Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию.[стенограмма. Часть2]

Часть 2.

Часть 2.

Самой действенной мерой социальной политики является обеспечение занятости, когда человек в состоянии самостоятельно реализовать свои социальные запросы. Даже на фоне кризисных всплесков безработицы во всем мире численность безработных в Беларуси остается на минимальном уровне на протяжении ряда лет — 1 — 1,5 процента.

Кроме того, из года в год в стране увеличивается количество новых рабочих мест. В прошлом году создано их порядка 170 тысяч, из них четвертая часть в малых городах и на селе. В 2010 году предстоит организовать еще 175 тысяч.

Вместе с тем и у нас имели место случаи, когда отдельные предприятия временно переходили на режим неполной занятости.

Правительству и нанимателям в таких ситуациях необходимо принимать меры по поддержке людей, оказавшихся в трудных условиях. Речь идет о переподготовке, переобучении и повышении квалификации без отрыва от производства, об адресной помощи нуждающимся.

Важнейшая задача, которую мы должны решить в текущем году, — повышение реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности. Это весьма непросто. Но то, что мы обещали людям, обязаны выполнить.

Однако дело не только в выполнении запланированных показателей роста зарплаты. Необходима модернизация системы оплаты труда, отход от формализма и уравниловки в ее построении.

В реальном секторе экономики необходимы дополнительные меры по установлению прямой зависимости повышения зарплаты от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда. Есть деньги — плати: рассчитайся с бюджетом по налогам, с другими платежами. И плати.

Правительству необходимо вплотную заняться вопросом разработки гибких систем оплаты труда, которые бы максимально учитывали результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.

В стране обеспечено стабильное функционирование пенсионной системы. Пенсионным обеспечением охвачено около двух с половиной миллионов жителей, а это более 26 процентов населения. На выплату пенсий ежегодно расходуется около 10 процентов валового внутреннего продукта.

Дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров, инвалидов, тех, кто не может участвовать в общественном производстве, находится в трудной жизненной ситуации, является одной из приоритетных задач государства.

Меня волнует и студенчество. Знаю постоянные жалобы на низкий размер стипендий, проблемы с общежитиями. Все возможное для улучшения жизни и быта студентов мы будем делать. И делаем. Решения приняты. И они реализовываются (я не хочу перечислять по студенческим деревням, это особенно проблема Минска, и мы ее в следующей пятилетке решим, как бы ни было сложно). Но студенты должны понимать, что мы не только платим им пусть эту небольшую стипендию, но надо и студентам пошевеливаться, как в свое время в хорошие, как мы считали, в советские времена и мы шевелились. Я не думаю, что Давыдько (Г.Давыдько — депутат Палаты представителей) или кто–то другой не знает, что такое из вагонов носить на плечах мешки... Я, например, это хорошо знаю. И в студенческие отряды ехали для того, чтобы какую–то копейку заработать. Не так было просто. Так мы же не только студентам стипендию платим. Мы вынуждены содержать за счет государства вузы, платить преподавателям (и немалые сегодня деньги!). Мы вынуждены сегодня платить за это образование триллионы рублей. И это надо понимать.

Но, я еще раз говорю, мы спокойно, тихо, исходя из того, что имеем сегодня, поддерживали и студентов, и пенсионеров, и инвалидов, и всех нуждающихся. И будем это делать. Но исключительно исходя из возможностей нашего государства и нашей экономики.

Большие надежды мы возлагаем на трудоустройство студенческой молодежи и прежде всего на Белорусский республиканский союз молодежи и Федерацию профсоюзов.

Одной из существенных мер социальной защиты в нашей стране является социальная составляющая в политике ценообразования.

Правительство должно проводить постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. И сделать все для того, чтобы, несмотря на конъюнктуру рынка, розничные цены на основные продукты питания и предметы первой необходимости, а также лекарства поддерживались на приемлемом для населения уровне.

В Беларуси по–прежнему будет проводиться политика сдерживания роста тарифов на жилищно–коммунальные услуги, даже с учетом повышения цен на энергоносители.

В очередной раз хочу предупредить Правительство: возможные решения по изменению тарифов на жилищно–коммунальные услуги для населения могут быть приняты только по мере роста доходов населения.

Растут доходы — выходим на большую оплату по тарифу — будет не 32, а 35 процентов. Но у населения должны быть для этого деньги.

Я хорошо осознаю, что для сотен тысяч моих сограждан первостепенный вопрос — жилье. Причем качественное и комфортное. С учетом социальной значимости этой проблемы мы будем наращивать темпы жилищного строительства и размеры оказываемой при этом государственной поддержки.

По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тысяч населения наша страна является лидером среди государств СНГ. Например, если в прошлом году в Беларуси было построено около 6 миллионов квадратных метров жилья, то в текущем году планируется ввести семь миллионов.

Очень ответственные задачи стоят перед строительным комплексом страны. Сейчас не те времена, когда люди радовались любой «хрущобе». Белорусы достойны большего. Строить надо быстро, дешево и качественно.

Совершенно недопустимо, когда сдаются жилые дома, не готовые к нормальной эксплуатации! Люди недовольны. И я полностью на их стороне, и вы слышали мои поручения, которые были даны недавно при отчете Правительства по строительству.

Мы должны переломить негативную ситуацию в этой сфере.

Мною принято решение перейти полностью на европейские стандарты в строительстве.

Ни для кого не секрет, каждый из вас занимался строительством — хоть забор ремонтировал дома, знаете, с чем мы постоянно сталкиваемся. У нас так этот процесс забюрократизирован, он так дорогостоящ... Пришли МЧС («пожарники», как мы их раньше называли): самое дорогостоящее оборудование — ставь. Ледовый дворец строим, где кругом лед и вода, — поставь самые современные системы пожаротушения. Что тушить? Лед не горит. Давайте ограничимся тем, что надо. Весь мир показал, как это делать. Нет... Вот так надо! Надо вмешательство Президента...

Вместо 20 сантиметров стенку внутри помещения строители предлагают: «Александр Григорьевич, давайте сделаем 5 сантиметров. Здесь же достаточно. Это в два раза дешевле». Надо решение Президента. Принял решение «именем революции», без всяких нормативных актов разрешил. Построили. Ходят и ахают: как красиво, хорошо и удобно.

Я вынужден был принять опять «именем революции» решение — перейти на европейский стандарт (там, где у нас хуже, а где лучше — оставить лучшее). И что мы потеряли? Ничего.

Но шарлатанства в строительстве предостаточно... Я уже говорил, что самое дорогое для человека — когда он получает квартиру и с маленькими детишками приходит за руку в эту квартиру. А через месяц — с потолка потекло, крыша прохудилась, все провалилось, трещины пошли...

Я уже отдал распоряжение и особо не популяризировал его, но Комитету государственного контроля жесточайшим образом приказал: обнаружили (нетрудно установить, кто строил), туда их, пусть вместе с начальниками ликвидируют все недостатки за собственный счет! Нет — еще более жестокий будет спрос! Нельзя плевать в душу людям! Вы взялись строить — стройте. Я имею право на такие решения.

Еще раз повторяю, на моей памяти строительный комплекс был уничтожен: ПМК в районах ликвидированы, бульдозеры раздали, экскаваторы раздали, краны сломали, порезали, сдали на завод в утиль, переплавили и так далее... И что приходилось? Приходилось это все восстанавливать. И отсюда очень высокие цены на строительство были. Потому что надо было новым организациям строительным покупать все это оборудование. А это — людские деньги. Всё... Все всё купили, всё у всех есть... Поэтому нет той большой основы для роста цен на жилье. И строить надо прилично. Так, чтобы люди не обижались. И это мы умеем делать. Но не хватает ответственности — от строителя до руководителей соответствующих органов власти.

Вопрос на жесточайшем контроле у Президента! С руководителей, особенно Минска и других городов, спросим на всю катушку!

Уже начали люди работать после этого совещания и отчета Правительства. Если кто–то еще не понял, что я требую, — поймет в ближайшее время. Поэтому вынимайте деньги свои, идите и ликвидируйте эти трещины, разломы, переломы, протечки за собственный счет, чтобы не было потом хуже и больнее.

В связи с этим не могу не остановиться еще на одной теме. Справедливое возмущение инвесторов, предпринимателей и простых граждан вызывают сроки проектирования и цены на услуги проектировщиков. До абсурда доходит — стоимость проектирования простейшего объекта порой сопоставима со стоимостью самих строительных работ. Спрашивается, кто захочет строить что–либо вообще и вкладывать огромные деньги?

При этом Минстройархитектуры считает подобную ситуацию вполне нормальной: дескать, существующие цены «учитывают — цитирую — интеллектуальный труд проектировщиков». Слишком дорого проектировщики свой интеллект продают... Так мы можем загубить строительство, а следом и этот интеллект никому не нужен будет.

Создается впечатление, что кому–то очень выгодно подобное положение вещей. Нечего тут мудрить: есть мировой опыт, и его надо учитывать. Конкретная задача, которую мы должны сегодня поставить и в течение года решить, — стоимость любого проекта в строительстве не должна превышать 10 процентов от общей стоимости работ. Никаких выкрутасов и никаких подделок под эти 10 процентов! Объем — 100 процентов, 10, не больше, — проектировщикам (меньше — лучше). Притом поставленная мною задача перед Правительством, чтобы каждая строительная организация имела соответствующее бюро, которое имело бы право само организовывать проектирование, должна выполняться. Мы в районах воссоздали эти группы, разрешили частникам создавать эти бюро проектирования. Главное — вывести здесь на конкуренцию оставшиеся проектные институты. Вы же помните, они тоже никому не нужны были, их здания и собственность распродали. И в последний момент, в середине 90–х, нам удалось зацепить несколько предприятий. Начиная строить, мы заставили их проектировать. Поэтому здесь надо создать нормальную конкуренцию. А пока она не появится — 10 процентов.

Уверен, это снизит конечную цену строительства.

В ближайшее время в каждой области по моему поручению организуют «горячие линии», на которые можно будет обращаться с жалобами на качество уже введенных в эксплуатацию домов и квартир, чтобы не захотелось впредь плохо строить.

Я хочу предупредить чиновников, курирующих данные вопросы: ваша задача не просто собрать информацию о недоделках при строительстве, а обеспечить их незамедлительное устранение.

При этом строительные организации, допустившие сдачу в эксплуатацию жилья, непригодного для нормального проживания, должны лишаться строительных лицензий.

Будем учить нерадивых на их собственных ошибках и всеми мерами воспитывать культуру качества труда. Пресекать аппетиты рвачей и халтурщиков.

Никому не позволено наплевательски относиться к людям!

В целом в будущем сохранится социальная направленность жилищной политики.

Однако это не означает разгула иждивенчества. К сожалению, у многих сохраняется стремление в обход закона получить от государства льготное жилье. Государство обязательно поможет тем, кто на самом деле в нем нуждается. Все другие стройте на здоровье, никто к вам в карман не лезет, если вы у кого–то не украли, по–белорусски говоря, стройте, но за собственный счет. Сколько хотите домов, сколько хотите квартир. Есть деньги — стройте. Мы это будем поощрять.

В целом сохранится, подчеркиваю, социальная направленность жилищной политики.

Наш приоритет — поддержка многодетных, молодых семей, которые сегодня ютятся в тесных, неустроенных, съемных квартирах, в общежитиях и сами улучшить условия своего проживания просто не в состоянии.

Острой проблемой, возникшей на почве жилищного вопроса, являются обманутые дольщики. Только в Минске их уже насчитывается свыше пятисот человек. Мошенникам, наживающимся на людской беде, следует поставить жесткий заслон. Правительство должно принять исчерпывающие меры, не допускающие появления таких случаев.

Думаю, Минский горисполком при поддержке соответствующих структур найдет как достроить или рассчитаться с этими 500 дольщиками. Доложите к концу лета!

Отдельный разговор о работе жилищно–коммунальных служб. Самое большое количество жалоб, поступающих в различные инстанции от граждан, именно по этому поводу. Люди годами бьются головой о стену, чтобы добиться положенных законом услуг. А коммунальники даже не боятся уже выходить на телевидение и открыто наплевательски относиться к людям...

Такое отношение к делу должно быть исключено!

Еще раз повторяю коммунальникам: все должно быть приведено в порядок и содержаться в соответствии со стандартами, установленными законодательством. Пришел человек, написал заявку на ремонт (за свой счет или еще чего–то там, то, что вы обязаны делать) — выполняйте быстро, качественно и без лишних разговоров!

Требуют от тех, кто это должен сделать, — установите жесткий норматив по всем услугам: ремонту, другим услугам и так далее! Установите его! Железно. Есть деньги — пусть начинают. И заканчивают по нормативам в срок оказывать эти услуги. Просрочили — пусть платят из собственного кармана. Надо нормативно поправить закон, еще что–то, чтобы усилить эту ответственность, — давайте сделаем.

Уважаемые товарищи!

Мы успешно реализуем политику семейного благополучия, направленную на обеспечение экономической устойчивости семей. Для поддержки семьи и семейных ценностей предусмотрен ряд социальных стимулов — обеспечение жильем, льготное кредитование, трудовые гарантии матерям и другие.

Так, с первого января этого года размер пособия на детей до трех лет увеличен до ста процентов бюджета прожиточного минимума.

Однако крайне актуальным вопросом является дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Система дошкольного образования оказалась не готова к «беби–буму», охватившему Беларусь. Детские сады посещают почти 80 процентов дошкольников. Особо остра эта проблема в районах–новостройках.

Министерство образования, местные исполнительные и распорядительные органы должны находить пути решения. Нет детского сада в новом районе — налаживайте подвоз детей в другие. И неправда, что мы быстро не можем построить детский сад... Это — год работы, даже девять месяцев. И на это надо ориентироваться, потому что возить людей... Вот кто–то мне тут написал «отвезти ребенка». Ну расскажите: как это сделать? Трехлетнего ребенка отвезти куда–то в детский сад? Ну расскажите. Вы, Наталья Владимировна (Н.В.Петкевич — Первый заместитель Главы Администрации Президента), это написали? Вот вы — мать. В 6 часов проснулись, в 8 — на работу. Ребенка надо вести до этого в детский сад. Во сколько же вы трехлетнего ребенка с постели поднимете?.. Вы должны, спокойно проснувшись, взять мальчонку или девчонку за ручонку и отвести пешком, чтобы он проснулся в процессе подхода к детскому саду за 100 — 200 метров, и отдать его воспитателю. Тогда это детский сад. Что это за детский сад, если ты живешь в Каменной Горке, а надо везти ребенка в центр?! Это же сколько времени надо, чтобы завезти, а потом — на работу? Как возить в автобусе детей в детский сад? Проблему надо решать кардинально, если ума в свое время не хватило... Это в основном в Минске детские сады распродали. Я еще предупреждал: не продавайте детские сады! А все на меня, как на дикаря, смотрели 10 — 13 лет назад. А оказалось, что детские сады нужны. А у нас же сегодня в детских садах бизнес–структуры размещены. Так вот, давайте сейчас героически преодолевайте то, что натворили 15 лет назад. Детские сады должны быть! И это благо, что родители ведут к нам ребенка с трехлетнего возраста. Мы из него должны, и имеем возможность, вылепить будущего нужного нам гражданина нашей страны.

И на это не надо жалеть денег. Мы лучше будем сокращать программы по другим направлениям (ту же программу развития села подрежем), но на детские сады мы должны направить средства.

Охват услугами дошкольных учреждений жителей села следует довести до уровня городов. Социальный стандарт по обеспечению местами в детских садах должен выполняться не только «в среднем» по области или району, но и в каждом населенном пункте.

Общегосударственным приоритетом у нас является и здравоохранение. Несмотря на все сложности, мы не переходим на платную медицину. Это одна из самых значимых мер социальной защиты человека и проявление заботы о его здоровье.

Предвосхищая голословных критиков, сразу отмечу. Действительно, некоторые услуги в сфере здравоохранения осуществляются на платной основе. Но ведь вся необходимая человеку по медицинским показаниям помощь оказывается за счет государства!

Слава Богу, наши люди не знают, что такое, как я уже говорил, платить за каждый день пребывания в больнице и посещение врача.

И ведь сегодня отечественные медицинские услуги по своему качеству отнюдь не уступают зарубежным.

Несколько лет назад мы начали модернизацию отрасли и внедрение современных медицинских технологий. И даже в кризисный период в стране не было допущено существенного снижения темпов ее реализации.

В ближайшие годы программа масштабного технического перевооружения отрасли будет завершена, что позволит перейти на новый качественный уровень медицинского обслуживания населения не только в столице, но и в регионах.

При этом требуют кардинального разрешения ставшие «хроническими» кадровые и организационные проблемы отрасли. Прежде всего это неполная укомплектованность медицинских учреждений врачами, особенно узких специальностей, дефицит мест в стационарах, очереди в поликлиниках.

Пристальное внимание необходимо уделить повышению эффективности медико–социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам, ведь они нуждаются не только в материальной помощи. Им также нужна морально–психологическая поддержка.

Нам необходимо активнее развивать современные формы социального обслуживания, как связанные с постоянным пребыванием в условиях социальных учреждений, так и нестационарные. И это мы умеем делать, и на местах уже отданы все распоряжения. И уже во многом это сделано.

В свое время на Могилевщине нам с Борисом Васильевичем Батурой (Б.В.Батура — председатель Совета Республики) показывали дома, куда мы должны собирать брошенных стариков, которые никому не нужными оказались. Но, если мы говорим о том, что мы государство социально ориентированное, мы должны их защитить! Бросим мы их — нас тоже так дети бросят. Поэтому мы должны этих стариков собрать в отдельные дома (в районе, на месте). Они пусть там будут зиму, а кто хочет вернуться на лето домой — давайте их вернем, кто нет — будем обслуживать. Будем нести эту ношу на себе. То есть было на уровне Президента принято решение и показано, как это делать. Хотелось бы, чтобы это по всей стране было уже реализовано.

Правительству следует разработать комплексную программу развития социального обслуживания в стране.

Для улучшения качества жизни физически ослабленных лиц объемы оказания медико–социальной помощи должны быть увеличены.

В социальный пакет, который гарантирует государство, несомненно, входит и физкультурно–спортивная инфраструктура. Ее масштабное создание позволило за последние десять лет поменять глубоко укоренившуюся в обществе психологию безответственного отношения к своему собственному здоровью. Люди начали понимать, что их здоровье зависит от них самих, их образа жизни и вовлеченности в занятия спортом.

Государство создало все необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья белорусской нации. Физкультурно–оздоровительные и спортивные сооружения доступны для всех слоев населения.

Таким образом, в стране делается все для того, чтобы каждый человек ощущал себя социально защищенным, был уверен, что ни при каких обстоятельствах он не будет брошен на произвол судьбы.

И давайте будем откровенны: ведь так оно и есть. Порой в ущерб макроэкономике приоритет всегда отдается заботе о человеке. Мы не идем на сокращение штатной численности крупных предприятий, хотя нам это настоятельно советуют на протяжении многих лет международные эксперты. Потому что тогда люди останутся без работы, а их семьи — без средств к существованию. Мы не можем ввести полноценную ответственность за неуплату коммунальных платежей, поскольку это повлечет выселение людей из квартир.

Как бы ни было тяжело, зарплаты, пенсии, стипендии, пособия выплачиваются вовремя и в полном размере. Каждый руководитель знает, что невыполнение этого требования будет стоить ему должности.

Понимаю, что хотелось бы больше: зарплату повыше, квартиру побыстрее и подешевле, цены пониже. Но мы не можем быть оторваны от действительности, от экономических реалий. Как Президент могу гарантировать только одно: мы будем делать все для дальнейшего повышения уровня жизни наших людей. Любая дополнительная копейка в бюджете страны всегда пойдет только на эти цели.

И по ценам. Это сложный и трудный вопрос. Но люди должны понимать, что мы не можем сегодня в магазине, к примеру, цены держать на товары ниже, чем в Украине и России. Неужели это непонятно? Мы же это проходили уже три раза в моей с вами жизни. Три раза... Как только цены становились выгодными для так называемых спекулянтов и мошенников, здесь скупались товары по дешевке, а туда вывозились и продавались. Недавно точно так было с сахаром. И сегодня еще нас это настораживает. У нас сахар сколько стоит? У нас где–то было до недавнего времени 500 долларов тонна, по–моему, а там 1.000... Вы понимаете, что это такое? Тонну купил здесь, туда подальше завез и продал.

Мы в такой ситуации, что вынуждены ровно держать эти цены, чтобы не вывозилась продукция. Мы порой могли бы ниже иметь здесь цены, но вывезут же завтра все... На кого мы работаем? Нам же бесплатно никто ничего не дает.

Во–вторых, все кричат: дай зарплату, потому что цены высокие. А ведь зарплата — от цены продукции. Если сегодня трактор стоит одну единицу, то половина единицы — зарплата, если завтра трактор стоит три единицы, к примеру, то уже полторы или две единицы заработная плата. Чем выше цена — тем больше заработная плата. И тут должен быть определенный баланс. Поэтому надо иметь в виду: если выше зарплата, значит, выше будет стоить сыр, масло и так далее. И здесь приходится балансировать тоже. Я уже не говорю о других факторах. Но это же элементарно и понятно.

Но многое в ценообразовании зависит не от нас. Нам нельзя оголить полки магазинов. Поэтому единственный путь — производить больше, качественно, продавать дороже. И доходы у населения должны быть в связи с этим и поэтому — выше. Это единственный путь — разумный путь, по которому идут все страны. И мы тут ничего не придумаем нового. Заморозим цены — не будет завтра товара вообще на полках. И это отбросит нас на пять лет назад.

О национальной культуре

Белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета. Она помогает нам ощущать себя единым, уникальным и самобытным народом, является своего рода «вакциной» против вирусов духовной деградации.

Закрепленные в ней нравственные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом.

Чего государство ждет от культуры?

Во–первых, произведений, способных поднять патриотический дух народа, ярко и честно показать всему миру прошлое и настоящее Беларуси, создать образы истинных национальных героев.

Во–вторых, бережной и кропотливой работы по сохранению нашего наследия.

В–третьих, обеспечения доступности культурных благ для всех граждан, включая жителей малых городов и села, активного участия в воспитании молодежи.

Осознавая это, все годы существования суверенной Беларуси мы вкладываем в развитие национальной культуры значительные средства. Я не буду перечислять. И о Национальной библиотеке говорить, и о Большом театре оперы и балета; и цирк заканчивают, и еще... И так далее, и так далее. Только эти объекты — это триллионы рублей! Народных! Настало время спросить: господа творцы, а где результат? И не надо ходить и стенать, начиная от студента и заканчивая руководителями культуры: «вось на Западзе», «вось трэба, як на Западзе»... Так на Западе, если ты каждый день не даешь результаты и, мало того, не бежишь впереди, ты ничего не получишь. К тебе просто не пойдут. А мы? Если не идут, что мы делаем?

Мы за руку к вам ведем народ! Это что, нормально? Это — ненормально. Поэтому, Геннадий (Давыдько), прежде чем просить (я просто образно это говорю), надо уже сегодня давать результаты. Я когда вас вижу на экране телевизора, думаю, слыша стенания других: ну и идите, как Давыдько, найдите себе приложение сил. Если сегодня на главную роль не приглашают (Давыдько ж не пойдет на второстепенные роли в кинофильмах сниматься) — он этим занимается. И не думаю, что он там большие деньги имеет. Человеку есть необходимость этим заниматься. И такому человеку, таким коллективам не жалко помочь. Ну нельзя же все время ходить по стране с протянутой рукой и кричать: «Мы творцы, дайце нам грошаў... и побольше». Ну если творцы, так вы же творцы, вы творите так, чтобы были деньги. А там, где не хватит, поможем.

К примеру, не может больше продолжаться ситуация, когда на протяжении последних трех лет доходы от продажи продукции киностудии «Беларусьфильм» составляют чуть более шести процентов от вложенных в ее производство средств. Самый лучший национальный фильм — это тот, на который идет зритель и о котором с гордостью можно сказать: «Сделано в Беларуси!» Скажите, где посмотреть этот фильм?..

Как не было, так и нет от наших писателей выдающихся произведений, полюбившихся широкому кругу читателей. Профессиональные композиторы не могут написать песню, с которой Беларусь смогла бы достойно выступить на конкурсе «Евровидение». Где вы, писатели и композиторы?.. Принесите свой шедевр. Мы заплатим вам большие деньги. И я уже через кого только не пытался этот клич им бросить. Вот Григорий Леонидович Кисель (руководитель телеканала ОНТ). Я говорю: «Григорий Леонидович, объявите конкурс песни. Вы же у нас главный шоумен страны (по каналу, я имею в виду), люди смотрят ваш канал, объявите». Ну и что, Григорий Леонидович, мы получили, как вы мне докладывали?.. Поручаю — «Евровидением» займись, песню надо хорошую. Куда поехали? В Америку, в Украину, в Россию и просят, чтобы песни написали. Где вы, композиторы?.. Ау... А все кричат: «мы такие творческие», «мы такие шедевры создаем», «рынок малый... в Беларуси нет рынка, вот в России...» Идите попробуйте в России. Ну так же, Григорий Леонидович?

То же самое и о писателях могу сказать. Тоже жаловались. Все помнят, когда я им сказал: положите мне на стол «Войну и мир», «Поднятую целину», положите, я заплачу. Нет ни войны, ни мира, ничего нет. Где вы, пiсьменнiкi?..

Бедный Чергинец, ему стыдно стало, он последние две, три книжки (про майора и еще про кого–то) написал, и, слава Богу, фильм поставил. Ну, смотрим... Я не буду характеризовать это произведение и этот фильм. Но хоть что–то есть посмотреть. Но ведь у Чергинца же там их сотни. И все кричат: «дай грошы». За что, родные, за что? Пошевелите мозгами, чтобы получить деньги! Извините меня за открытую критику в ваш адрес. Разве в Голливуде, на Западе вы бы получили ни за что деньги?!

Будем поддерживать — если будете давать результат. Или хоть пообещаете, что вложенные деньги не пропадут. Пока все обещания были нарушены. Какие только фильмы под моим патронатом не снимались. И кроме «В августе сорок четвертого...» Пташука (царство ему небесное), ни один фильм так и не прозвучал. А ведь туда вкладывались государственные деньги...

Как не было, так и нет результатов. А они должны быть.

Необходимо более эффективно использовать государственные ресурсы на поддержку культуры и искусства, увязав финансирование с той идеологической и творческой отдачей, которую получает от них общество.

Одновременно нужно сформировать систему, способную увеличить приток внебюджетного инвестирования в культуру. Чтобы эта сфера стала одной из престижных для вложения капитала.

Более прагматичным должен быть подход к воссозданию и использованию памятников культуры.

Бережно и осторожно мы должны относиться не только к вещественным памятникам, но и к объектам нематериальной культуры. Особенно к нашим государственным языкам — белорусскому и русскому.

Неоднократно говорил и еще раз повторю: двуязычие — наше величайшее культурное достояние и благо, основанное на историческом выборе народа.

Мы никогда не допустим дискриминации в данном вопросе, насильственной «белорусизации» за счет запрета русского языка. В Беларуси, где бoльшая часть народа использует русский язык как родной, искусственно выводить его из обихода — по меньшей мере тупость, глупость, идиотизм.

Вместе с тем государство, как никто другой, ощущает свою ответственность за развитие белорусского языка и является гарантом сохранения целостности и единства его современных литературных норм.

Лучшим подтверждением реальной заботы о его развитии стало принятие Закона «Аб Правiлах беларускай арфаграфii i пунктуацыi», который вступает в силу с первого сентября 2010 года.

Правительством утвержден план мероприятий по популяризации и расширению сферы использования белорусского языка в жизни общества, разработанный с учетом предложений государственных структур, неправительственных организаций, ученых и деятелей культуры.

В его реализации могут принять участие все, кого не на словах, а на деле заботит судьба «роднай мовы».

Но эта работа должна вестись без кампанейщины, спокойно и аккуратно, без политического обострения языкового вопроса.

Мы все это переживали и нам это не надо.

Внешнеполитические ориентиры

Создание благоприятных условий для динамичного развития государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью.

Это значит — с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки; решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, передовым технологиям; налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, международными организациями и мировыми финансово–кредитными институтами. А также с созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности.

Успешное решение этих задач позволит Беларуси остаться действительно независимым и самостоятельным государством, способным уверенно и эффективно продвигать свои интересы на мировой арене.

Российская Федерация, безусловно, была и остается нашим основным политическим и экономическим партнером. За годы совместного союзного строительства мы срослись с ней тысячей нитей промышленной кооперации и межчеловеческих контактов.

Однако, полагаясь на союзнические отношения, мы совершенно не задумывались о будущем, когда наращивали поставки товаров, к примеру, только на один рынок. Порой в ущерб другим партнерам завязывались исключительно на российские источники сырья и энергоресурсы.

Мы заключили сотни договоров, обеспечивающих равные права субъектов хозяйствования и прозрачные условия взаимной торговли. Этому процессу рукоплескали все в Кремле, включая предыдущего и нынешнего президентов.

Сегодня ситуация, как вы знаете, резко изменилась. Российское руководство решительно взяло курс на так называемую «прагматизацию» отношений с нашей страной, и не только, перевод их исключительно на так называемые «рыночные». Причем зачастую не классические и всем понятные, а придуманные в одностороннем порядке.

Мы столкнулись с планомерными действиями, которые поставили под вопрос выживаемость нашего государства. Введены практически запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты. Нас последовательно выдавливают с российского рынка, пытаются изолировать от транзитных евразийских маршрутов. Несмотря на все заверения, со стороны Российской Федерации усиливается таможенная граница в пунктах пропуска. Хочу задать вопрос: зачем, Таможенный же союз создаем? Повышение цен на энергоресурсы поставило под удар конкурентоспособность белорусских товаропроизводителей прежде всего на российском рынке. Это тоже один из факторов «выдавливания» наших товаров на российском рынке.

В этой «мутной» воде свой кусок от нашей экономики совершенно беззастенчиво пытаются урвать олигархические группы, которые, по большому счету, и затеяли эту мышиную возню.

Очевидно — такая «прагматизация» подрывает фундамент Союзного государства, разрушает его экономическую составляющую.

Я приведу вам один пример. В вашей памяти «сахарная война»... Я думаю, Александр Александрович (А.А.Суриков — посол России в Беларуси) здесь есть, он со мной согласится, хотя все время спорит. «Сахарная война»... кто ее затеял? Те, кто сегодня имеет в собственности сахар в России, эти «тузы», которые этим вопросом «сладким» занимаются. Они пришли к Путину и сказали: «Демпингуют... По дешевке... Дотируют... Поставляют дешевый сахар на российский рынок, разрушая нашу экономику». Я говорю так, как было. Так, Сергей Сергеевич (С.С.Сидорский — Премьер–министр)?

Да, кто в эту ассоциацию входит, мы же знаем... Пришли и поставили вопрос. Я доказываю и Президенту, и премьеру России: вы производите, к примеру, 50 процентов сахара (к примеру... Не помню точные цифры. Наши специалисты знают). К примеру, 50 процентов (миллион тонн) вы закупаете. Мы вам поставляем 150 тысяч. Почему вы от него отказываетесь? Ведь все равно вы остальную часть закупаете, вы привозите. Вы говорите, что мы «демпингуем, низкие цены». Хорошо, давайте сделаем так: нам достаточно тех доходов, которые мы получаем из этих низких цен. Назовите, хотите в Кремле, хотите в правительстве, ту структуру, кому мы должны отдать этот дешевый сахар; вы его заберите и продайте русскому человеку в три раза дороже, чтобы поддержать высокие цены на рынке. Они и этого организовать не смогли. Но мы конкурируем: купят только тогда, если качественнее, да еще дешевле. Нет, это плохо. Блокировали сахар. Что получилось? 1.100 долларов — за тонну (у нас было 500 долларов). В два с лишним раза у них сахар оказался дороже! Так что это за политика? Зачем это надо было делать, чтобы такой был дорогой сахар в России? Ведь люди ж его покупают. Что, там богатые люди сахаром объелись? Слиплось у них все во рту от этого сладкого? Вот вам пример такой политики. «Выдавили»... Получили...

Дальше. Ведем переговоры. Ввели не прямой запрет на границе с Беларусью, а за счет кредитов (не дают кредиты под белорусские товары, под тракторы, автомобили и так далее), фактически выдавили нас с российского рынка. Я задаю вопрос: «Владимир Владимирович, ну зачем вы это делаете? Вы же вред наносите (тут посол России со мной согласен), вы вред наносите России». Ведь сегодня та продукция, которая у нас производится: тракторы, автомобили (я не говорю о БелАЗах, они все идут туда, и не только туда) — это же не только наша. Ваша фактически продукция на вашем рынке самая дешевая и качественная. 15 миллионов рабочих мест, покупая комплектующие, мы обеспечиваем в России. Так вы же свое производство фактически гробите. Вы нас заставляете сегодня не только создавать по импортозамещению свои узлы и агрегаты, а искать. Допустим, не в Ярославле моторы покупать, а «Детройт–дизель», «Новистар». Мы вели переговоры. Мы уходим от вас. Мы вашу продукцию не покупаем для того, чтобы комплектовать нашу технику. Это же наша техника. Зачем вы ее блокируете на своем рынке? Ч

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter