После бури

Не скрою, послеобеденный сон у меня бывает крепким, нередко даже что-нибудь пригрезится. Однако в этот раз не спалось. Внезапно сильный порыв ветра поднял штору на противоположном окне. Ничего себе! Никогда раньше такого не случалось. Дальше — больше. Не без труда закрыл окно и вышел на веранду. Сразу обратил внимание на встревоженные лица супруги и дочери. Они с внучкой-семиклассницей вбежали в дом, спасаясь от внезапно захватившей усадьбу непогоды. Сразу оценил, как мне повезло закончить рыбалку. Будь я на воде, лодку наверняка унесло бы в густые камыши, откуда выбраться нелегко. И это самое малое, чего можно было ожидать. Вдруг мы услышали оглушительный треск и как завороженные смотрели на западный угол усадьбы, где в сторону соседского дома падала столетняя липа. Хорошо, что не на нашу беседку: оттуда как раз и прибежали дочь с внучкой. Показались обнаженные корни огромного дерева, и только сейчас мы осознали, как близко была беда.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Вихрь понесся в сторону озера, усадьбу накрыла настоящая темнота, мощное полотно дождя обрушилось на землю. Вот этому можно было и порадоваться, ведь долгое время иссушающая жара лишала нас надежды отвести душу сбором грибов.

Все рассказанное случилось в здешних краях нынешним летом, на исходе первой декады августа. Нашему хуторскому поселку еще повезло, а вот соседнюю деревеньку буря не пощадила. Пострадали десятки строений, были даже жертвы среди людей. Надо отдать должное тем, кто всю ночь расчищал дороги от поваленных деревьев и восстанавливал электроснабжение. Вот уже пятнадцать лет приезжаю в это живописное место в северо-западном краю земли белорусской и наслаждаюсь тишиной и целебным воздухом. Последние два года провожу здесь лето, нахожусь вплоть до глубокой осени. Однако такого ненастья не припомню. Впрочем, ничего удивительного: вокруг подобные метаморфозы погоды бушуют уже не первый год. Вот и до нас добрались.

Дождь лил всю ночь, и утром мне пришлось хорошенько потрудиться, освобождая «Маркизу» из плена заваливших ее веток, и вычерпать со дна не одно ведро воды. Решил сплавать и посмотреть, что стало с моими кружками, оснащенными живцами. Сразу заметил, что одного нет, а второй перевернут белой стороной. Было ясно, что обе снасти сработали. Большая щука утащила куда-то первый кружок, а вот со второго я снял ту, которой спастись не удалось. Небольшая, где-то полтора килограмма, но вполне кулинарная. Мне подумалось, что хищник такую непогоду любит. Неплохо воспользоваться этим, увеличить улов. И не ошибся. Вскоре на блесну позарилась щука почти в два раза больше пойманной. Как раз пригодная для котлет, которые так любит мой внук Матвей. Он этим летом поступил в университет и обещал заехать через день-другой и присоединиться к отдыхающим здесь матери и сестре. Скорее всего, на выходные прибудет и глава их семьи.

Следующий после бури день оказался хлопотным для каждого в наших местах. Вернувшись с рыбалки, я взял бензопилу и стал очищать дорогу к мостику на берегу. Внучка Лера вызвалась помочь — собирала сучья и листья поврежденных деревьев. Мы с женой расстроились, что куст наших любимых георгин, на котором как раз появились первые цветки, не выдержал порывистого ветра. Обратил внимание и на другое: еще сутки назад гладиолусы на клумбе не распустились, а тут вдруг вспыхнули ярким цветом. Глянул на них, и легкая грусть прокатилась по душе. Букеты с этими роскошными цветами всегда напоминают мне о школьных днях в родном Бобруйске. Мать долго хранила фотографию, где я, первоклашка, стою на линейке с огромным букетом гладиолусов, который потом вручил первой учительнице. Когда это было! Боже мой, как же быстро и незаметно промчалось время. Словно вчерашняя буря…

К вечеру следующего дня заметно похолодало. Не настолько, конечно, чтобы натягивать теплый свитер, но перемена погоды явно давала о себе знать. Мне захотелось протопить камин и поразмышлять о бегущих днях, любуясь тем, как легко и цепко огонь обнимает сухое дерево. Сосед Павел как-то поделился со мной смоляками. Сосновые щепки, обильно пропитанные светлой ароматной смолой, в деревнях издавна использовали для растопки. Горят, как свечки, и безупречно разжигают огонь. Когда теплое дыхание камина стало потихоньку согревать воздух в комнате, подумал, что мне давно пора перестать испытывать судьбу и стараться избегать ситуаций, иногда таящих в себе смертельный риск. Легко сказать… Стоило ли плыть на озеро накануне той самой памятной бури? Так ли нужны были эти щуки? С другой стороны, кто мог ожидать подобного поворота событий? Вроде бы даже синоптики не обещали такого светопреставления. Задержись я на озере на каких-нибудь минут двадцать-тридцать — кто знает, каким мог быть финиш.

Почему-то вспомнилась другая рыбалка, лет десять назад, на озере Дривяты.
Я приехал в командировку в Браслав и уговорил тогдашнего начальника спасательной станции и моего доброго приятеля Федора свозить меня на окуней, которых он так расхваливал. Через несколько дней мы отправились на хорошей лодке на другой берег этого огромнейшего озера. Клев действительно был отменным. Мы увлеклись и не заметили, как на горизонте появилась внушительная туча. Первым забил тревогу Федор. Он давно уже жил в приозерном крае и прекрасно знал, какие сюрпризы можно ожидать от здешней погоды. Тем более на таком коварном озере, как Дривяты. Жаль, конечно, было прерывать столь удачную рыбалку на самом интересном месте, но возражать приятелю не стал. Федор сказал, что мы успеем добраться до своего берега, однако уже на середине озера волны покрылись белыми гребешками. Первый и главный признак приближающейся беды. Мы гребли изо всех сил, но делать это против сильнейшего ветра было почти безнадежным делом.
К тому же пошел дождь, вернее, ливень. Мне стало жаль Федора, которого невольно втянул в авантюру, но, с другой стороны, такой опытный человек, профессионал должен был предусмотреть возможный поворот событий. Но что толку теперь от таких мыслей? Мы выкладывались по полной. Федор, худой как щепка, тем не менее поражал своей силой и выдержкой. Старался и я. Мы выбрались целыми и невредимыми из той передряги, и я дал себе зарок, как, думаю, и опытный работник спасательной станции, постараться больше в подобное не попадать.

С Федором все просто. Он, как ни странно, не рыбак и, уйдя на пенсию, всерьез занялся овощеводством. То есть теперь подальше от воды. А вот мне все неймется. Если честно, еще не раз доводилось испытывать пограничное между жизнью и смертью состояние. И вот сейчас, греясь у камина, подумал, что не стоит этот адреналин печали моих родственников. Пора завязывать с рисковой рыбалкой.

Я позвонил здешнему приятелю и владельцу уютной агроусадьбы Михайловичу и спросил, как у него дела.

— Плохо, — прямо ответил он. — Вчерашняя буря серьезно повредила крышу, придется хорошенько постараться, чтобы ее восстановить.

Предложил свою помощь, и Михайлович не отказался. Завтра выведу внедорожник и отправлюсь в путь. Тем более новоиспеченный студент Матвей сообщил, что его приезд откладывается на несколько дней. Так что котлеты из щуки подождут.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.