Народная газета

Пошли в рост

За счет чего достигать экономического роста?

В ежегодном Послании народу и Парламенту Президент четко дал понять, что нынешний год имеет особую значимость. Именно в течение 2017-го предстоит “наверстать упущенное и выйти на заданные параметры по итогам первых двух лет пятилетки”. И в Правительстве уже звучат обнадеживающие заявления, суть которых в том, что мы выходим из черной полосы. За первый квартал экономика приросла на 0,3 процента к аналогичному периоду прошлого года. Тем самым остановлена весьма неприятная двухлетняя тенденция падения ВВП. Более того, Премьер-министр Андрей Кобяков предлагает сработать на опережение: “В первом квартале экономика вышла на уровень, который запланирован на первое полугодие (по прогнозу ВВП должен был составить в первом полугодии 100,2 процента). Полагаю правильным на второй квартал в качестве целевой задачи определить достижение планов января — сентября, то есть сделать ВВП за первое полугодие 101 процент”. Действительно ли сегодня есть повод для оптимизма? За счет каких источников возможно достичь заявленных целей и какие резервы необходимо задействовать?


Надо менять подходы

Антон Болточко, эксперт Либерального клуба

На мой взгляд, пока рано говорить о формировании устойчивого тренда на экономический рост, а тем более о завершении рецессии. Согласно признанной международной методике Национального бюро экономических исследований выходом из рецессии признано считать рост реального выпуска в течение шести месяцев. Один месяц в плюсе может оказаться конъюнктурным событием и никак не повлиять на дальнейшее развитие ситуации.

Даже выход на плановые показатели по итогу года (прирост ВВП на 1,7 процента) будет сложно назвать победой. При таких темпах роста восстановление утраченных за два года позиций (минус 6,8 процента ВВП) займет не менее четырех лет. И это притом что средний темп прироста в странах-соседках, согласно данным обновленного доклада World Economic Outlook от МВФ, в этом году составит 2,5 процента. Поэтому сегодня очень важно искать источники, которые позволят нам не только выполнить установленный план на пятилетку, но и сформировать серьезный задел для дальнейшего устойчивого роста не менее среднерегиональных темпов.

Традиционно наша экономика развивалась за счет двух источников: внутреннего потребления, щедро простимулированного мягкой денежно-кредитной политикой, и экспорта нефтепродуктов, выработанных из российских энергоресурсов, в страны ближнего зарубежья. Однако у такой модели развития есть недостатки. Во-первых, возрастающая экономическая зависимость от стратегического партнера — России. Во-вторых, стимулирование внутреннего спроса через эмиссию дешевых денег приводит к макроэкономической дестабилизации (высокой инфляции и девальвации), что “разъедает” страну изнутри, приводя к падению уровня жизни населения.

Понимая ограничения, которые налагаются сложившимися обстоятельствами, власти стараются предпринимать антикризисные меры. Но, несмотря на правильное целеполагание (наращивание и диверсификация экспорта, увеличение объема иностранных инвестиций, раскрепощение деловой инициативы), подходы к решению поставленных задач не отвечают времени. Основаны они на централизованном, директивном управлении экономикой: расширение географии экспортных поставок через посольства и представительства за рубежом, закрепление за губернаторами плановых показателей по привлечению инвестиций и так далее. Выход же, на мой взгляд, в создании полноценного рынка в Беларуси, который во многих странах стал драйвером экономического роста.

В то же время не происходит и модернизации централизованной системы управления экономикой в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования в регионе и мире. Страны, которые по политическому и экономическому устройству схожи с нами, в последнее десятилетие все-таки нашли новые подходы к управлению экономикой. Реформированный сектор госпредприятий стал более независим от политических решений и начал выполнять свою главную функцию — зарабатывать деньги. Выделение бюджетных средств на инвестиционные проекты находится под строгим контролем экспертных комиссий, которые отбирают их в соответствии с перспективами заработать, а не удержать на плаву. Создается экономика частной формы собственности, которая задает планку конкуренции для госпредприятий. Открытые границы также держат в тонусе отечественных производителей, заставляя их конкурировать по качеству и цене. И на этом фоне денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика остается неизменной на протяжении продолжительного периода. Нужно идти по пути реформ, а не консервации.

Дешевый кредит не повредит

Сергей Солодовников, доктор экономических наук

Экономический рост в теории служит лишь одним из показателей процесса развития (наряду, например, с используемыми технологиями, состоянием экологии, качеством производимой продукции и так далее). На практике же он выступает основой для повышения реальных доходов населения. Без устойчивого роста невозможно обеспечить стабильное увеличение благосостояния людей.

В нашей стране стабильный рост ВВП возможен только как преимущественно интенсивный, то есть в основном на базе научно-технических достижений. По существу, у нас нет разумной альтернативы проведению четвертой промышленной революции, модернизации реального сектора экономики, крупных промышленных предприятий. Вопрос в том, как это лучше сделать?

Прежде всего, необходимо обеспечить отечественные промышленные предприятия дешевыми кредитными ресурсами. Сегодня высокие банковские проценты для производителей намного страшнее, чем величина налоговой нагрузки. Это подтверждает и мировая практика. Например, в Дании самая высокая налоговая нагрузка в мире (около 60 процентов от ВВП!), но банковские проценты для предприятий на порядок ниже, чем у нас. И датская промышленность конкурентоспособна. Давно пора понять простую истину, что величина налога на прибыль начинает волновать хозяйственных субъектов только тогда, когда эта прибыль у них есть. А вот величина банковских процентов волнует и убыточные предприятия, так как эти проценты они все равно должны платить.

Необходимо также снизить цену на энергетические и сырьевые ресурсы для предприятий.

В противном случае они по-прежнему будут нести дополнительные издержки по сравнению с предприятиями Российской Федерации.

Важно разработать и реализовать стратегию повышения внутренней мобильности трудовых ресурсов, в том числе за счет доведения жилищного фонда для предоставления его внаем (преимущественно на коммерческой основе) физическим лицам в размере не менее 50 процентов от общего жилого фонда в Минске, областных и районных центрах. Это значительно снизит издержки специалистов при внутренней миграции и будет способствовать решению проблемы обеспечения высококвалифицированными ресурсами коммерческих организаций по всей территории страны. А еще может выступить серьезным ресурсом снижения издержек для ряда хозяйствующих субъектов, которые смогут перенести производство (в том числе предоставление услуг, интернет-торговлю, логистику) в регионы, где значительно ниже затраты на аренду и приобретение офисов, существуют налоговые льготы и преференции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, необходимых для проведения масштабной модернизации промышленности, требуется сократить размеры предоставляемой предприятиям государственной поддержки, которая осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, уменьшения их доходной части (в случае налоговых льгот), а также денежных средств госпредприятий и организаций. При этом следует оптимизировать такие формы господдержки, как прямое бюджетное финансирование предприятий со стороны государства, налоговые льготы, частичное покрытие государством процентов по кредитам, государственное страхование коммерческих рисков, льготные тарифы на товары и услуги, предоставляемые государством или госпредприятием (например, льготные тарифы на электроэнергию, перевозки железнодорожным транспортом) и так далее.

Считаю необходимым обеспечить опережающее развитие услуг промышленного характера (в том числе промышленного интернета вещей) по сравнению со всей сферой услуг и реальным сектором экономики. Именно при оказании этих услуг создается сегодня основная доля добавленной стоимости в индустриальном комплексе, притом что энерго- и материалоемкость их незначительна.

Особое внимание следует уделить институциональным способам господдержки промышленного комплекса. Это касается прежде всего усиления мотивации руководителей и трудовых коллективов государственных предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости