Последний выстрел

Часть третья. Из серии «Магия слова»

Часть третья. Из серии «Магия слова»


Летом так редко бывает. Даже если полдня непогодица, то вторая половина, как правило, светлая. Даже солнечная. Но в этот день погода куролесила вовсю. Нывшее с утра плечо успокоилось. Уходить от камина не хотелось. Еще по дороге сюда, в далекую глушь на северо-западе страны, размышляя о магической силе слова и вспоминая в связи с этим разные истории из своей жизни, чувствовал, что тема эта не скоро оставит меня.

Вот и сейчас, глядя на узорчатые блики, которые посылали поленья в камине на темную деревянную стену, думалось о том, как легкомысленно порой бросаемся словами, общаясь с родными и близкими, любимыми, друзьями и просто знакомыми. И как же потом трудно бывает исправить то, что уже прозвучало…

* * *

Однако вначале в памяти все же пробежали те первые две истории, что рассказал накануне. Это белобрысый Антон в полуденную пору в беседке за обедом сказал, что Стась сгорит от своей цигарки в геенне огненной. И сбылось. Малопьющий Стась сгорел зимой в своем деревянном домике на краю деревни.

А директор пионерского лагеря Сергей Дмитриевич? Кто его тянул за язык, когда днем он предположил, что кладовщица Нина Семеновна отравится сосисками. Сказал это вслух… И случилось! Ее, правда, спасли. К слову, во многом благодаря тому, что я совершил ночной марш-бросок через сельское кладбище, чтобы вызвать «скорую» с телефона племенной фермы, что находилась километрах в двух от лагеря. Тогда я и поранил серьезно свое плечо, ударившись при падении об острый край надгробья.

Таких историй из своей жизни мог бы привести немало. Однако в этот не по-летнему сумрачный вечер не хотелось думать о плохом. Подумал о том, что как ни трудно бывает исправить что-то сказанное в сердцах, ситуацию все же можно изменить. Разумеется, если еще не поздно.

Так накануне произошло со мной. Теперь в этот райцентр приезжаю редко. А вот лет двадцать назад с его руководителем мы были, что называется, не разлей вода. Словом, дружили по-мужски и казалось надолго. Вместе рыбачили, парились в бане, не избегали застолий. Однако дружба не выдержала испытания временем. Так мы крепко однажды и поссорились. Не буду распространяться о причине, скажу только, что это я тогда произнес два слова, которые могли обидеть и даже оскорбить такого человека, как Виктор Федорович. (Назову его так.) Не скажу, что по жизни я слишком злопамятный, но тут что-то взыграло. Двадцать лет у меня даже мысли не было извиниться и попросить прощения. Понятно, что все эти годы мы так или иначе следили за судьбой друг друга. Не на разных полушариях живем. У меня все складывалось в целом неплохо. У бывшего приятеля — иначе. Можно сказать, совсем плохо. «Ушли с должности». Долго и серьезно болел. Затем — инсульт. Сложная операция. Но молодец — выкарабкивался. Все это время с ним была семья и это спасало. После операции какое-то время даже работал на неплохой должности. Сейчас возится по домашнему хозяйству. Но что-то опять, как мне сказали, наметились проблемы со здоровьем.

Надо же! Два десятка лет мне понадобилось, чтобы созреть и понять, что это именно я должен сделать первый шаг к примирению.

Неделю назад заехал к приятелю. Непростой, но удивительно трогательной была та встреча. Как-нибудь опишу… Пока же скажу, что уезжая домой, чувствовал себя так, словно перед дорогой в теплой церквушке побывал.

Слегка взгрустнул. Ибо остались на этой земле несколько адресов, куда опоздал окончательно и уже никогда не испытаю этого святого чувства, что дарит долгожданное примирение и прощение.

Это правда — иногда прощание с кем-то самый верный поступок. Иное дело, — всегда следует думать, что говоришь. Какими словами завершаешь этот этап отношений. Слова, в которые вложены эмоции и чувства, могут иметь великую губительную и даже магическую силу. В том числе и к тому, кто их произносит. Это как последний выстрел на большой охоте, которая никогда больше не повторится. 

Да и вообще, как любит говорить один мой знакомый банкир-миллионер, — жизнь длинная, земля круглая…

День близился к своему исходу. Уже не было смысла подбрасывать в камин поленья. На веранде барометр обещал завтра хороший день.

Вышел на крыльцо. Южный ветерок торопливо отгонял от дома и озера последние следы дневной непогоды. Все говорило о том, что, может быть, и согреемся завтра солнечным даром.

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter