Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию.[стенограмма. Часть3]

Часть 3.

Часть 3.

Об отношениях с США. Мы сохраняем нацеленность на их полномасштабную двустороннюю нормализацию. Она в интересах как Минска, так и Вашингтона. У нас достаточно сфер для взаимовыгодного сотрудничества, есть точки соприкосновения интересов.

И сегодня мы предлагаем администрации Барака Обамы, первые шаги которой вселяют оптимизм в мире, наладить взаимодействие по самому широкому спектру вопросов. Мы настроены на конструктив.

Контакты с американскими представителями, в том числе моя встреча с делегацией конгресса США, свидетельствуют о взаимной заинтересованности в этом.

Однако цивилизованный, по–настоящему эффективный диалог вряд ли возможен в условиях, когда одна из сторон находится под откровенным давлением.

Хорошо, что это понимают прежде всего представители американского бизнеса. Именно в подобном ключе высказывались руководители ряда ведущих компаний США в ходе моей недавней встречи с ними. Кстати, их наша страна ничем не пугает и не отталкивает. С нами надо считаться. Я уже говорил накануне саммита по ядерной безопасности. Нас туда не пригласили потому, что мы не «станцевали под дудку» американцев и, что удивительно, России. Отдайте высокообогащенный уран. Еще раз повторяю для тех физиков, которые когда–то руководили с этой трибуны. Они, проруководив государством в свое время, даже не удосужились посмотреть, что это за ядерные материалы. Если их нет, чего тогда с меня спрашивать вашим партнерам или патронам, точнее сказать. От меня потребовали: отдай. Я сказал: «Я ничего не отдаю, это не мое. Это достояние народа, под охраной МАГАТЭ. Мы сотрудничаем. Мы ничего не скрываем». И как до меня доходит, Россия успокоила Америку: не волнуйтесь, мы оттуда вывезем. Должен сказать: ни Россия, никто отсюда ничего не вывезет без нашего согласия. Мы готовы сесть за стол и вести переговоры. И вопрос не в деньгах. И вопрос не в «нафте i газе» (як нашы тут свядомыя пiшуць сёння)... Обойдемся без «нафты i газа». Просто мы — народ, мы — государство. И то, что есть у нас, это — наше. И никого мы не шантажируем, мы грязные атомные бомбы не собираемся создавать. Если бы уже создавали, так создали. Нам они не нужны. Просто надо по–человечески с нами обращаться.

Если американцы готовы к такому разговору, могу сказать, что и про Европу: хорошо, давайте сотрудничать. Не готовы... — вы нам скажите, не ходите «па завуголлю» и не шепчите одному помощнику, второму: «слушайте, скажите Президенту, пусть это сделает», «скажите, пусть то сделает». У нас единая позиция в руководстве страны по отношению к Европе, России и Америке. Я просто могу излагать более и менее эмоционально, Премьер–министр может спокойно ее изложить, его это меньше касается, он у нас экономист, Макей (В.В.Макей — Глава Администрации Президента) еще более спокойно, потому что он дипломат по природе и занимается только политикой без экономики, Председатель Национального банка вообще не должен шуметь, потому что у него деньги в руках. А это все на мне сходится, понимаете, я как фокусник — бьют с одной стороны, бьют с другой, с третьей и говорят «молчи». Нет, мы молчать не будем. Хотя бы потому не будем молчать, чтобы наш народ знал и понимал нашу позицию.

Еще раз подчеркиваю, я не начинаю воевать на всех фронтах, как некоторые могут сказать: с Россией поругался, с Европой, с Америкой. Мы вообще ни с кем не хотим ругаться. Но своего не отдадим. Насмерть будем стоять за то, что принадлежит нашему народу. Хотите по–хорошему, нужно чем–то поделиться — можем последнюю рубашку отдать, как и русские люди. Но только честно, только порядочно. Другого не дано.

Если кто–то начинает сегодня связывать: «Вы понимаете, Киргизия — это сигнал кому–то, в том числе Беларуси». Ребята, смешно. Смешно, понимаете. Ни в Правительстве, ни в Администрации Президента, ни в одной резиденции Президента нет заборов. Вы этого не заметили? Это символично. И это говорит о том, что мы не ждем «цветных революций». И мы не боимся, что завтра кто–то начнет таранить государственные учреждения и здания. Попробуют пускай — мало не покажется.

Мы знаем их пофамильно, кто на что способен в нашей стране. Поэтому я спокойно об этом говорю. И я ничего не боюсь. Как начинают писать (сегодня утром я посмотрел обзоры газет): «Лукашэнка робiць такiя заявы, таму што баiцца». Кого? Кого бояться? Отребья, которое сегодня зарабатывает на Западе, им пришлют какую–то копейку, и в то же время не гнушаются совершенно обратную политику проводить, в России зарабатывают?! Так мы знаем, сколько зарабатывают, кто дает, кто привозит. Иногда вам по телевидению рассказываем, как эти чемоданы перехватываем на границе у них, когда они нарушают законы. Неужели непонятно каждому человеку, что у нас так называемая «свядомая» оппозиция, как кот в масле, — все бомжи, все безработные, а живут в особняках, раскатывают на престижных иномарках, так более того, я же знаю, чем они дышат. Вот я хочу западникам сказать: поймите одну простую вещь, что им не нужна никакая власть. Не делайте критерием наших отношений выборы в местные Советы, завтра и послезавтра президентские. Они, если придут к власти, они не знают, что делать. Даже в Киргизии все говорят: «Вот, Бакиев, он так же пришел». Там победила «тюльпановая революция». А назавтра сели и думают: да, победили, но страна разбита, беднота жуткая... надо что–то делать. Так одно дело — свергнуть власть, стрелять, громить. Разгромили, а дальше? Дальше надо руководить. Нашли Бакиева. Обыкновенный директор советского завода в Советском Союзе. Нормальный, вменяемый, порядочный человек. За руки, за ноги и иди — будешь президентом. Тот кувыркался, упирался (это же на моих глазах было, я это знаю, он мне детально все рассказал, даже по телевизору недавно показали кадры, где ведут под руки его: «президентом будешь»). Пошел. Ну, естественно, он же директор, он же понимает, что нужен результат. Вот Сидорский был директором. Это же не то, что бить и ломать, это надо что–то создавать. И он начал подбирать профессионалов. Говорит: нет, ты бить умеешь, ломать, но сейчас должен конструктивный человек быть министром. И этим, как у нас Лябедзька, не хватило министерских портфелей или дали не тот портфель. Все затаились и ждали момента. Там помогли, там помогли — и ринулись, дошло до мордобоя, до стрельбы.

Еще раз повторяю, вы что, меня бы простили, если бы завтра громили страну, а я, имея в руках силовой блок, оружие и прочее, мародерам и идиотам позволил издеваться над страной и народом?! Вы что, меня бы простили? У нас есть Конституция, есть закон. Все читали, особенно, кто идет взрывать (как Козулин когда–то взрывал я не знаю что, взрывпакеты или что–то еще? Взорвал — 5 лет получил, и пусть молится, что не 25, и пусть благодарит Бога, что его выпустили)... Попробуй ты в Америке это сделать или в какой–то стране демократической Европейского союза — что с тобой бы было? Так и здесь.

Вы знаете, я вам честно говорю, вот события одни были: и «революции цветные», и эти события прошли, что делают президенты? Обращаются к силовому блоку. Вот они сидят здесь — я ни с одним не вел разговор: ни с министром внутренних дел, ни с министром обороны, что «вы смотрите там и прочее». Нормальные мужики, я им давно сказал и при назначении повторил: «Ребята, главное — не Президент. Главное — народ и государство. Я военный человек, вы военные люди, мы обязаны защитить свой народ. Всё, точка. Чего бы нам это ни стоило». И они пусть знают, что у нас невозможна эта стрельба, потому что они знают нашу решимость.

Я никого не просил, никаких совещаний не проводил, не дрожал за «свою шкуру» и судьбу. Но мы сохраним и стабильность, и безопасность в нашем государстве. Мы это можем. Нам нечего бояться.

Стратегическим интересам Беларуси отвечает долгосрочное сотрудничество с Украиной. Схожее геополитическое положение, структура экономики делают это государство нашим естественным союзником по целому ряду чувствительных вопросов. Вот почему необходимо максимально быстро выстроить систему глубокого и разностороннего взаимодействия с южным соседом, основываясь на базе, сформированной в ходе встреч на высшем уровне, состоявшихся в последнее время.

Убежден, если мы будем говорить в унисон, к нашему единому мнению быстрее прислушаются и на Западе, и на Востоке.

Еще одним приоритетом для нас является дальнейшее развитие политических и внешнеторговых связей с такими соседними государствами, как Польша и страны Балтии. У нас много общего, а впереди — еще больше проблем, которые мы должны решать.

Всестороннее взаимодействие с государствами Азии, Африки, Латинской Америки — принципиально важное направление международной активности Беларуси. И пусть нас не критикуют, что «мы вот такие маленькие, такие скукожившиеся, а идем и в Африку, и в Америку и прочее». Да мы не идем туда, я еще раз говорю, мы здесь. Но мы создаем точки в Латинской Америке, опору, для того чтобы реализовывать наши интересы, наши товары. И помогать этим людям развиваться. Мы честно к ним идем. То же самое и в Африке — у нас 2 — 3 точки. Мы не хотим идти на весь этот континент, нам это не надо. Мы потеряемся, так, как я говорил в Бразилии. В этих зарослях Амазонки можно зайти с одной стороны и потеряться, никогда не выйти. Нам это не надо. У нас есть несколько групп товаров, по которым есть наш интерес в Бразилии. И они нас принимают в этом плане. Точно так в Азии. Но есть стратегические партнеры типа Китайской Народной Республики. Последний визит вице–президента Китая и тот 16–миллиардный возможный коммерческий кредит под строительство наших объектов, миллиардный льготный кредит. Китайцы нам, спасибо им, помогают во всем. Был вопрос: что вы хотите от нас, пожалуйста, называйте, мы вам поможем, будем финансировать, помогать и строить. И мы определили несколько таких программ. Одна из них — это энергетика. Дорожное строительство — чтобы создать нормальную сеть, чтобы наша страна еще привлекательнее была. Туризм. Китайцы готовы нам помогать.

Много стран, которые заинтересованы с нами сотрудничать. Ну давайте говорить откровенно, ведь они же прекрасно видят и понимают, что страна единственная в цивилизованном мире, которая не «пляшет под чью–то дудку» и «не легла у чьих–то ног». А мы понимаем прекрасно, что чистым и непорочным в этой жизни быть очень сложно. Поэтому нам все равно с кем–то надо общаться, дружить, на кого–то опираться. И мы предлагаем сильным партнерам. Почему мы должны уйти от Китая в этой ситуации? Ведь Китай не позиционировал себя как мировая империя, когда я первый раз туда приехал (еще с депутатом Вячеславом Францевичем Кебичем, помните, когда я у стюардессы не то майку, не то что–то еще украл, — они раскручивали этот тезис, когда я первый раз шел на президентские выборы...). Это была первая поездка моя в Китай. А потом я постоянно вот с того места кричал: «Ориентируйтесь на Китай. Это та модель, которая нам нужна». А Зенон Станиславович Позняк кричал: «Банановая республика! Увогуле нейкая незразумелая». Став Президентом, я много учился в Китае. И нам оказалось это выгодно. Интуитивно угадали. Китайцы это помнят, Китай — древняя нация, как никто это чувствует и помнит. И весь визит вице–президента — он не зря сюда приехал — был пронизан этим (мы пять часов с ним, стоя у глобуса, обсуждали проблемы политики, и он прямо сказал, что мы вас будем поддерживать, потому что мы вам верим, мы убедились, что вы надежный партнер). Так почему мы от Китая должны уходить в этой ситуации, если еще 15 лет назад мы правильно сориентировались?!

Сегодня Китай выходит на лидирующие позиции в мире. И он протягивает нам руку помощи. Скажу уж откровенно: если россияне нас «водят за нос» с атомной станцией, мы пойдем в Китай, они строят. Они десятками блоков строят у себя, начинают за рубежом строить. Они нам построят. Они построят эту атомную станцию. Но мы ее построим рано или поздно, как кому бы этого ни не хотелось! Почему нас упрекают? Вот Сергей Сергеевич (С.С.Сидорский — Премьер–министр) докладывает, что поставили к стенке не то в Кремле, не то в «Белом доме»: «Пропускай электроэнергию коммерческую в Литву (Игналинская станция закрылась), в Калининград и так далее (а у нас там неполадки на какой–то линии), давай поставляй». Слушайте, какая наглость... Я ему говорю: скажи, что они наглецы. Они ввели нам пошлины на поставку не только нефти, но и нефтепродуктов, а сегодня говорят, что давай поставляй по коммерческим проектам. Нет, давайте договариваться. Если уж говорить о выгодности, о коммерции и так далее.

Поэтому не надо нам отказываться от тех людей, от тех государств, которые хотят сотрудничать с цивилизованной центральной европейской страной. И таких немало.

Я думаю, что пора нам посмотреть и на Японию — мощнейшая страна. И по многим позициям у нас есть основа, у нас есть направления, по которым мы уже сотрудничаем с Японией. Давайте расширять это сотрудничество. И опять же это — вторая экономика в мире. Почему мы должны отказываться от 2 — 3 направлений с Японией? С миру по нитке — смотришь, и одежда нормальная. Вот наша политика. А не то что мы «фронтом» идем не то в Африку, не то в Латинскую Америку... Мы диверсифицируем наши отношения во внешней политике, во внешнеэкономической деятельности, в экспорте, в конце концов, нашей продукции. Это же нормально, это классически.

Венесуэльский братский народ сегодня празднует 200–летие независимости. Смотрю сюжеты по «недружественным» каналам: что показывают? Нашу роту почетного караула. Правда, не говорят, что белорусская, а говорят, что Венесуэла празднует 200–летие. И наших ребят показывают как образец. Я отправил туда нашу роту почетного караула с плац–парадом 20–минутным. Фурор! Гордость берет за наших ребят! Вы что, считаете, что каждая страна может это сделать? Россия может, Беларусь может. Больше никто не повторил. Это высокое творчество и культура, если хотите.

Об управлении

Под системой управления традиционно понимается государственный аппарат, руководящий корпус предприятий и организаций.

Однако в условиях перехода к качественно новому этапу развития страны необходим более требовательный взгляд на кадровый потенциал страны в целом.

Кадровая система на всех уровнях нуждается в обновлении. И в основе всего — эффективная система образования.

Высокое качество образования может быть достигнуто только на основе модернизации учебно–материальной базы, внедрения новых образовательных технологий и информатизации.

Национальная система образования призвана развиваться в интересах семьи и ребенка, стать более открытой для сотрудничества с родителями и восприимчивой к потребностям общества. «Готовить не для школы, а для жизни» — эти слова должны стать девизом современных педагогов.

Поэтому цели государственной образовательной политики в 2010 году будут связаны прежде всего с решением тех острых проблем, которые волнуют родителей и педагогов.

В рамках 11–летней школы нужно продолжить работу по снижению нагрузки на учеников, очищению программ и учебников от избыточной, второстепенной информации.

Школьные факультативы должны давать детям возможность развивать свои способности и познавательные интересы на углубленном уровне, а их родителям — не тратить деньги на дополнительные занятия и репетиторов.

Необходимо обеспечить преемственность и взаимосвязь между общеобразовательной и высшей школой, а саму систему высшего образования перестроить в соответствии с современными потребностями белорусской экономики.

Сегодня качество подготовки вузами специалистов не удовлетворяет производство и работодателей. Руководство одной из крупнейших белорусских компаний даже выступило с инициативой создания за собственные средства международного университета. Спрашивается: а наши университеты, что наши будут делать?

Наши ректоры будут приходить к Президенту и дальше, 30 с лишним человек, брать меня «за груди» и вытряхивать деньги для доцентов и профессоров?! А сами будут по закостенелым желтым конспектам и дальше читать лекции? Нам не это уже сегодня надо! Если мы хотим выполнить все, о чем я говорил, мы не обойдемся без образования и мы не обойдемся без новой генерации специалистов.

Значит, нужно обеспечить живую, непосредственную связь вузов с практикой, привлекать к экспертизе программ и учебников заказчиков кадров разных форм собственности. Вкладывать силы и средства в модернизацию традиционно сильного в Беларуси технического образования.

С нынешнего года коренным образом изменятся принципы работы Академии управления при Президенте. Она должна готовить современные управленческие кадры.

Надежный и эффективно работающий государственный аппарат — гарантия реализации любых масштабных проектов.

Нужно заниматься резервом, формировать резерв, который позволит привлечь в государственные органы наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. И, что очень важно, кристально чистых.

В стране велась, ведется и будет продолжена непримиримая борьба с коррупцией. Невзирая на должности, звания и близость к Президенту, подход ко всем будет одинаково жесткий, я бы даже сказал, жестокий. Еще ранее мною дано указание не применять в отношении лиц, осужденных за коррупционные преступления, амнистию и иные послабления. И в этой амнистии пусть не ждут, что они там появятся.

Управленческая деятельность не сможет стать полноценно эффективной, если мы не избавимся от бюрократизма, о котором я говорил. С этим злом борьба будет такой же бескомпромиссной, как и с коррупцией, потому что бюрократизм — это намек на коррупцию, как минимум намек.

Мы немало сделали, чтобы серьезно продвинуться в данном направлении. Бессистемное и противоречивое регулирование административных процедур, при котором практически каждое ведомство устанавливало свои собственные «правила игры» для граждан и субъектов хозяйствования, сменилось целостной и последовательной системой правового регулирования.

С самой лучшей стороны зарекомендовала себя служба (там, где она по–настоящему создана) «одно окно».

Но надо идти дальше.

Нужно стремиться к тому, чтобы за совершением наиболее востребованных процедур человеку поменьше нужно было ходить в госорганы. Надо создать единый портал государственных электронных услуг, через интернет работать.

Стоит подумать и над созданием единой справочной телефонной сети по административным процедурам.

В этой связи Совету Министров необходимо предпринять комплекс мер, чтобы сделать интернет в Беларуси доступным, дешевым и качественным, то, на что и нацелено недавно принятое решение. И не надо кричать о том, что «мы пытаемся все контролировать»... Что? Это не значит, что мы пытаемся кому–то закрыть рот. У меня вообще установилась практика: если Президент где–то на Полесье дает интервью, в костеле, мне присылает Владимир Владимирович Макей материалы форумов, где обсуждается, кто и что говорит. Я все это читаю. И грязь, которая льется, в том числе. И кому я закрыл рот? Да ради Бога, слушайте, это унижение народа. Что, наши люди не понимают, кто что вякает, кто за ними стоит? Понимают. Я даже вам больше скажу — это даже мне выгодно. Потому что народ видит лицо этих людей. Если бы я их закрыл — их бы никто не видел. Вышли в предвыборную кампанию, сказал бы народ: «ах, какие святые». Да нет, пусть народ читает. Ну не совсем хорошо, когда Петкевич с Зимовским общаются по интернету. Ну не совсем хорошо, хотя не могу сказать, что Зимовский не прав, когда говорит, что нет государственной идеологии, или Петкевич не права, которая защищает какие–то устои государства. И тот, и тот прав. Но не надо же по интернету общаться. Сядьте вдвоем, боитесь вдвоем — сядьте втроем, Макея возьмите, поговорите. Обсудите эти вопросы. Ну не хотите — хорошо, общайтесь по интернету. Но я буду требовать от одного и от второго главное — выполнение той задачи, во имя которой они сегодня живут и работают. А то, что поспорят... Ну, ничего страшного, какой–то колорит новый, в конце концов, в нашей жизни.

Поэтому никому мы не собираемся закрывать рот. И вообще это вредно. И потом, я вообще помню, как закрывали рот мне, как вообще всем закрывали и к чему это привело. Поэтому никто никому ничего закрывать не будет. Просто я читаю и делаю выводы. Ну, не дай Бог, Александр Андреевич Попков (депутат Палаты представителей), придя в Парламент, начал бы какую–то кампанию. У меня сразу вопрос: вчера же рядом с Президентом сидел, участвовал в осуществлении этой политики, сегодня то же самое делает, но другими методами, и вдруг... к чему бы это? Но такого нет? Нет. Потому что у него есть свое мнение. И оно не всегда совпадает с моим или с чьим–то, но он не считает нужным (я к примеру говорю, Александр Андреевич, тут о любом можно сказать) вставать и кричать, стучать, где–то дверью хлопать, что тут что–то не так. Зачем? Можно прийти и аккуратно поставить вопрос. Вот сейчас мы встречаемся — всё в открытом эфире. Я даже Макею (В.В.Макей — Глава Администрации Президента) сказал с Зимовским (А.Л.Зимовский — председатель Белтелерадиокомпании): пусть народ в открытую видит, какой депутат ставит вопрос перед Президентом. Пусть все идет открыто. Мы должны быть открытыми людьми и никому не позволять друг другу рот затыкать. Я, наоборот, средства массовой информации подталкиваю к тому: говорите. Ну у Якубовича же есть друг Кисель (руководитель ОНТ), а у Киселя друг Давыдько (депутат Палаты представителей), а у всех троих еще какие–то друзья. Дружите, бегайте, ходите. Но это там, за пределами. Это и нормально, что люди общаются. Но работа, вот эта работа публичная — это не только ваше лицо, а это вы все, и мое, и нашего Парламента, и нашего государства лицо. Поэтому вы это помните, пожалуйста. И не думайте, что все вот эти заморочки, которые у нас иногда в СМИ бывают, что кто–то написал — не дописал, кого–то пропустили — не пропустили, что это Президент руководит. Нет, я, если руковожу, уже смотрю–смотрю, разозлюсь, что пошла в одном направлении тенденция у них какая–то обозначенная, я тогда Макея вызываю и говорю: «Вот тебе сутки». Должна быть разноголосица, разные мнения. Единственное требую: есть критерии всегда в идеологической работе, в средствах массовой информации, ничто не должно разрушать наше государство. Меня же для этого и вы, и народ поставили — чтобы я защищал государство. Поэтому я или жестко, или спокойно, или словами, или делом реагирую на подобные вещи. Вот и все. Никому ничего не будем запрещать. Хотят люди идти на выборы послезавтра (уже сегодня они начались или вчера голосуют люди) — идите, голосуйте. Никто никого в шею не гонит. Но просим: если вы граждане страны — найдите час–два времени и проголосуйте. Не знаете за кого, не определились, придите на избирательный участок, посмотрите на людей. Я вам скажу честно, что я сегодня не знаю своих кандидатов. Но назавтра определил себе время, чтобы мне принесли все их биографии, где работали и как. Поручил уточнить (ненормально, когда Президент даже не знает, что там за кандидат). И я приду еще раз и на их портреты посмотрю на участке, но я осознанно буду голосовать, насколько это возможно, определив для себя кандидата. И что там сегодня кричать? НИСЭПИ какой–то сделал исследование, что 30 процентов не знает кандидатов... Не волнуйтесь, мы узнаем. А тот, кто не знает, вы знаете, как определяются — приходят: ага, этот горлопан, ничего в жизни не сделал. Посмотрел: Давыдько. Играл роль в кино, что–то сделал, директором же театра был, все же знают, парламентарий. Все остальные — горлопаны. Нет, буду за него.

Я тоже смотрю: врач, учитель, руководитель предприятия, своими руками что–то делал, а эти... И такой выбор бывает. Я не говорю, что вы так должны поступать. Нет. Но критерии разные. Поэтому не надо стенать, что у нас бестолковый, неумный народ, не понимает, за кого голосовать. Мы знаем, за кого голосовать.

Недавно Комитет государственного контроля поднял очень серьезную проблему. И я поручил разобраться с этой проблемой в стране. И в ближайшее время мы проведем, он уже озвучивал, Зенон Кузьмич (Ломать — Председатель Комитета государственного контроля), эту проблему по личным подсобным хозяйствам. Вопрос надо поставить шире — об обращениях граждан, как наши власти реагируют на обращения граждан. А личные подсобные хозяйства... как там власти, на местах, понимают эти вопросы, и как они людям помогают (он мне уже докладывал) — это одно из направлений. И мы посмотрим по обращениям граждан и по личным подсобным хозяйствам, и по другим. Не так уж много требуют от нас люди. Но мы порой поворачиваемся к ним соответствующей точкой тела. Это ненормально.

Надо сделать так, чтобы государственная система добросовестно служила людям и работала во имя их блага. Вы знаете, я скажу откровенно, мы немало в этом направлении сделали. И я горд за то, что мы — одна из немногих стран, где к людям относятся трепетно. Но в семье же не без урода, я же понимаю. Есть среди нас и такие, которые не видят людей, которые ставят себя выше человека. Но если мы и выше, то только за счет того, что стоим на плечах этих людей. Это надо помнить. Простая философия управленческой работы.

Приоритетной задачей, а нам надо формировать новое законодательство под выполнение этих задач, и приоритетной задачей отсюда Национального собрания, иных субъектов нормотворческой деятельности должно быть в современных условиях качество законодательства, повышение его эффективности.

Не надо гоняться за количеством принятых документов. Лучше уменьшить объем законодательного массива, но обеспечить его системность и комплексность.

Раньше мы вынуждены были большие объемы принимать нормативно–правовых актов, потому что дыр много было, их надо было заполнять. Может, и плохой нормативный акт, но он должен быть, плохих законов и хороших не бывает. Мы это сделали. Сегодня где–то надо посмотреть, подновить законодательство, но уже качественно. Поэтому бежать, скакать и прыгать не надо. Надо все делать качественно и нормально.

Надо, чтобы законодательные акты были доступными и понятными, исключали необходимость получения дополнительных разъяснений от государственных органов по их применению. Ибо иногда так разъяснят, что выхолащивается суть нормативно–правового акта.

Всем субъектам нормотворческой деятельности следует на системной основе отслеживать, насколько эффективно действуют принятые нормативные правовые акты в различных структурах государства и общества. Мы из года в год об этом говорим, но мало что делаем.

Анализ последствий принятия тех или иных решений должен предшествовать их подписанию.

Необходим постоянный и открытый диалог законодателей с теми государственными и общественными институтами, которые будут применять закон на практике и исполнять его.

Стабильное, понятное и эффективно работающее законодательство должно стать одним из столпов, которые обеспечат наш качественный прорыв и переход на новый уровень развития.

О местном самоуправлении

2010–й — год значимых политических событий: выборов в местные Советы депутатов, которые начались, и начала президентской избирательной кампании.

Выборы проводятся по новым правилам — в Избирательный кодекс внесены серьезные изменения, которые свидетельствуют о зрелости белорусской общественно–политической системы.

И то, что сегодня кричат, что «это декоративное изменение», ну, для тех, кого народ и так не изберет, и они, уже испугавшись, сняли свои кандидатуры, что ни делай, все будет декоративно, пока мы их не приведем и сюда не посадим за руку. Что, кстати, мне некоторые западные политики подсказывали: «Слушай, ну 10, 15 человек в Парламенте, они что, картину испортят?» Я им говорю: «А что, я их должен за руку привести?! Так мне это тоже будет сложно сделать. А даже если и сделаю, то кому нужны такие депутаты». — «Но зато лицо будет». — «Какое же лицо?» Я этого не делал и делать не намерен. Изберут люди — работай. Не изберут... Толковый человек — буду поддерживать. Если это противоречит моим принципам, я этого делать не буду.

Я не буду говорить о значении выборов. Они очень важны. Потому что эти выборы, которые начались, для людей.

Повысить роль местных Советов в жизни общества призван недавно принятый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Это закон для будущих людей, которые будут работать в Советах разных уровней, это их закон.

Главное, из чего мы исходим, — сделать власть на местах более ответственной перед людьми, приближенной к каждодневным проблемам и заботам конкретного человека.

2010 год — завершающий в реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Эта программа нацеливает на то, чтобы регионы приобрели новое качество роста: новые технологии, новые организационные формы работы, новую культуру производства и быта.

Для повышения уровня и качества жизни населения в регионах настоятельно требуется модернизация существующей производственно–экономической базы.

В этих целях следует энергично привлекать отечественные и иностранные инвестиции в региональную экономику.

Причем реализация экономических проектов должна иметь значимый социальный эффект для конкретного города, поселка.

Уважаемые товарищи!

Белорусский народ — высокоинтеллектуальная, талантливая и духовная нация. За последние годы мир больше узнал о Беларуси и белорусах благодаря проводимой политике по интеграции нашего государства в мировую политическую и экономическую системы, достижениям в области использования наукоемких технологий, победам на спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.

Вы знаете, я недавно принимал большую группу американских богатых людей, руководителей. Один из американцев, я, может быть, неточно приведу, где–то в стенограмме у нас есть, но это надо выписать, сказал следующее, характеризуя и ведя разговор о нашей этой «силиконовой долине» — Парке высоких технологий, о потенциале наших людей: «Если (у них так говорят, в элите) вы хотите решить какую–то проблему — по высоким технологиям, то идите в Индию. Там вы ее решите. Если вы хотите решить очень трудную проблему — идите в Соединенные Штаты Америки. Если вы хотите что–то сделать невозможное, идите к белорусам». Это сказал американец. Меня это потрясло. И он говорит: «У вас настолько талантливый народ, и люди, которые этим занимаются, настолько умные, что мы сегодня, не прося какие–то гарантии, вы даже, — говорит, — не знаете, но мы инвестируем деньги и платим компаниям, которые работают в вашем Парке высоких технологий. И они нам невообразимые вещи делают». Поэтому, когда я говорю, что это — высокоинтеллектуальная, талантливая нация, это не только я говорю. Я просто горжусь тем, что имею принадлежность к этим людям и к этой нации. И гордость для каждого из нас с вами — работать во благо этой нации и во благо этого народа.

Эффективные государственные институты, компетентные, профессионально подготовленные кадры, высокий уровень науки и производства — это те составляющие, которые способны обеспечить динамичный прорыв и развитие нашей страны.

Новые вызовы требуют и новых решений. А для того чтобы их выработать, необходимы терпение, напряженная работа и полная самоотдача от каждого на благо всего общества. Именно в этом проявляются гражданские качества патриота, делом доказывающего любовь к родной стране. Но ни в коем случае нельзя допустить шараханья ни в чем.

Всем органам государственной власти, общественным структурам, бизнесу предстоит экзамен на профессиональную зрелость. И не выдержать его нам нельзя. Наша Беларусь будет богатеть и развиваться и мы будем неотступно идти вперед, если сплотимся во имя будущего наших людей, наших детей и Отечества.

Качество производства, качество управления, качество в итоге жизни человека — вот те основные составляющие, на которых твердо стоит наше государство. И только от нас зависит успех всего того, над чем мы так упорно работали эти годы.

Белорусский народ поддерживает проводимый в стране курс. И это значит, что мы его должны проводить и мы можем уверенно двигаться вперед.

Мира и добра, счастья и успехов вам, дорогие парламентарии и соотечественники!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter