В 2014 году в Беларуси заготовили 12,5 млн тонн метров кубических ликвидной древесины

Посчитать все елки

Специалисты Госинспекции охраны животного и растительного мира полагают, что подсчет ресурса производится не достаточно точно
Наш лес – не только легкие нашей страны, да и в целом Европы, но и серьезная статья дохода для государства. Ежегодно у нас заготавливаются миллионы тонн древесины. Только в прошлом году эта цифра составила 12,5 миллиона тонн метров кубических ликвидной древесины. Однако специалисты Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси полагают, что в некотором смысле до сих пор подсчет ценного ресурса производится не так точно, как хотелось бы. И поправить ситуацию могла бы электронная система учета древесины. Такая, которая действует на протяжении более чем десятка лет в Эстонии.



«Все данные о древесине на корню у нас имеются в переносных компьютерах, — рассказывает главный инспектор отдела охраны природы Инспекции окружающей среды Эстонии Рейнсалу Пирет. – Там же есть сведения о степени защиты той или иной территории, об ограничениях по рубкам и о рубках, которые проводились прежде. Эту информацию видит в первую очередь тот, кто выдает разрешение на заготовку древесины, а также тот, кто его запрашивает и идет в лес. Ведь он не должен угадывать, где ему можно рубить, а где нет. И в этом очень помогает электронная система учета». Аналогичной информацией располагают, к слову, и контролирующие органы. Они в режиме реального времени могут видеть, кто и где осуществляет рубки. Плюс могут проверить всю необходимую для таких работ документацию: когда и кем она выдана, на какие участки распространяется.

Но и это не все. В Эстонии компьютеризирована также и система перемещения заготовленной древесины. «Как только машина загружена, электронные накладные выписаны, они тут же поступают в единый информационный центр, — уточняет Рейнсалу Пирет. — Так что если остановить водителя с таким грузом, его легко проверить в режиме онлайн при помощи программы». Ни тебе вороха бумаг, ни волокиты с их проверкой. На первый взгляд, звучит фантастично. Кроме того, откуда в лесу интернет?

Эстонский специалист сомнения развеивает: сегодня возможно все. Эту мысль подтверждает и начальник управления анализа и контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира Госинспекции Александр Драгун, который изучал опыт коллег. По его мнению, при отсутствии Wi-Fi-связи в Беларуси можно использовать мобильный интернет – благо покрытие это сделать позволяет. Да и техническое и программное обеспечение для организации подобной работы не такое уж затратное, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, экономится много времени, которое пока уходит на выезды в лес для замеров и заполнения множества документов.

«Никаких сложностей для внедрения электронной системы учета древесины в стране нет, — уверен Александр Драгун.  — Уже сейчас в лесном хозяйстве используются геоинформационные технологии. Остается разработать необходимую программу. И тогда контролировать заготовку древесины будет значительно проще: мы точно будем знать, что тот или иной лесовоз отправился в заданном направлении, что это законно, что древесина не уйдет на сторону.  Сейчас эта работа ведется. И такие международные встречи, как та, что прошла недавно в Беловежской пуще с участием наших коллег из Литвы, Эстонии и Латвии, направлены на заимствование лучшего опыта».

По словам специалиста, увы, в Беларуси до сих пор еще есть факты, когда древесина вывозится без сопроводительных документов. «Поэтому мы, как контролирующий орган, настаиваем на внедрении такой системы, — говорит Драгун. — Безусловно, государство заинтересовано, чтобы весь ресурс, а ведь леса выращиваются за государственный счет, использовался эффективно. Чтобы доход поступал в казну в виде налогов и чтобы не было фактов хищения».

В Госинспекции рассчитывают, что затраты на создание электронной системы учета древесины окупятся за счет притока средств в бюджет. «Пока сложность в том, что лес на бирже покупается после оценки кубатуры с точностью плюс-минус 10 процентов, — поясняет Александр Драгун. — Представьте лесосеку с объемом древесины 11 миллионов метров кубических. Десять процентов – это миллион (!) кубометров. Следовательно, при определенных условиях значительная сумма средств в бюджет может и не поступить. Это, так сказать, цена погрешности. Внедрение электронной системы позволит остановить утечку финансов. Соответственно, вырастет итоговая сумма налогов».

По мнению Александра Драгуна, учитывая остроту вопроса, программу внедрят оперативно. Как только средства на ее разработку будут выделены, год-два апробации — и система заработает.

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter