Порулил и забыл? Можно ли с выгодой сдать в утиль авторазвалюху.

В Японии без справки об утилизации старой машины новую купить невозможно. Людей на островах много, жилого пространства – мало. И без брошенных колымаг там тесно. А что у нас? По своей площади Беларусь тоже далека от необъятных просторов. Однако во дворах Минска, областных центров да и небольших городов запросто можно увидеть ржавые «автораритеты», позабытые хозяевами и не трогавшиеся с места последних лет 20. Только с начала этого года белорусские коммунальники отправили на утилизацию более 300 машин. А ведь никто же не скажет, что в нашей стране переизбыток парковочных мест… Примечательно, что хозяева могут заработать на своих развалюхах, даже если те не на ходу. Однако почему-то они не спешат этого делать.

В Японии без справки об утилизации старой машины новую купить невозможно. Людей на островах много, жилого пространства – мало. И без брошенных колымаг там тесно. А что у нас? По своей площади Беларусь тоже далека от необъятных просторов. Однако во дворах Минска, областных центров да и небольших городов запросто можно увидеть ржавые «автораритеты», позабытые хозяевами и не трогавшиеся с места последних лет 20. Только с начала этого года белорусские коммунальники отправили на утилизацию более 300 машин. А ведь никто же не скажет, что в нашей стране переизбыток парковочных мест… Примечательно, что хозяева могут заработать на своих развалюхах, даже если те не на ходу. Однако почему-то они не спешат этого делать.

И ВАЗ, и ГАЗ...

— Не буду я автомобиль убирать! Он мне не мешает, и соседи не жалуются! — обычно так говорят нерадивые автолюбители, и с точки зрения белорусского законодательства они абсолютно правы.
Утилизация автотранспорта регулируется документом с громоздким названием “Об организации работ по установлению собственников брошенных или иным образом оставленных ими транспортных средств и признании транспортных средств бесхозными”. В соответствии с ним ответственность за вывоз брошенных автомобилей возлагается на администрации районов, организации коммунальной собственности и милицию. В столице контроль за утилизацией осуществляет ГО “Минское го-родское жилищное хозяйство”. По словам специалистов организации, брошенные автомобили находят практически ежедневно.
— В основном это машины советских времен — ВАЗы, старые “Волги”, — рассказывает начальник отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением по месту жительства Минского городского жилищного хозяйства Маргарита Язинская. — А в последнее время приходится утилизировать и старые иномарки. Сотрудники районных ЖРЭО каждый день обходят свою территорию и сообщают в ЖЭСы о брошенных авто.
Определить такую машину очень просто: колымага выдаст себя спущенными колесами, выбитыми стеклами и ржавым кузовом. Сперва владельца негодного железного коня пытаются убедить в том, что авто нужно вывезти со двора.
— Ведь это нетрудно! — считает Маргарита Язинская. — Достаточно написать заявление в ГАИ и снять с учета номерные знаки автомобиля. Стоит процедура всего 700 рублей. Саму машину ГАИ не нужно демонстрировать. После этого владелец может сдать авто на утилизацию, тогда он еще получит и деньги за металлолом. Если нет возможности заказать эвакуатор, на выручку придет ЖЭС. Работники жилищной организации вывезут транспортное средство бесплатно, но в этом случае владелец машины не сможет рассчитывать на средства от сдачи металлолома.

Деньги за колымагу

Большая часть старых кузовов перерабатывается на минском заводе “Вторчермет”, что в поселке Гатово. Именно сюда свозят старые машины и коммунальщики, и заготовительные конторы. На заводе в специальной шредерной установке производительностью 72 тысячи тонн в год старые автомобили превращаются в металлолом.
— Из каждой машины получается разное количество металлолома, — рассказывают на предприятии. — Если привезут “Жигули”, выйдет 300—400 килограммов железа, а вот из “Опеля-Омега” — почти полторы тонны.
Тонна металлолома оценивается в 250 тысяч рублей, так что, если хозяин самостоятельно вывезет свою развалюху со двора, у него есть возможность даже заработать — эвакуатор доставит машину-старушку в Гатово всего за 100—120 тысяч. В эту сумму входит и погрузка транспортного средства, и его доставка. Получается, что автовладелец может выручить на своей машине минимум 130—150 тысяч. Увы, такую схему используют очень немногие.
— Непонятно, почему автолюбители не хотят вывозить свои машины, — удивляются в Минском городском жилищном хозяйстве. — Когда просим их убрать, отвечают “что хочу, то и делаю” или вовсе открещиваются от хлама. А тем, кто все-таки решает избавиться от транспортного средства, и 150 тысяч не нужны. Они обращаются в ЖЭСы.

Хозяин в Могилеве —авто в Минске

Водители абсолютно не переживают из-за того, что пришедшие в негодность машины гниют во дворах. В ГАИ говорят, что если хозяин авто не нарушает правила дорожного движения, то и спроса с него нет. Автомобиль, припаркованный по всем правилам, так и останется стоять во дворе. Другое дело, если он находится в зоне действия дорожного знака, запрещающего стоянку или парковку. Тогда владельца железного коня ждет штраф в пять базовых величин (175 тысяч рублей), заплатив который тот задумается и об утилизации. Иных способов заставить сдать машину на металлолом нет.
— Сложность в том, что часто водители пользуются транспортным средством по доверенности, — говорят в ЖРЭО Московского района. — Например, отец передал автомобиль своему сыну. Сам он живет в Могилеве, а новоиспеченный автомобилист — минчанин. Машина пришла в негодность, мы отправляем запрос в ГАИ, а там говорят, что ее владелец умер. Получается, что она бесхозная. Приходится ее утилизировать за счет городского бюджета. А это ни много ни мало 500 тысяч рублей.

Кстати
В областных и районных центрах эвакуацией брошенных автомобилей занимаются исключительно сотрудники отдела экологического надзора ГАИ. Именно гаишники отслеживают брошенные машины и принимают решение об их утилизации.

Факты

  • В Канаде любой гражданин страны, отдавший старый автомобиль в утиль, может получить купон на 1 тысячу долларов для покупки нового автомобиля General Motors, купон на 300 долларов для приобретения велосипеда или единый проездной билет на все виды транспорта на шесть месяцев.
  • Индустрия переработки старых автомобилей — 16-я по величине в экономике США. Выручка предприятий, занимающихся утилизацией машин, превышает 25 миллиардов долларов в год. Стали, полученной американцами путем переработки, хватило бы на изготовление 13 миллионов новых автомобилей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter