Поштучно и оптом

Об экспорте

Китайцы продают по миру китайское. Турки — турецкое. Вездесущи и мобильны. И нам так надо было бы. Самое время. Страну поддержать (валютной выручкой), склады разгрузить. Причем речь идет не только о товарах легпрома. Представьте себе, несколько лет назад знакомый бизнесмен из России просил меня помочь купить... трактор для деревни, где живет его мама. Чтобы пахать на частных подворьях. Из Украины звонили, хотели дорожный каток. Прибалтика еще год назад слезно умоляла подсобить с цементом. В общем, предприниматели малыми партиями и даже штуками могут вывезти и пристроить все. Однако есть нюансы.


Например, Совет по развитию предпринимательства предложил ввести 35 тысяч рублей в месяц единого торгового сбора с экспорта. Интересная инициатива. Хорошо бы еще отменить лицензирование перевозок грузов личным транспортом («бусиками» до 3,5 тонны). Помогла бы и возможность приобретать товар за наличные (до 300 базовых величин в день). И следовательно, освобождение от зачисления валютной выручки на счет. Если эти стимулы появятся, то условия для «челночного» экспорта будут у нас не просто очень привлекательные, а, без преувеличения, тепличные.


Предприниматели уже звонят, интересуются: а правда ли, что наши товары так любят в России? Правда, отвечаю. В Москве продается все. И по цене процентов на 60 выше, чем дома. Примерно такая же картина в Санкт–Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Недавно в поезде встретила коллегу из Республики Коми. Она ехала в Брест закупать костюмы для своего небольшого магазинчика. Турецкое им, говорит, уже надоело, хотят что–то новенькое. Новенькое нашлось в Бресте. Но российская предпринимательница направлялась не на крупную белорусскую фабрику, а на маленькую частную. В крупных ОАО, увы, не все так просто.


Вот факт. Предприниматель решил продать в Россию ткань. На сайте ткацкого комбината из всей полезной информации — три телефона. На одном включается факс. Два других молчат. Это что, шутка? Другой где–то в Краснодаре нашел покупателя на детское питание. Созвонился с директором завода, тот несказанно рад: приезжайте, забирайте. Явился бизнесмен на склад, а ему там подготовили ящики с продукцией, срок годности которой истекает через месяц и содержимое уже расслоилось! «А что такого? — искренне удивляется кладовщик. — А вы взболтайте...» Так и хочется на все это сказать: господа изготовители, учитесь у китайцев и турок. Приезжаешь — тебе все лучшие модели. Мало? Завтра еще столько же подвезут. Опять не нравится? Везите образец — сошьем! А у нас склады забиты и никого это, похоже, кроме Правительства, особо не беспокоит. Кладовщики сонные. Директора не ведают, что за товар они предлагают. Право, так нельзя.


Мне могут возразить: мол, предприниматели — покупатели ненадежные. Да и средств у них всегда в обрез. Просят товар с отсрочкой платежа, а как потом деньги взыскать? Есть такая проблема. Не ручаюсь, что все ипэшники белые и пушистые. Нам сейчас действительно нужно создавать систему страхования рисков, гарантийных фондов. Но что нам предлагают страховщики? Отдать им 5 процентов от стоимости товара. Кто ж на таких условиях повезет белорусское?! Это же дополнительные расходы. И немалые.


Кроме того, информации о том самом товаре практически никакой. Редкий сайт редкого предприятия дает полные сведения о продукции с прейскурантом цен и фотографиями. У некоторых, понятно, на это нет денег. Так, может, нужно создать некий оптовый интернет–магазин? Его электронный адрес разрекламировать на каждом шагу, чтобы знали в Ушачах и Сморгони и могли заказать товар любого отечественного производителя. Кстати, этот сайт был бы интересен не только нашим бизнесменам, но и зарубежным. Помните, как на нашем рынке появился польский, китайский ширпотреб? Они сначала его сами к нам привезли. Понравился. Продался. И уже наши торговцы почувствовали выгоду и отправились за ним. Чтобы купить напрямую, без посредников и подешевле. Хорошо бы и нам так.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter