Последний путь субмарины. Причины гибели “Курска” даже спустя десять лет покрыты мраком.

12 августа 2000 года случилась одна из самых страшных катастроф современной России. Во время учений в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 “Курск”.

12 августа 2000 года случилась одна из самых страшных катастроф современной России. Во время учений в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 “Курск”.

Десять лет назад эта трагедия потрясла всех. В те дни весь мир, затаив дыхание, следил за перипетиями спасательной операции, а родственники моряков до последней секунды не теряли надежды на спасение экипажа. С первых же часов гибель новейшего на тот момент ракетного крейсера обросла множеством версий и слухов. Но до сих пор нет полной ясности, что именно погубило субмарину, на борту которой находились 118 человек.

Как это было...

...Из хронологии трагических событий: 12 августа в 8.51 командир подлодки Геннадий Лячин доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям “противника”. Следующая торпедная атака, которая планировалась на 11.30—14.30, так и не состоялась. Командир АПЛ на связь больше не вышел.
По официальной версии, причиной катастрофы под водой стал взрыв одной из торпед, который вызвал детонацию всего боезапаса. Между тем ряд экспертов и большинство родственников подводников склоняются к другой версии — якобы “Курск” по трагическому стечению обстоятельств был торпедирован маневрировавшей неподалеку американской подлодкой “Мемфис”. Тут же поползли невероятные слухи о том, что американцы, дескать, решили замять скандал и списали многомиллиардную сумму российского долга.
После взрывов на “Курске” двадцати трем подводникам удалось выжить. Они до конца боролись за жизнь. Много позже, когда аварийный свет отключился, отсеки потихоньку заполнились водой и стучать по переборке металлическим молотком стало уже невмоготу, капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал прощальную записку жене: “Всем привет! Отчаиваться не надо...”
В операции по спасению атомохода было задействовано 20 кораблей и судов российского флота. “Курск” обнаружили на следующий день, 13 августа. По непонятным причинам тогдашний вице-премьер РФ Илья Клебанов отверг предложения зарубежных специалистов о помощи. Однако попытки состыковать с лодкой российские аппараты не увенчались успехом. Стало ясно, что без иностранцев не обойтись. 21 августа норвежским подводникам удалось открыть крышку люка затонувшей подлодки, но было уже слишком поздно.

ФАКТ
После 1945 года в мире произошло 27 катастроф подводных лодок, 16 из них в советском и российском ВМФ.

Кстати

В составе погибшего экипажа были два подводника с белорусскими корнями.
Капитан третьего ранга Александр Садков хотя и родился в Амурской области, но его мать родом из Беларуси. А вот старший помощник командира “Курска” капитан второго ранга Сергей Дудко часто наведывался с семьей на малую родину в Пинск. В марте 2004 года власти города установили на доме его родителей мемориальную доску. Имя белорусского подводника носит и средняя школа № 134 в Санкт-Петербурге, где Сергей окончил военно-морской инженерный институт радиоэлектроники.

Комментарии экспертов

Что думают о катастрофе десять лет спустя

Игорь Курдин, председатель петербургского клуба подводников, капитан 1-го ранга:
— Очевидно, что детонация торпеды в первом отсеке могла быть вызвана двумя факторами: внутренним и внешним. Но на сегодня нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорит о столкновении с американской подлодкой, перекладывают все с больной головы на здоровую. Кому-то очень удобно иметь “американскую” версию. Возможно, взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа. Что касается спасательной операции, то ее просто не было. Это самая бездарная операция. Если подлодка тонет в 100 километрах от входа в Кольский залив на глубине 108 метров — ее обязаны были спасти.

Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга запаса:
— Выживших моряков можно было спасти, если бы на Северном флоте сохранилось оборудование, позволявшее быстро проводить спасательные работы на глубине ста с лишним метров. В СССР оно имелось, и было лучше английского или норвежского, но исчезло неизвестно куда в 90-е годы. А камикадзе, готовых идти на таран, в американских ВМС нет. В случае столкновения на дне оказались бы обе лодки.

Игорь Спасский, конструктор ЦКБ МТ “Рубин”, академик:
— Сами по себе торпеды, подобные тем, что были установлены на “Курске”, абсолютно без-опасны при надлежащем уходе. Матросы даже любили на них спать. Из-за постоянной химической реакции в них они были всегда теплыми. Причина взрыва торпеды кроется в разгерметизации ее корпуса. Видимо, она потеряла герметичность и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter