Послание в ковшике

Уникальные альбомы из Лондона помогут минским ученым раскрыть тайну полесской экспедиции 1928 года
Уникальные альбомы из Лондона помогут минским ученым раскрыть тайну полесской экспедиции 1928 года

...Кажется, их только что сняли с полки в курной хате, лишь слегка протерли, чтобы сохранить патину времени, а затем расставили в искрящейся светом стеклянной витрине. Миниатюрные деревянные ковшики, которых, пожалуй, уже не встретишь и в самой глухой деревушке, — самое ценное, что осталось от знаменитой полесской экспедиции 1928 года Белорусского государственного музея. Теперь, по прошествии почти восьмидесяти лет, они выставлены в экспозиции Национального музея истории и культуры.

Вацлав Ластовский, тогдашний директор исторической кунсткамеры, отправился с небольшой группой коллег на самый юг республики в поисках древней культуры. Обнаруженные там ковшики не только служили столовыми приборами, у них было и другое, пока непонятное предназначение. Мистическое. Об этом говорят загадочные знаки–руны на ручках. Прочитать их — все равно что выловить из океана бутылку с запиской. Везение редкостное. Но мечта исследователей пока не осуществилась. Ластовский, очевидно, догадывался, где искать ключ к рунам, но...

В 30–е годы восхищаться архаическим образом жизни предков считалось неуместным и даже опасным. Совсем не то, что живописать бедный дореволюционный быт трудового крестьянства. Вацлава Юстиновича же, наоборот, интересовали в первую очередь ритуалы. Но разобраться в них ученый до конца так и не смог. Его сослали за пределы Белоруссии. А о коллекции забыли.

«Вспомнили» о ней... немцы в 1944 году — их также интересовала загадка рун. Ковшики с таинственными символами вывезли в рейх. Однако до ученых белорусские экспонаты опять не дошли. Их сгрузили в одном из замков в Баварии и оставили на произвол судьбы. В крепости коллекцию обнаружили союзные войска и уже через год вернули в Минск. Но после войны было не до этнографии — перед страной стояли другие задачи. Постепенно распространился слух, будто экспонаты и вовсе пропали...

Кроме них, по легенде, оставались еще четыре альбома со снимками из путешествия 1928 года. Но и их след простыл. А между тем там, возможно, сохранились и ценные записи, которые могли бы пролить свет на загадку рун. Кто–то якобы видел эти альбомы на Западе.

И вот тайны готовы открыться перед исследователями. Подлинные предметы из коллекции отыскались в запасниках Национального музея истории и культуры, а один из альбомов всплыл в Лондоне, в библиотеке имени Скорины, собранной белорусской диаспорой.

— Уникальный случай, когда уцелели и реальные находки, и фото из экспедиции, — говорит Надежда Савченко, заведующая отделом письменных и изобразительных источников исторического музея. — Эти снимки мало кто видел, они никогда не публиковались. Ведутся переговоры. Возможно, в Минск вернутся не копии фотографий, а оригиналы.

Так что нас, очевидно, ожидают новые открытия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter