Последние герои?

Жители полесского "острова" дадут фору звездам любого экстремального телешоу Снядинский "остров" находится в самых недрах белорусского Полесья, вдали от оживленных трасс и магистралей.
Жители полесского "острова" дадут фору звездам любого экстремального телешоу

Снядинский "остров" находится в самых недрах белорусского Полесья, вдали от оживленных трасс и магистралей. Этот небольшой уголок обетованной земли - всего 123 квадратных километра - приютил 5 деревень Петриковского района. Люди живут здесь с самых древних времен, и ничто прежде не могло заставить их навсегда покинуть свою маленькую родину. Даже периодические паводки и сезонная изоляция от внешнего мира. А может быть, именно эта отгороженность от цивилизации и была одним из главных достоинств старинной Снядинщины? Но, как говорится, до поры до времени... Сегодня 443 человека, живущих в деревнях Снядинского сельсовета, не прочь иметь регулярное сообщение с районным центром и соседними поселениями. Более того, для некоторых из них - рожающих, хронически больных и прочих, нуждающихся в экстренной помощи и связи, - существующая изоляция вообще сродни катастрофе.

Но поясним, о какой изоляции идет речь. Снядин отрезан от мира со всех сторон света: с севера - Припятью, с востока - Убортью, с юга - заболоченными лесами, а с запада - отвратительной лесной дорогой с колдобинами в человеческий рост. На реках нет мостов. Единственная связующая ниточка с районным центром - совхозный паром, который в силу экономических причин эксплуатируется редко и нерегулярно.

Впрочем, история с паромом вообще давняя. Еще до революции, когда Снядин принадлежал помещику, люди требовали у него установить стационарную переправу через Припять. Помещик прикинул, посчитал, во что ему обойдется налаживание связи с заречной деревней, а также ежегодная ликвидация последствий паводков (столь частых здесь, что впору принимать их за постоянную величину), и рассудил, что гораздо дешевле будет в приказном порядке переселить всех "островитян" на левый берег Припяти. Место для снядинцев он отвел в глубоком лесу, подальше от какой-либо "большой воды". Так возникла на Петриковщине деревня Рубча. Однако исконные рыбаки и речники снядинцы в ней не прижились. И вскоре после революции вернулись на родной, пусть и непригодный для спокойного быта, "остров".

Затем, в советские годы, когда не было проблем с горюче-смазочными материалами, "островитяне" не испытывали особых неудобств в своих поездках на "большую землю". Паром, принадлежащий местному хозяйству, работал исправно. При появлении первого непрочного льда на Припяти, когда всякая навигация прекращалась, а передвигаться по ледяному "мосту" было еще опасно, снядинцы пользовались проселочной дорогой, проложенной по глухим местам нынешнего Припятского национального парка. Налаженная система сообщений работала исправно и четко. Но до тех пор, пока в Беларуси (уже независимой) не появились проблемы с финансовым обеспечением подобных коммуникаций.

Местный совхоз "Голубицкий" беднел. Содержать паром хозяйству стало не по карману. Рейсы на остров сократились до минимума. В позапрошлом году переправа работала два раза в неделю. Ну а в минувшем - бывало, что месяцами не было никакой связи Снядина с левым берегом Припяти. Изменились и настроения "островитян". Часть молодежи устремилась в город, уезжая в первую очередь от изоляции и отсутствия видимых перспектив. А старики остались. Даже навестить их теперь - целая проблема. Единственный выход, который видят снядинцы и районная власть в сложившейся ситуации, - перевод парома на баланс коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия (КПРСУП) "Гомельоблдорстрой" и его районного ДРСУ-112 в частности. Так уже давно произошло в соседнем Велавске, полуострове Петриковщины, расположенном по другую сторону Уборти.

Но дорожники сегодня против такого развития событий. По их мнению, с передачей паромной переправы проблема не решится. Району прежде всего нужно привести в должное состояние автодорогу, идущую через заповедник, Снядин - Хлупин (Житковичский район). В ином случае связью с районным центром будут обеспечены только жители деревни Снядин. А Судибор, Торгошин, Белены и Мордвин по-прежнему останутся в изоляции...

Иными словами, так оценивают качество дорог внутри "острова" сами профессионалы дорожники. По общему мнению, особенно отвратителен участок Снядин - Судибор. То есть из Судибора к парому практически не попасть. Разве что пешком. Но для многих стариков 5 километров - серьезная преграда.

Споры и переписка сельсовета, райисполкома и КПРСУПа длятся уже несколько лет. Район успел провести капитальный ремонт парома и "припаромков", чтобы в случае успешного решения вопроса с дорожниками передать переправу в надлежащем состоянии. Была укреплена дорога от парома к деревне Голубица (левый берег Припяти). Только на самом "острове" перемен к лучшему так и не произошло.

Минувшей осенью Петриковское ДРСУ-112 попыталось подлатать дорогу Снядин - Судибор. Начало работ все откладывалось из-за... отсутствия паромной переправы. Так что дорожники приступили к делу только в октябре. Вот как происходил ремонт дороги (цитирую служебную записку председателя сельсовета): "16 - 18 октября силами ДРСУ-112 была попытка произвести ремонт дороги (подсыпка грунта в ямы). Но она ничего положительного не дала, потому что песок сыпался в лужи. Дорога стала хуже, чем была. Хотя по обе стороны дороги имеются канавы, в которые можно было бы спускать воду. Это предложение я вносил мастеру, но оно не было применено полностью. Результаты отрицательные".

На этом дело пока и остановилось. Понятно, что зимой здесь ничего не изменится, да и весной, учитывая паводковую специфику Полесья, вряд ли что-то сдвинется с места. Вот так и живут снядинские полешуки в ХХI веке. И злоключения героев телевизионных шоу вроде "Последний герой" (ТВ для "островитян" все-таки доступно) вызывают у них смех, да и только...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter