Последний доктор

Постоянная прохлада, белый кафель, каталки у стен и неистребимый запах формалина.
Постоянная прохлада, белый кафель, каталки у стен и неистребимый запах формалина. Это - классическая картина морга. Обычный человек заходит сюда очень редко, как правило, только по трагическим обстоятельствам. А для кого-то это - рабочее место. Ничуть не худшее, чем кабинет в офисе или цех на заводе. Здесь изо дня в день трудятся судебно-медицинские эксперты.

Белорусская служба медицинских судебных экспертиз во врачебной среде стоит особняком. Судмедэксперты не подчиняются Минздраву ("замыкаются" на Генеральном прокуроре), их работа обычно начинается после того, как другие врачи оказались бессильны перед тяжкими недугами и травмами. Не сказать, чтобы они были "белой костью" в своей профессии, но в год всего 3 - 4 выпускника каждого из медицинских вузов республики становятся экспертами. Хотя даже диплома о высшем медицинском образовании для этой работы недостаточно. После института уже дипломированный доктор еще целый год проходит стажировку, сдает еще один государственный экзамен и получает соответствующий сертификат. Только после этого он вправе самостоятельно подписывать экспертные заключения.

В классическом представлении судебный медик стоит со скальпелем за секционным столом (что-то вроде операционного, со специальными приспособлениями и подведенной к нему водой). Однако не стоит думать, будто компетенция судебной медицины исчерпывается только экспертизами трупов. В профессиональные интересы судмедэкспертов входят также биологические, химические и целый ряд других исследований. Пожалуй, единственной платной услугой, которую они оказывают населению, является производство так называемой генотипоскопической экспертизы, больше известной в народе как "экспертиза по ДНК". Этот метод позволяет, к примеру, практически со стопроцентной вероятностью установить, является ли тот или иной мужчина отцом ребенка. Стоит такое исследование сравнительно недорого - 244 тысячи рублей. Почти вся эта сумма уходит на расходные материалы и реагенты. В Санкт-Петербурге аналогичная процедура стоит порядка 8 - 9 тысяч российских рублей, в Москве ее цена доходит до 700 долларов. Желающих установить отцовство (особенно среди молодежи) хоть отбавляй, очередь может растянуться на полгода.

За помощью к судебно-медицинским экспертам обращаются следователи и в случаях, когда требуется установить, имела ли место врачебная ошибка. В прошлом году в одно из медучреждений Гомеля обратилась молодая женщина с просьбой о прерывании беременности. И хотя приказом главврача производство абортов в этой клинике было категорически запрещено, один акушер-гинеколог согласился помочь. Однако во время операции он начал подозревать, что началось внутреннее кровотечение, и тут же доставил пациентку в больницу. Там врачи также исследовали состояние больной, и в итоге ей была сделана операция. На разрешение экспертов был поставлен главный вопрос: кто виноват? Квалифицированная комиссия тщательно изучила обстоятельства дела, историю болезни и пришла к выводу, что внутренние органы действительно были повреждены, но характер повреждений и некоторые их особенности позволили сделать вывод, что причинил их не гинеколог-"кустарь", а врачи больницы, куда она была доставлена. В итоге уголовное дело было возбуждено против врачей больницы, а акушер-гинеколог понес наказание только за нарушение приказа главврача.

Бывает, что приходится исправлять и собственные ошибки. В Витебске после драки умер молодой парень. Региональный судмедэксперт сделал вывод, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг из-за болезни сосудов. Вышестоящая комиссия пересмотрела материалы экспертизы и дала заключение, что причиной смерти действительно стало кровоизлияние в мозг, но оно явилось следствием травмы, полученной в драке. Хулиганам пришлось отвечать уже совсем на другие вопросы следователя.

Еще на заре этой профессии кто-то метко назвал судмедэксперта "последним доктором". По сути, так оно и есть. Судебный медик - последний из отряда эскулапов, кто прикасается к человеческому телу, выполняя при этом работу, на которую иной не согласится ни за какие коврижки. Завтра они вместе со всеми врачами будут отмечать День медицинского работника. Пожелание одно - поменьше вам работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter