В Бобруйске завершился V Республиканский фестиваль национальной драматургии

После бала веерами не машут

К жесткому языку новых пьес наши театры пока не готовы
В Бобруйске завершился V Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича. Классик, в честь которого названы и фестиваль, и существующий в Бобруйске Могилевский областной театр драмы и комедии, собственно, и победил. С чем его можно поздравить. Лучшим спектаклем признали “Пинскую шляхту”, поставленную в Полесском драматическом театре в Пинске. Стало быть, ничего лучше наши драматурги со второй половины XIX века не написали?


Спектакль “Любовь людей” Московского академического театра им. Маяковского 
получил приз за лучшую режиссерскую работу на фестивале.

“Пинскую шляхту” поставил режиссер Виталий Барковский, долгое время проработавший в Витебске. Сейчас он руководит Смоленским драматическим театром имени А.С. Грибоедова. Поставил озорно и бодро, даже с некоторым нажимом и преувеличением — все уж очень буквально. На профессиональном сленге можно сказать, что актеры тут несколько “плюсуют”, то есть переигрывают. Фарс получается слишком приторным, через некоторое время от него устаешь. Однако чего у режиссера с такой большой школой и опытом не отнять, так это чувства формы, стиля и законченности. Предполагаю, что в самом Пинске эта “Пинская шляхта” идет с большим успехом. В спектакле нет попытки обобщения, отстраненности, которая есть в одноименном спектакле Купаловского театра. Водевиль прочитан в бытовом ключе.

Уж лучше так, чем попытка выйти на некие исторические параллели в бобруйском спектакле “Комедия” по известной пьесе Владимира Рудова. Эклектика этого рассказа удивляет, некоторые костюмы, кажется, взяты напрокат из какого-то специфического магазина.

Гомельский спектакль “Он. Она. Война” поначалу обрадовал и удивил размахом сценографии художника Андрея Меренкова. Но этого оказалось недостаточно. Хорошее художественное оформление не спасло слабую актерскую игру. Версию знаменитой “Альпийской баллады” молодые исполнители играли как приземленную и бытовую историю. Не было даже малейшей попытки выйти на обобщение, показать трагедию людей, попавших в кровавый молох XX века.

В какой-то момент показалось, что призы за лучшие актерские работы вручать некому. Но могилевский спектакль “Время секонд хэнд” в постановке Владимира Петровича по одноименной книге Светланы Алексиевич все же выделился на общем фоне своим нервом и энергетикой. Владимир Петрович сам исполнил здесь мужскую роль, а приз за женскую достался Елене Дудич. Был и второй спектакль по книге Алексиевич — “Последние свидетели” в постановке Юрия Вутто. Назывался он “СвиДЕТИли?”. Но ни зал, ни профессиональное жюри он, что называется, не зацепил.

Конкурсная программа, по мнению и критиков, и жюри, в этом году оказалась несколько слабовата. Но вот читки современных пьес, проходившие во время фестиваля, стали по-своему маленькой сенсацией. В Могилевском областном театре драмы и комедии, пусть и с малой сцены, звучала новая и живая речь драматургов Константина Стешика, Максима Досько, Натальи Слащевой, Павла Рассолько и других авторов. Как загорались глаза актеров! А какие страсти кипели: говорят, в один из первых вечеров исполнители отказались читать предложенный минским Центром экспериментальной режиссуры текст.

Несмотря на то что были заявлены всего лишь читки, мы видели настоящий театр! Молодые режиссеры Валентина Мороз, Елена Силутина и их коллеги предложили нестандартные, неожиданные ходы. Лично мне ближе всего оказалась пьеса “Лондон” Максима Досько. Ее герой — обычный современник, в чьих-то глазах лишний и потерянный человек, но себя он таковым не считает. И вслед за персонажем пьесы “Пять вечеров” Ильиным, который тоже в какой-то момент оказался на социальной обочине, может вполне бойко нас спросить: “Если я не ошибаюсь, вам взбрело в голову, что я неудачник? Лично я так не считаю...”

Художественного руководителя Национального академического театра имени Я. Коласа Валерия Анисенко проходившие читки привели в восторг:

— Актеры бобруйского театра, на которых была возложена задача прочесть пьесы, вдруг показали себя тонкими и чувствующими исполнителями. Совсем не такими мы видели их на сцене. Они могут давать зрителям живые эмоции, этим надо заниматься. Это поразительно! Вот где настоящий театр.

Вызвал интерес и интерактивный проект Центра белорусской драматургии Gorod. Doc. Он продолжает линию так называемого документального театра, интерес к которому не проходит. Актеры и драматурги вышли на улицы Бобруйска и записали документальные рассказы незнакомых людей. Всего за три дня нужно было облачить это в форму единого проекта. Вышло не очень связно, где-то обрывочно. Да и картина получилась довольно мрачноватой.

— Нет, мне не кажется, что это мрачно, — сопереживала всему увиденному гость фестиваля из России, директор Калужского театра юного зрителя Валерия Визгова. — Каждый человек проходит в своей жизни через череду испытаний и потерь, и, к сожалению, избежать этого никому не удастся. Белорусская творческая группа фестиваля во главе с Александром Марченко показала прекрасный проект о душе человека.

...Честно говоря, такой фестиваль я бы действительно сделал “кочевым”, как празднование Дня белорусской письменности. Это пошло бы ему только на пользу.

pepel@sb.by





Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter