ПОСЛАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2009 ГОДУ

Президенту Республики Беларусь Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь Часть 4.

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь

Часть 4.

V

Конституционный Суд, оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году, отмечает, что на него влияют как качество и последовательность законодательства, законность и справедливость правоприменения, так и конституционное мышление должностных лиц, общественное правосознание.
По результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов все проверенные законы по своему содержанию признаны соответствующими Конституции.
В правовых позициях Конституционный Суд констатировал, что в принятых в прошлом году законах нашли закрепление и дальнейшее развитие соответствующие конституционные нормы и принципы, общепризнанные принципы международного права. Законодательное регулирование должным образом обеспечивает гарантии реализации и защиты прав и свобод граждан, иных конституционных ценностей. Вводимые на законодательном уровне правовые ограничения с учетом принципа пропорциональности обеспечивают должный баланс интересов личности и государства, соразмерность защищаемым Конституцией ценностям и целям.
Достигнутый на основе Конституции уровень законотворчества является результатом политической и социальной стабильности в обществе и государстве, взаимодействия и скоординированной работы органов государственной власти, всех участников законотворческого процесса.
Качество принимаемых законов должно определяться их полнотой, системностью, комплексностью законодательного регулирования с учетом объективных факторов современного развития. Наличие пробелов и коллизий вследствие несоблюдения принципа правовой определенности влечет не только неоднозначное понимание законов (их отдельных норм), но и их неправомерное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.
Отмечая наличие в некоторых законах определенных недостатков, Конституционный Суд посредством правовых позиций, основанных на выявленном конституционно-правовом смысле законодательных норм, ориентировал государственные органы и иные организации, должностных лиц и граждан на конституционно выверенный подход к применению норм законов на практике с учетом требований Конституции и правовых позиций Конституционного Суда.
Парламентом продолжается принятие законов об основах регулирования общественных отношений в отдельных сферах. Конституционный Суд считает, что такой законодательный подход был оправдан на первоначальном этапе становления национальной правовой системы, когда при отсутствии законодательной базы законодатель определял основные начала, направления правового регулирования. Современному этапу развития общества и государства должны отвечать современные законы, полно, ясно и конкретно регулирующие важнейшие общественные отношения, содержащие надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан. Законами должны обеспечиваться как решение насущных социально-экономических задач, устойчивость государственного и общественного развития, так и достижение конституционных целей и защита фундаментальных конституционных ценностей, дальнейшая демократизация и гуманизация общественных отношений. Приоритет законов в правовом регулировании — важнейшая составляющая правового государства.
Необходимы своевременное приведение положений актов законодательства в соответствие с новыми нормами, устанавливающими иные подходы к правовому регулированию сходных отношений, полное и последовательное исключение из законодательства актов (норм), фактически утративших силу.
Важнейшая задача на современном этапе — стабильность законодательства. Большинство принимаемых Парламентом законов вносят изменения и дополнения в ранее принятые законы, причем в ряде случаев изменения и дополнения не носят сущностного характера, а обусловлены необходимостью терминологической корректировки. По мнению Конституционного Суда, достижение стабильности законодательного регулирования является важнейшим и необходимым условием стабильного развития общества и государства.
При этом процесс совершенствования законодательства должен продолжаться с учетом необходимости более полной реализации конституционных норм и принципов, создания дополнительных правовых механизмов и правовых процедур с целью надлежащего обеспечения прав и свобод граждан и гарантий их реализации, защиты иных охраняемых Конституцией ценностей.
На достижение качественно более высокого уровня конституционной законности должно быть направлено и правоприменение. О доступе к правосудию, в том числе конституционному, свидетельствует не констатация формальной гарантированности каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а осуществление правосудия в строгом соответствии с Конституцией, провозглашенными ею ценностями и целями. Реальное обеспечение реализации гражданами права на судебную защиту, включая опосредованный доступ к конституционному правосудию, является необходимым условием повышения уровня гарантированности их конституционных прав и свобод, прав и законных интересов организаций.
Укрепление конституционной законности, обеспечение защиты конституционных ценностей и целей путем их законодательного развития и практической реализации — обязанность не только Конституционного Суда, но и всех государственных органов и должностных лиц.

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 26 января 2010 года.

Председательствующий — Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter