С 30 ноября по 11 декабря пройдет 21–й Конференции ООН по изменению климата

После нас хоть потоп?

Уровень концентрации углекислого газа в атмосфере Земли в 2014 году достиг рекордного максимума. Об этом говорится в докладе, только что опубликованном Всемирной метеорологической организацией (ВМО). По данным компетентного органа ООН по вопросам наблюдения за атмосферой планеты, концентрация двуокиси углерода в воздухе продолжает расти, достигнув 143 процентов от доиндустриального уровня. Такая доля углекислого газа, а также метана и закиси азота увеличила на 36 процентов уровень парникового эффекта для нашей планеты за последние 25 лет.


И еще один прогноз глобального значения. Всемирный банк опубликовал доклад, в котором говорится о том, что количество бедных на планете к 2030 году может увеличиться на 100 млн человек, если не будут предприняты достаточные меры для предотвращения глобального потепления. Связь тут проста: в связи с климатическими катаклизмами — потопами, засухами, наводнениями — случится нехватка продовольствия и люди вынуждены будут мигрировать, увеличив давление бедного Юга на богатый Север.

Оба отчета опубликованы в преддверии 21–й Конференции ООН по изменению климата, которая будет проходить под председательством Франции с 30 ноября по 11 декабря. Масштаб мероприятия уже очертил президент Франсуа Олланд, заявивший, что эта конференция по проблемам глобального потепления может оказаться последним шансом спасти планету Земля.

По иронии судьбы, такие слова прозвучали на родине знаменитого изречения — «после нас хоть потоп»... Это выражение, принадлежащее фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур, стало метафорой губительной расточительности. Вот такой расточительностью является сегодня транжирство того, что дала нам природа. И если человечество и дальше будет тратить, не отдавая, то слова про потоп превратятся в суровую реальность. Мы выделили пять главных вопросов, требующих сегодня неотложных решений.

Что должны сделать страны в Париже?

21–я Конференция ООН по изменению климата должна завершиться подписанием нового международного соглашения. Его цель — снизить количество выбросов парниковых газов и не допустить повышения температуры на планете более чем на 2 градуса до 2050 года.

В Париже правительства должны опубликовать обязательства по снижению выбросов парниковых газов и высказаться, как они готовы поддержать незащищенные страны. Например, это может быть документ о национальных вкладах в борьбу с изменением климата, соответствующих возможностям каждой страны.


Это сложный вопрос. До сих пор богатые страны не хотели платить за развивающиеся бедные, которые вследствие бурного роста больше всех загрязняют воздух. Бразилия, Индия, Китай выступали за то, чтобы сначала достичь уровня роста, удовлетворительного для населения своих стран, а после приступить к сокращению своих выбросов. Другие государства, такие как Канада и Австралия, утверждают, что если те страны, доля выбросов которых велика, не приложат соответствующих усилий, то их собственные усилия окажутся тщетными, поскольку они представляют незначительную долю глобального объема выбросов.

Кроме того, здесь присутствует и вопрос геополитической конкуренции. В кого превратится Россия, если откажется от своего главного ресурса — нефти и газа? Правильно, в третьеразрядную страну с ВВП «ниже плинтуса».

Так что, как ни крути, а вопрос изменения климата — в первую очередь политический, а потом уже экологический. Сначала государства должны проявить добрую волю, стать единомышленниками и партнерами. Не проценты подсчитывать, не градусы высчитывать, а договориться. В этом действительно великий, я бы даже сказала, революционный смысл предстоящей в Париже конференции. Французы поставили амбициозную цель, назвав свою конференцию — Парижский альянс. Хорошо бы, если бы он пришел на смену Североатлантическому альянсу...

Почему именно 2 градуса?

Даже школьник знает, что жизнь на планете Земля возможна благодаря парниковому эффекту. Сегодня он позволяет иметь среднюю температуру на Земле на уровне 150C. А без него среднегодовое значение температуры воздуха у земной поверхности составляло бы всего —18°C.

Парниковые газы, естественно, присутствуют в малых объемах в атмосфере, но вследствие человеческой деятельности концентрация этих газов изменилась. Так, между 1750 и 2011 годами человеческая деятельность привела к нарушению энергобаланса Земли, вызвав потепление земной поверхности. В этом суть проблемы: климатическое равновесие дестабилизировано, и климат реагирует на повышение парникового эффекта. Цифры за период январь — сентябрь 2015 года уже оказались на 1,02°С выше, чем среднегодовые показатели за период с 1850 по 1900 год. Если эта тенденция сохранится, то нынешний год станет первым, перевалившим барьер в один градус. Мировое экспертное сообщество признает, что, когда глобальная средняя температура превысит доиндустриальный уровень на два градуса, климат приобретет опасные для человеческой цивилизации тенденции.


Уже в 2100 году придется готовиться к среднему глобальному потеплению в пределах 3,7°C — 4,8°C. Это потепление порядка 4°C приведет к полному таянию арктического полярного ледникового щита, что вызовет повышение уровня моря на 6–7 метров. По мнению Франсуа Жемена, специалиста по миграциям в окружающей среде, в Европе Голландия и Дания могут почти полностью уйти под воду, ситуация будет еще более серьезной в Южной и Юго–Восточной Азии, поскольку такая страна, как Бангладеш, полностью исчезнет с карты мира, тогда встанет вопрос переселения ее 160 млн жителей.

Всего 200 млн человек могут быть обречены на перемещение из–за климатических изменений.

Можно ли сократить выбросы?

Согласно недавнему исследованию, для того чтобы рост глобальной температуры удержался в пределах 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, в земле должно остаться свыше 80 процентов мировых запасов угля, половина запасов газа и треть — нефти. Следовательно, человечество должно перестать добывать эти ископаемые, что приведет к сокращению выбросов парниковых газов.

В ноябре прошлого года Китай и США — страны, ответственные за крупнейшие в мире объемы выбросов парниковых газов, опубликовали Совместное заявление по изменению климата и сотрудничеству в области развития чистой энергетики. Соглашение включает в себя обязательство США о сокращении выбросов парниковых газов к 2025 году на 26 — 28 процентов по сравнению с 2005 годом. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о намерении положить конец росту выбросов парниковых газов в стране до 2030 года.

Россия планирует ограничить выбросы парниковых газов до 70 — 75 процентов от уровня 1990 года. Сделать это планируется тоже к 2030 году.

Второй путь решения проблемы — переход на альтернативные источники энергии.



Растет ли доля возобновляемых источников энергии?

Китай планирует к 2030 году увеличить долю низкоуглеродных источников энергии (возобновляемой и атомной энергетики) до 20 процентов от общего объема производства энергии в стране.

В Германии возобновляемая энергия сегодня покрывает почти 11 процентов общих энергетических потребностей страны, а в электрическом балансе составляет 27 процентов, то есть больше, чем бурый уголь. К 2050 году Германия планирует повысить долю возобновляемых источников в электроэнергетике до 80 процентов.

По мнению Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), гидравлическая, геотермальная энергетика и биомасса уже давно конкурентоспособны.

Чего удалось добиться за 21 год (с момента вступления в силу Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 1994 году) в борьбе с климатическими угрозами?

Главное достижение состоит в осознании того, что климатические изменения — это реальность и следствие человеческой деятельности. Сегодня это понимают все главы государств на планете, а также участники экономической деятельности и представители гражданского общества. Полный отказ от ископаемого топлива к 2050 году был поддержан почти 50 странами. Среди них Норвегия, Чили, Панама, Перу, Куба и другие.


И все же за счет возобновляемых источников энергии решить проблему полностью нельзя. То же самое касается ветроэнергетики, которая годится для индивидуального потребления и небольших производств.

Отказаться полностью от использования минерально–сырьевых ресурсов для производства энергии можно, только опираясь на принципиально новые вещи, означающие прорыв в науке. Есть проект ИТЭР (Международный экспериментальный термоядерный реактор) по управлению процессом термоядерного синтеза. Предполагается выйти на рабочие образцы к середине века, и если это будет сделано, мы получим очень эффективный и безопасный источник энергии. Очень активно разрабатывается и направление низкотемпературного ядерного синтеза, который тоже может быть потенциальным источником.

Но ни одно государство в мире, даже самое мощное, не способно совершить такой прорыв в науке в одиночку. Это подразумевает всеобщую кооперацию. Не случайно президент Франсуа Олланд сказал, что «климат — то, что нас объединяет». Беларусь уже давно выступила с инициативой создания глобального механизма передачи технологий новых и возобновляемых источников энергии для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. И, похоже, эти идеи востребованы миром. Ожидается, что в Париже будет рассматриваться вопрос и о финансировании борьбы с изменением климата — формирование Зеленого фонда, куда уже объявлены взносы в размере около 10,2 млрд долларов.

Впрочем, дождемся итогов Парижской конференции, чтобы ответить на вопрос, готово ли человечество сообща предотвратить новый всемирный потоп.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 220 (24850). Пятница, 13 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter