здравоохранения. Никому почему–то не приглянулись ни здания, ни местность. Потому школа со всеми строениями передается на баланс Ивацевичского лицея сельскохозяйственного производства. Директор Михаил Дымович уверен, что они обеспечат сохранность: «Будет охрана из пяти человек».


Однако жители Юголина сомневаются. Не верят они и в то, что инфраструктура, созданная «под школу», продолжит служить поселку. Линии электропередачи пока на балансе школы. Котельная, которая отапливает половину домов и квартир, тоже. Школа платила немалые деньги за отопление. Но будет ли функционировать котельная только ради жилья? Оператор Сергей Левчук, которому задала вопрос, ответа не знает. Он тоже боится сокращения. Жена с закрытием школы остается без работы, а если еще и он...


Собравшись в актовом зале школы, юголинские учителя долго говорили о наболевшем. Вопросов много — ответов нет. Одни обещания о трудоустройстве. Пока предлагают работу в лесхозе, местное хозяйство готово взять тракториста и двух доярок. Педагоги не знают, как такие предложения воспринимать: плакать или соглашаться?..


Кстати


В Ивацевичском районе пока безрезультатно предлагаются к продаже деревенские постройки: 2 детских сада, 2 библиотеки, 4 клуба, учебно–производственный комбинат и школа в деревне Селец рядом с Юголином.


Компетентно


Александр Великоселец, заместитель председателя Ивацевичского райисполкома:


— Школа не наша, и не мы принимали решение о ее закрытии. Но помочь работникам надо обязательно. Запросили у потенциальных работодателей данные о вакансиях. В случае необходимости люди могут обращаться за адресной помощью. Еще вариант: занятие агроэкотуризмом. Места здесь красивые, речка недалеко. Можно подумать о создании приемных семей. Уверен, общими усилиями найдем выход.


Вопросы на злобу дня


Отвечает начальник управления образования Брестского облисполкома Михаил Тихончук.


— Можно было закрыть другую школу, а не эту?


— В Юголинской школе–интернате есть проблема с обеспечением медицинскими кадрами. Туда никто не хотел ехать.


— Куда намерены определить 18 декретниц?


— Все педагоги, в том числе и работницы, которые в отпуске по уходу за детьми, будут трудоустроены. Есть варианты.


— Что ждет здания?


— Они передаются на баланс лицея сельхозпроизводства. Могут в будущем использоваться по назначению — как оздоровительный лагерь. Или же будут выставлены на аукцион.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №119 (24256). Суббота, 29 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter