Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу 14 апреля 2004 г.

Уважаемые председатели палат Национального собрания! Уважаемые депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики! Ежегодное Послание главы государства к парламенту и белорусскому народу я рассматриваю в качестве одной из важнейших составляющих формирующейся в нашем молодом государстве политической традиции. Его предназначение состоит в осмыслении того, что сделано и что происходит в стране и мире. В прогнозе того, что произойдет, определении главных задач, стоящих перед государством. Думаю, правильно будет начать Послание с оценки положения Беларуси в общей системе международных отношений. Международная и национальная безопасность. Время подтвердило верность высказанных в прошлом Послании прогнозов развития основных мировых тенденций. Доминирующей проблемой в сфере международных отношений остается борьба с терроризмом. Безусловно, терроризм — это вызов современному миру, в равной степени угрожающий всем народам, в том числе и белорусскому. Противостоять эффективно этой угрозе можно только единым фронтом государств. Беларусь исключительно ответственно относится к своей роли в общей антитеррористической системе. Наши правоохранительные органы активно и конструктивно сотрудничают с соответствующими структурами зарубежных государств по защите жизни и здоровья людей от террористических актов. Мировое сообщество и впредь может полагаться на Беларусь как на надежного партнера в борьбе с этой исключительно опасной угрозой. Но вместе с тем мы с сожалением вынуждены констатировать, что за прошедший год мир в решении этой проблемы вперед не продвинулся. Причин несколько. Важнейшая из них в том, что борьба в основном ведется не с истоками терроризма, а с его отдельными проявлениями. И в том, что на место одного обезвреженного террориста заступают два новых, нет ничего удивительного: условия, порождающие терроризм (нищета, обездоленность, угнетение), не только не устраняются, но все больше обостряются. Несмотря на все разговоры, думаю, что сильные мира сего недооценивают степень опасности этой беды. Иначе они не стали бы использовать тему терроризма как повод для решения своих, сугубо говоря, «шкурных» вопросов. Вторжение в Ирак не сделало мир более безопасным и предсказуемым. Оно разъединило даже ближайших сотрудников и союзников Соединенных Штатов Америки. Пора наконец осознать две простые истины. Во-первых, терроризм нельзя победить только силой оружия. А во-вторых, в борьбе с этим злом все члены мирового сообщества должны выступать сообща. Беларусь, повторяю, делает и будет делать все от нее зависящее в борьбе с этой «чумой» ХХI века. Но в геополитические игры под лозунгом борьбы с терроризмом вовлекаться не намерена. Мы должны думать о своей стране, своих людях, потому что за каждым решением политиков наступают последствия для народов. И, в конце концов, жизнь даже одного человека гораздо дороже миллионов тонн нефти. Посмотрите, во что обошлось Испании участие в иракской авантюре. Да и многие государства нашего региона, с энтузиазмом пославшие войска в Ирак, чувствуют свою уязвимость до такой степени, что вынуждены принимать чрезвычайные меры безопасности. Наш народ может быть уверен в том, что руководство страны и далее будет вести ответственную внешнюю политику, избегать шагов, которые могут навлечь беду на наш общий дом. Но не все зависит от нас. Днями завершился очередной этап продвижения НАТО на Восток. Сегодня три государства из пяти граничащих с Беларусью являются участниками Организации Североатлантического договора. Это почти полторы тысячи километров нашей границы. Мы честно и открыто с самого начала заявляли: для расширения сферы деятельности Североатлантического блока оснований нет. Мы этой точки зрения придерживаемся вот уже 10 лет. В ответ со всех сторон шли заверения о безобидности этого процесса. О том, что НАТО чуть ли не благотворительная организация. И что же в итоге? На территории новых стран-участниц разворачивается военная инфраструктура НАТО. Наша территория полностью «простреливается» средствами технической разведки. Да что там наша! Сегодня с учетом техники не только наша, но и российская территория до Кремля «простреливается» средствами разведки. Когда такое было? Воздушные границы патрулируются военно-воздушными силами блока. Ясно, что Беларусь не располагает таким военным потенциалом, который сопоставим был бы с военной мощью блока НАТО. Но в мире есть пример государств нашего масштаба, преуспевших в создании эффективной системы обороны, способной нанести неприемлемый ущерб возможному агрессору. Проводя в течение последних лет реформу Вооруженных сил, мы неуклонно продвигаемся по пути создания армии, которая по выучке и вооруженности способна вести современную войну. Следуя принципу «держать порох сухим», Беларусь и впредь намерена обеспечивать свою внешнюю безопасность за счет политических инструментов. Ни с одним государством мира у нас нет споров и противоречий, которые угрожали бы интересам нашей страны. Белорусским профессиональным оппозиционерам, если их можно так назвать, несмотря на все их старания, не удается натравить зарубежные государства на Беларусь. В столицах ведущих государств мира здравый смысл в отношении нашей страны преобладает. Объективный человек не может не видеть, что сегодня Беларусь — это фактор международной безопасности. Создавать в центре Европы зону нестабильности обойдется себе дороже. Событием, сопоставимым по масштабам с геополитическими сдвигами конца 80-х годов прошлого века, стало расширение Европейского союза. Разумеется, процесс создания единой Европы — дело сложное и противоречивое. Будут споры, демонстрации крестьян и многое другое. Но огромная махина, объединяющая 25 европейских стран с населением 450 миллионов человек, надеюсь, преодолеет эти болезни. Потому что есть воля к единению. Потому что осознают опасность существующих вызовов. Потому что хотят жить лучше. Как в теоретическом, так и в практическом плане мы пока не осознали в полной мере значения для нас формирования Соединенных Штатов Европы с единой внешней и экономической политикой. Многие традиционные связи, наработки по сотрудничеству с каждой страной в отдельности уже не срабатывают. В национальных столицах внутри Евросоюза уже нет самостоятельной политики и самостоятельных решений принципиального характера, в том числе и по отношению к нашей стране. Правительству необходимо системно проработать все аспекты наших взаимоотношений, прежде всего экономических, с Евросоюзом и предложить конкретный перечень мер по обеспечению национальных интересов. Наработанные с Польшей, странами Балтии и другими новыми членами Евросоюза экономические, культурные и другие связи надо сохранять и развивать. Очевидно одно: с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения. Сегодня Евросоюз — наш ближайший сосед, а с соседями, как говорят в Беларуси, «трэба жыць, як з раднёй, — у мiры i згодзе». На фоне динамично развивающегося Евросоюза совершенно вялым, «квёлым» и безвольным выглядит наше Содружество Независимых Государств. Эта структура еще дышит, но за год не решила ни одного серьезного вопроса. Позиция Беларуси остается неизменной: мы за сильное Содружество и действующую Организацию договора коллективной безопасности. Не встала на ноги так называемая «четверка». Формирование Единого экономического пространства так и не выходит из стадии бюрократических проработок. В связи с тем, что позиция Минска по этому вопросу толкуется по-разному, хотел бы официально четко обозначить подход нашего государства: успех этого проекта исключительно выгоден Беларуси, и мы готовы к самым серьезным решениям по передаче полномочий структуре, обеспечивающей функционирование Единого экономического пространства. Этот проект будет успешным, если все участники «четверки», по примеру Евросоюза, признают обязательным для себя единый свод правил экономических взаимоотношений. То, что сейчас происходит (эта статья соглашения мне выгодна — я соблюдаю, а другую — не признаю), — повторение худших традиций СНГ. Если договариваться, то только всем четверым вместе (Беларуси, Казахстану, России, Украине), без всяких оговорок и исключений. А устраивать интеграцию разных скоростей внутри Единого экономического пространства — это значит дурить наши братские народы. Этим пусть занимаются без нас. Такая была моя позиция. Я о ней вас информировал еще в начале этого пути по формированию Единого экономического пространства. Год минувший был годом больших испытаний для Союза Беларуси и России. Я исхожу из того, что союзное строительство не может продвигаться методом кулуарных договоренностей. Все должно быть гласно, открыто и понятно людям. Думаю, будет уместным именно в Послании еще раз обозначить нашу принципиальную позицию по этому жизненно важному вопросу. Беларусь будет следовать духу и букве подписанных с Россией договоров. Мы против поправок, которые выхолащивают содержание действующих соглашений и превращают наш Союз Беларуси и России в подобие СНГ. Принятие Конституционного акта, тем более на референдуме, имеет смысл только в том случае, если этот Конституционный акт обеспечит заметное продвижение вперед в союзном строительстве. Прямо говоря, если Конституционный акт будет содержать конституционные нормы и будет значительно сильнее, чем договор, который ныне действует между Беларусью и Россией. Тогда есть смысл выходить на референдум с таким документом. Если предлагается документ слабый, который выхолащивает основные положения ныне действующего договора, более того, низводит этот договор, зачем тогда референдум и такой Конституционный акт. Тогда надо бороться за сохранение ныне действующего договора. Что мы и делаем. Российский рубль станет единым платежным средством при выполнении всех публично обнародованных мер, обеспечивающих интересы Беларуси и России. Еще раз хочу повторить, что введение российского рубля — верхний венец того дома, который мы строим. А верхний венец нельзя положить до тех пор, пока не будут положены на фундамент нижележащие венцы. Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не против введения российского рубля как единого платежного средства, как сильного единого платежного средства, но мы хотели бы, чтобы были выполнены все те договоры и соглашения, прежде всего в экономической и социальной сферах, которые подписаны нами и россиянами. «Белтрансгаз» и все другие акционируемые предприятия открыты для российского капитала, но по реальной стоимости. Попытки давить на нас, требуя отдать наши объекты по бросовым ценам, да еще увязывать это с состоянием белорусско-российских отношений, бесполезны и бесперспективны, более того, они очень вредные. И, наконец, союз может быть прочным и привлекательным для других, если он будет равноправным. Это ничего общего не имеет с той точкой зрения, которую сегодня распространяют в средствах массовой информации отдельные недобросовестные политики России, что Беларусь якобы требует, чтобы мы все богатства России и Беларуси объединили в один котел и поделили поровну между двумя государствами. Полный абсурд! Мы никогда этого не требовали. Нам это не надо. К оскорбительному для белорусского народа предложению о включении Беларуси в состав России возвращения быть не может. Наш суверенитет никогда не являлся и не может являться предметом переговоров. Мы, белорусы, относимся к русским, россиянам, России, как к ближайшим родственникам. Это наши самые близкие братья. И будем делать все для того, чтобы жить в братской дружбе. Быть вместе нам предначертано самой судьбой. И если наш союзник перестанет смотреть на Беларусь исключительно через «прицел» газовой трубы, мы найдем развязку всех имеющихся проблем. Мы ответственные люди и в состоянии решить все проблемы, которые сегодня существуют. Тем более перед теми вызовами, перед которыми мы сегодня стоим лицом к лицу, с которыми мы сегодня, к сожалению, столкнулись. Внешняя политика Беларуси является по-настоящему многовекторной. С нашей стороны есть полная готовность к поддержанию конструктивных отношений с Соединенными Штатами Америки. Мы дорожим традиционно дружескими отношениями с Китаем, Индией, Турцией, арабскими государствами. Потенциал нашего сотрудничества, прежде всего экономического, с этими государствами огромен. И заложен он в способности нашей экономики производить востребованную в мире конкурентоспособную продукцию. Должен сказать больше: мы должны благодарить некоторые страны, особенно страны мусульманского мира — и турков, и арабские государства, — за диверсификацию экспорта, которая произошла у нас за последние 2—3 года. Сегодня уже почти половина экспорта приходится на страны, в которые мы ранее никогда не экспортировали. Наша зависимость по экспорту от одного государства значительно, примерно на четверть за последние три года, снизилась. И если мы когда-то около 85 процентов экспортировали в Россию, то сегодня примерно половину направляем товаров в Россию, а половину — в страны, как говорят, дальнего зарубежья. Это колоссальная победа экономики нашего государства. Мы будем и в дальнейшем проводить такую политику. Это аксиома для внешнеэкономической деятельности любого государства. Ускорение и качество В свое время мы не поддались призывам крикунов с местечковым кругозором, требовавших «раскассировать» наши промышленные гиганты: «маўляў, не трэба Беларусi столькi трактароў ды машын, а калi што, дык купiм замежную тэхнiку». Точная цитата. Сохранили и развили наши промышленные гиганты, с которыми во всем мире ассоциируется Беларусь. Всеми силами цеплялись за старые рынки. На месте разворованных другими союзных внешнеторговых структур создавали товаропроводящие сети своих предприятий. Выходили на новые рынки, куда не проникали даже в советские времена, о чем я только что сказал. Подчинили внешнеэкономической задаче всю белорусскую дипломатию. И неплохо подготовились ко времени интенсивного роста спроса на нашу продукцию — качественную и недорогую. Для предприятий отечественного промышленного комплекса прошедший год стал рекордным. Рекордным по приросту внешнеторгового товарооборота — он составил 125,5 процента к уровню 2002 года. Только один пример. Небольшая Беларусь удерживает треть мирового рынка тяжеловозов. Сейчас портфель заказов у БелАЗа — почти 900 машин, то есть на весь объем годового производства. А точнее, БелАЗ не успевает сегодня произвести столько автомобилей, сколько требует от него рынок. Спрос уже опережает производство, потому что оживилась горнорудная промышленность, где наши машины очень востребованы. Но буквально взрывной рост ожидает спрос в ближайшие годы на наши тракторы. Мы это уже ощущаем сегодня. Надо пахать и сеять, а на одной шестой части суши и во многих странах за ее пределами основной пахарь — это наш трактор «Беларус». Те старые тракторы прилично поизносились. Мы это видим даже по нашему сельскому хозяйству, куда в последние годы достаточно направлялось сельскохозяйственной техники, особенно тракторов. А что творится в России, в других государствах — там лопатой не перекопаешь. Нужна будет техника. Я это повторяю в очередной раз. Поэтому нам надо быть готовыми произвести столько сельскохозяйственной техники, сколько попросит рынок. Белорусская экономика находится в рабочем состоянии, и практически по всем параметрам обеспечивается движение вперед. Но при более внимательном, заинтересованном подходе очевидно, что мы можем намного больше производить товаров и услуг и жить, следовательно, несравненно лучше, чем сейчас. Именно осознанием собственного потенциала и знанием востребованности в мире продукции с маркой «Сделано в Беларуси» вызвано то, что мы объявили этот 2004 год годом ускорения и качества. Я уже объяснял, почему ускорения. Появился спрос на продукцию. Нам надо 10—11 процентов ВВП добавить для того, чтобы нормально жить будущие годы. А без жесткого быстрого ускорения в экономике мы этого не сделаем. Во-вторых, даже если сделаем, но некачественно, никому такая продукция не будет нужна. Поэтому надо сделать столько, сколько надо, и очень качественно. Это наиважнейшая задача экономики нашего государства. Экономическая жизнь, как живой организм, не терпит монотонного, вялого существования. Тем более что наша экономика по своей структуре, как это справедливо заметил нобелевский лауреат Жорес Алферов, аналогична структуре передовых стран мира: преобладают высокотехнологичные и экспортоориентированные производства. Это нефть (пусть меня простят нефтяники, чей тяжелый труд я ценю очень высоко) можно выкачивать, пробурив один раз скважину, и из-под земли она выходит качеством мирового уровня. А для того, чтобы делать тракторы, автомобили мирового качества и недорогими, и еще на этом зарабатывать, надо каждый день идти вперед и работать на опережение. Сегодня ведется целенаправленная работа по выполнению напряженных прогнозных показателей, утвержденных на этот год. Подходы к выполнению задач определены правильно. Поэтому десятипроцентный рост ВВП в этом году — задача реальная. Механизм, методологию ее решения мы подробно проанализировали с правительством, исполнительной «вертикалью» власти, руководителями крупнейших предприятий в феврале. Итоги первого квартала — подтверждение этому. Обеспечено выполнение всех прогнозных показателей. Не повторяясь, отмечу только некоторые узловые моменты. Важный ресурс ускорения и качества — модернизация и техническое перевооружение предприятий. Перспективы развития страны напрямую зависят от реализации интеллектуального потенциала нации, от эффективной инновационной деятельности. Необходимо значительно повысить удельный вес новой продукции в общем объеме производства. Ее должно быть не менее 30 процентов. В качестве важнейшего инструмента ускорения и качества мы рассматриваем белорусскую науку. В этом году и в последующем будет сохранена государственная поддержка именно тех направлений науки, которые предложат производству самые современные технологии. Финансироваться будут в основном те научные программы, которые призваны решать приоритетные народно-хозяйственные и гуманитарные задачи. Подчеркиваю: в основном те, которые имеют гарантии освоения разработок в производстве. Положение с внедрением постепенно улучшается (за последние три года примерно в 5 раз). Казалось бы, все нормально. Но в таких подсчетах много лукавства. Проще спросить: сделала ли наша наука открытие, созданный на основе которого продукт мог бы завоевать заметный сегмент мирового рынка? Пока, к сожалению, нет. Конечно, узлы и детали надо совершенствовать, что и делает наша наука. Но страна ждет от наших академиков большего. И не только от академиков. Огромный потенциал у нашей ученой молодежи. У нас одна беда — не можем распорядиться талантами с пользой для них самих и страны. Практически в каждой сфере — огромный потенциал молодых талантов. Возьмем только недавний пример: команда Белорусского госуниверситета заняла третье место в мировом чемпионате по программированию. Третье — среди всех университетов мира, опередив и Московский государственный университет, и Гарвард. А программирование — это передовой рубеж технологии развития, отрасль, производящая в мире продукцию на миллиарды долларов ежегодно. Точно такая же картина в науке, спорте, культуре. Выявляем, помогаем и поддерживаем таланты, но на стадии реализации потенциала не можем сработать. За нас это делают зарубежные «дядьки». Ладно бы наши молодые таланты за рубежом разбогатели — так или иначе и их деньги, и они сами вернулись бы в Беларусь. Но нет — за их счет наживаются другие, а им достаются крохи. Правительству надо найти механизмы, чтобы такие таланты могли зарабатывать у себя дома. Речь не идет о примитивных запретах и ограничениях на выезд. Силой нигде и никого сегодня не удержишь. И не надо этим заниматься. Речь идет о создании условий для реализации интеллектуального потенциала наших математиков, программистов и других талантов, чтобы богатели и они сами, и богатела страна. Стратегическая цель — создать в Беларуси уникальную, благоприятную среду для развития высоких технологий. Своеобразный собственный аналог американской «Силиконовой долины», в которой совокупность экономических, социальных и правовых условий будет превосходить уровень, достигнутый на сегодняшний день в мировом сообществе. Беларусь может достаточно быстро внедрять достижения информационно-технологической революции и участвовать в ее развитии. Благодаря этому наша страна обеспечит технологический прорыв, а также экономическую и энергетическую безопасность. В системе управления наукой и производством также нужны нетрадиционные решения. Речь идет о поиске новых «точек быстрого роста», прорыве на главных направлениях экономики, науки, техники и технологий. Надо решительнее переходить от временных и неустойчивых связей предприятий с научными организациями к их тесному и долгосрочному взаимодействию. Создавать мощные научно-производственные структуры с едиными целями и долговременными задачами. При необходимости научно-исследовательские институты передавать отраслям и предприятиям. Притом без излишней бюрократической волокиты. Не исключая в отдельных случаях и обратных процессов передачи некоторых заводов крупным, перспективным научно-исследовательским институтам. Об этом конкретно поговорим на предстоящем съезде ученых. Особое внимание — созданию действенной системы защиты интеллектуальной собственности. Притом, в первую очередь, защиты авторских прав наших отечественных творцов. Посмотрите, как агрессивно зарубежные агентства «выбивают» финансы и защищают права своих авторов. Вот так и мы должны работать на благо наших людей и государства. Не менее важный фактор ускорения развития — это инвестиции. Объем капитальных вложений в нашу экономику пока недостаточен. Завышены и расчеты правительства на значительные внешние поступления. Очень вяло идет работа по использованию внутренних источников инвестиций, собственных средств субъектов хозяйствования. Каждому руководителю надо думать о том, как заработать деньги для инвестиций, а не увлекаться примитивным выпрашиванием помощи у державы. Да, действительно, наше государство располагает очень действенными инструментами влияния на ускоренное развитие предприятий (таможенный кредит, нормативное распределение выручки, прямая финансовая помощь). За прошлый год государство выделило трем с половиной тысячам организаций 500 миллионов долларов США. Куда, вы думаете, пошли эти огромные деньги? На пополнение оборотных средств, на «проедание» — почти 90 процентов! И этот вялотекущий процесс «государственной подкормки» правительство пытается продолжать и в этом году. Причем поддержки требуют преуспевающие промышленные гиганты. Совет Министров выступает в качестве ретранслятора их запросов. Подход должен быть изменен. Под оборотные средства — кредиты банков. Государственная поддержка — инвестиционным проектам, техническому перевооружению, новой конкурентоспособной продукции. По выверенным бизнес — или называйте их как хотите — планам. Под персональную ответственность директора, министра, губернатора, премьера. Чтобы не получилось, как сейчас: генерального директора, положившего предприятие «на бок», тихо, мирно «уходят» с должности, со спокойной душой оставляя «родные» коллективы с десятками миллионов долларов долгов. Соответствующие поручения правительству мною даны, и в ближайшее время в этом деле мы наведем порядок! Необходимо повысить эффективность банковской системы. Мы уже немало сделали по ориентации банков на инвестиционную деятельность, на нужды реального сектора. Долгосрочные кредиты в экономику достигли 41 процента. Однако этого ещё недостаточно. Но мы еще не пришли к тому, чтобы банки были для производителя, а не работали сами на себя. Из-за высокой стоимости кредиты по-прежнему остаются неподъемными для большинства предприятий. Многие из них полагаются в основном на бюджетные средства. Слабо привлекают внешние источники. Явно недооценена роль сбережений населения. Правительству и Национальному банку необходимо разработать механизмы, стимулирующие трансформацию сбережений в инвестиции. К этому мы в ближайшее время вернемся на совещании с банкирами нашей страны. Еще раз хочу высказать свое отношение к приватизации, которая преподносится некоторыми чуть ли не как главное средство привлечения инвестиций, да и экономического развития в целом. Интерес к этой теме понятен. Особенно много шума вокруг объектов энергетики, предприятий нефтехимии, пивоваренной промышленности, перерабатывающей, пищевой и ряда других. Ясно, что это лакомые куски экономики, и все хотели бы поделить их в свою пользу. Мы изначально не приняли активно навязываемую нам массовую приватизацию «любой ценой» в прямом и переносном смысле слова. Так называемую обвальную приватизацию. Приватизация должна вестись только за деньги. Так и будет в нашей стране. На открытых конкурсах. С учетом серьезных инвесторов. Эти условия всем известны. Процесс приватизации должен быть исключительно в интересах народа и в интересах государства. За бесценок у нас никто ничего не получит. На приватизации ни один чиновник не наживется. Ни сам, ни его родственники. В силу известных причин с конца прошлого года в центре внимания нашего общества находятся проблемы энергоснабжения, энергетической безопасности государства. Безопасности в прямом смысле — в 20-градусный мороз была прекращена подача природного газа в страну. И в этой сфере нам надо действовать быстро и решительно. На всех уровнях хозяйствования предстоит принять дополнительные меры по резкому снижению энергоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции, оптимальному использованию ресурсов. Энергосбережение, использование альтернативных видов энергоносителей, прежде всего своих, возобновляемых, выходит на уровень задач национального звучания. В этом году энергоемкость ВВП нужно снизить не на 4,5—5,5 процента, как мы планировали ранее, а значительно больше. Необходим инвестиционный маневр. С целью снижения доли отраслей с высоким удельным весом потребления импортируемых ресурсов: газа, твердого и жидкого топлива, материалов. Я обращаюсь к правительству: надо принять все возможные меры. Обновляйте производственные фонды, внедряйте новейшие технологии, находите альтернативные источники энергии, проводите структурные преобразования. Но в ближайшие три года мы должны выйти на мировые стандарты расходования ресурсов при производстве единицы продукции. Нам надо диверсифицировать поставки энергоносителей в страну. Это вопрос жизни и смерти нашего государства. Это наша сверхзадача. И ее надо решить. Причем в рамках жесткой экономии бюджетных средств. Мы в состоянии это сделать и сделаем. Возрождение села Беларусь — страна крестьянская. И это несмотря на то, что сельскохозяйственная продукция составляет только примерно 8 процентов валового внутреннего продукта, а сельские жители — треть численности наших граждан. Наши корни — и духовные, и материальные — в деревне. Исторически сложилось так, что еще до 50-х годов прошлого века, то есть при наших родителях, подавляющее большинство белорусов жили в деревне. Устойчивость мироощущения, уверенность белоруса в себе и в своем будущем проистекают из неразрывной связи с его, как принято говорить, «малой родиной». Деревня — это не просто участок земли. Это целая цивилизация. Наша родная, белорусская. Как бы ни было тяжело, мы все эти годы помогали селу. Если все посчитать (бюджет, льготы, целевые поступления средств), то государственные расходы на сельское хозяйство в прошлом 2003 году составили свыше 2,2 триллиона белорусских рублей. Это 3 процента от нашего валового внутреннего продукта, или почти 10 процентов от консолидированного бюджета. Своего сельхозпроизводителя активно поддерживают все развитые государства мира и не сомневаются в целесообразности этого. То, что сельское хозяйство должно субсидироваться, поддерживаться государством, — норма экономического уклада развитых государств и в ХХI веке. Это надо понимать, принимать как данность и не обижать селян болтовней о том, сколько мы ежегодно «закапываем» денег. Но правда и другое — выделяемые государством деньги используются крайне неэффективно и кардинального улучшения состояния дел в сельском хозяйстве не происходит. Я не понаслышке знаю, как трудно живут люди на селе. О необходимости реформирования сельского хозяйства говорят все, в том числе и те, кто с рождения с асфальта не сходил. Указывают на пример соседних стран, которые «отцепили» крестьянина от государства и бросили его на выживание. Результаты подобных реформ хорошо видны с самолета — огромные участки необрабатываемой земли у наших соседей. Чувство ответственности перед своими истоками, сельскими жителями не позволяет мне проводить подобные эксперименты. Примеры соседей, кинувших село на выживание, не для нас. Надо находить наименее болезненные для людей пути реформирования села. Уверен, что и по накопленному опыту решения имеющихся проблем, и по ресурсным возможностям Беларусь созрела для реализации масштабной программы — возрождения белорусской деревни. Мы уже приступили к ее разработке как теоретически, так и практически. Мощнейшим фактором развития сельского хозяйства являются передовые хозяйства, которые не просто выжили в сложный переходный период, но и вышли на европейский уровень. В настоящее время реализуется программа финансовой поддержки 60 сельхозорганизаций, наметивших в течение трех лет восстановить производственные позиции 1990 года. А в 2006 году выйти по основным показателям на уровень «Агрокомбината Снов». Важнейшей составляющей программы возрождения села является решение проблемы убыточных хозяйств, которых у нас насчитывается около половины от общего количества. Здесь мы действуем по нескольким направлениям. Во-первых, государство делает свою часть работы. Принят указ Президента, предусматривающий широкомасштабные мероприятия по финансовому оздоровлению, привлечению инвестиций, а также мобилизации внутренних резервов отрасли. Общая сумма предоставляемых сельхозпредприятиям преференций составит в 2004—2009 годах 2,7 триллиона белорусских рублей — практически стоимость валовой продукции сельского хозяйства за год. Такой масштабной и системной поддержки село еще не получало. Наше экономическое состояние позволяет сегодня это сделать. Во-вторых, будем привлекать для подъема убыточных хозяйств частный капитал. Создаются правовые условия для того, чтобы состоятельные люди вкладывали свои деньги, поднимали производство сельскохозяйственной продукции (а во многих хозяйствах надо буквально поднять на ноги и самих крестьян, забывших, что такое производственная дисциплина) и получали по мере решения основной задачи отдачу в виде собственности. Несмотря на ясную установку, этот процесс продвигается очень медленно. Особенно в Минской области вместе с Минском, где частный капитал уже должен был участвовать в посевной. Частников, которые не хотят зря рисковать своими деньгами и просят внятных правовых гарантий, понять можно. Но как понимать медлительность и неразворотливость структур государственного управления? Почему до сих пор не отработаны все детали механизма участия частного капитала в подъеме сельхозпредприятий и все опять сводится к примитивному шефству? Никакого шефства. Шефство — на добровольной основе. А то, что я сказал, будет нагнетаться, навязываться. Я это говорю четко и откровенно. Это должны понимать и частники. Сегодня, работая на нашем рынке, они имеют неплохие программы и хорошие прибыли, и эти прибыли надо вкладывать не в «мерседесы» и сомнительные мероприятия, а вкладывать в нашу землю. Тогда прекратятся всякие разговоры, что мы мешаем возникновению частной собственности на селе. Вот один из путей. Считаю, это путь правильный, им мы должны идти. Но того, что, как я слышу иногда в средствах массовой информации, говорят председатели райисполкомов и губернаторы, — вы, мол, вкладывайте, а мы будем за вас решать, как работать колхозу, совхозу, — не будет. Решать будет тот, кто будет председателем этого хозяйства или директором, руководителем кооператива. Тот, кто вложит туда деньги. И кадровые проблемы, и вопросы собственности, и вопросы использования результатов труда — все будет решать хозяин. Для того чтобы решать так, как думает председатель исполкома, время ушло. 10 лет мы вас уговаривали решать проблему таким путем, как работает больше половины нормальных хозяйств. Вы не хотели это делать. Сегодня наступило время действовать. Я хочу здесь же задать вопросы нашим ученым. Где наши академики-аграрники, которые давно должны были бы предложить всесторонне проработанные, экономически просчитанные схемы решений? Вскоре этот вопрос будет рассмотрен на совещании, я уже сказал, с участием как должностных лиц, так и наших капиталистов. Механизм должен быть справедливым — он должен учесть интересы и того, кто вкладывает собственные деньги, и того, кто работает на земле. Предстоит создать валообразующие регионы и хозяйства по производству основных видов сельхозпродукции. Имеющийся в Беларуси производственный потенциал сельскохозяйственного машиностроения позволяет в сжатые сроки обеспечить техническое и технологическое переоснащение АПК. Обновить за 5—6 лет машинно-тракторный парк техническими средствами нового поколения. Внедрить ресурсосберегающие технологии. Неотъемлемой частью программы возрождения деревни является развитие социальной сферы. Строительство жилья. Создание эффективной сети специализированных хозрасчетных коммунальных предприятий. Внедрение современных технологий бытового обслуживания. В ближайшие годы жизненные стандарты сельчан должны быть максимально приближены к городским. В том числе в плане доступа к информации, к сферам культурного и духовного развития. Нужно беречь и приумножать традиции народного искусства. Раскрывать народные таланты. Несколько повторяясь, хотел бы подчеркнуть, что 2004 год — это год подготовки программы возрождения села. То есть за этот год мы должны основные точки, по которым будем составлять программу, развить и под них заложить фундамент для того, чтобы уже 2005 — 2010 годы, пятилетку, мы могли работать непосредственно по этой программе и давать результат. Эта программа не будет похожей на те советские программы, которые были. Она будет небольшой. Но это будет определенный план, направление действий, основных ударов по тем точкам роста, которые нами уже определены. И они будут полностью профинансированы. Под жесточайшим контролем государства. Этот год мы должны посвятить подготовке прежде всего материальной, за счет развития этих точек роста, развязывания узлов в виде накопившихся долгов сельхозпредприятий. Практической отработке всех сопутствующих вопросов. Все это должно быть осмыслено, обобщено и положено в основу указанной программы на 2005 — 2010 годы. И, разумеется, должен быть обеспечен задел в виде хорошего урожая, животноводческой и другой сельскохозяйственной продукции. В объемах, предусмотренных прогнозными показателями. Дисциплина и организованность Беларусь — одна из наиболее безопасных стран мира. Государство с высокой степенью защиты жизни и здоровья людей. Защиты от актов терроризма и других преступных посягательств, различного рода аварий и катастроф. Да, есть у нас чернобыльская беда, но вы знаете — в том не наша вина. Наш народ очень болезненно прореагировал на известные всем случаи гибели людей. Эти происшествия для нас действительно чрезвычайные. Белорусское общество к ним не привыкло. И мы не должны мириться с гибелью людей в мирное время из-за чьей-то халатности, лени и бездействия. Однако стабильность и безопасность сами по себе не приходят. Современная жизнь беспечности и уж тем более разгильдяйства не прощает. И встревожившие всех нас случаи я воспринимаю как предупреждение: надо действовать, «разбудить» общество, сбросить вялость и равнодушие в вопросах, от которых зависят жизнь и здоровье л
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter