Мировая тенденция по обработке и транспортировке морских грузов предполагает использование крупнотоннажных судов, однако большинство российских портов не могут их принять

Порты пятятся к суше

Морские порты – «ворота» России, открывающие путь для экспорта и импорта товаров. Россия имеет 67 морских портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах, в которых обрабатывается более 600 млн тонн груза в год. Менее чем за 15 лет объем перевалки грузов увеличился более чем в три раза. По прогнозам, ожидаемое увеличение суммарного грузооборота морских портов к 2030 году оценивается в 400 млн тонн в год, соответственно общий оборот может достигнуть 1 млрд тонн.



При этом прогнозируется изменение структуры морского товарооборота. Если сегодня почти 60% составляют наливные грузы, то к 2030 году произойдет стабилизация объемов добычи сырой нефти и ее транспортировка будет происходить трубопроводами. Доля же прохождения сухих грузов через порты к 2030 году возрастет примерно до 55% за счет перевалки угля, минеральных удобрений и зерна.

В последнее время мировая тенденция по обработке и транспортировке морских грузов предполагает использование крупнотоннажных судов, что серьезным образом позволяет снизить себестоимость перевозки и обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках. И крупнейшие страны, как экспортеры, так и импортеры, стремятся не только строить такой флот, но и создавать соответствующую инфраструктуру портов с глубинами до 22 метров, позволяющую принимать крупнотоннажные суда.

Таких глубоководных портов и терминалов у России почти нет, за исключением порта Восточный на Дальнем Востоке, Приморска в Балтийском регионе и в Новороссийске (терминал «Шесхарис»), а также Усть-Луга. И такое положение естественным образом снижает конкурентоспособность российских портов по сравнению с портами Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Южные порты России находятся на пересечении мировых торговых путей, и через них проходят несколько транспортных коридоров. Такое географическое положение определяет важнейшую роль региональных морских портовых комплексов этого бассейна.

По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского. Здесь действует 17 портов. Среди них самый крупный – порт Новороссийск (свыше 65% обрабатываемых грузов).

«В последние годы нам удалось запустить масштабный процесс обновления и расширения портовой инфраструктуры России, – сказал на совещании о развитии портов Азово-Черноморского бассейна Президент России Владимир Путин. – Стартовали проекты по созданию крупных логистических узлов мирового уровня, в том числе и на юге России, в Краснодарском крае».

В портах Азовского моря и Крымского полуострова скопился ряд пока нерешенных проблем. Основные глубины здесь не превышают десятиметровой отметки, а максимальные глубины в акватории порта Новороссийск, у причалов, предназначенных для обработки сухих грузов, составляют примерно 13,5 метра. В то же время ближайшие порты – конкуренты на территории Украины – Одесса, Ильичевск и Южное – достигают глубин 20 и 21 метра. Это позволяет им принимать большие суда класса «панамакс» и «кейпсайз».

В Азово-Черноморском бассейне существует и устойчивая тенденция разрыва между мощностью портов и их грузооборотом. Это является следствием неконкурентоспособности большинства малых портов бассейна, которые уступают по основным параметрам крупнейшим морским портам в других государствах.

Слаба и их техническая оснащенность. К тому же большинство портов расположено в центре жилых зон, что является фактическим ограничителем их дальнейшего роста и предела их пропускной способности, развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Еще одна проблема, которая сдерживает развитие портов юга России, – это ограниченные возможности Краснодарского железнодорожного узла. Чтобы устранить эти «узкие места», государством выделены серьезные финансовые ресурсы.

По словам министра транспорта России Максима Соколова, портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнять друг друга. «Необходимо детально просчитать планы модернизации и развития портов», – считает министр.

Самым крупным в Азово-Черноморском бассейне является проект развития порта Тамань. Он предусматривает строительство глубоководного порта на территории 850 гектаров с глубинами до 20 метров, рассчитанного на обслуживание судов до 180 тыс. тонн с волнозащитными сооружениями. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 200 млрд рублей.

А вот Александра Ткачева, бывшего до недавнего времени губернатором Краснодарского края, а сейчас министра сельского хозяйства, волнует вопрос близости портов к жилым районам: «Край, естественно, заинтересован максимально эффективно использовать свое географическое преимущество и поддерживает любые инвестиционные инициативы по развитию портовой инфраструктуры. Но нам нужно в первую очередь обеспечить экологическую стабильность и переориентировать опасные грузы, угрожающие здоровью населения и экологии, за пределы населенных пунктов».

Напомним, в Краснодарском крае девять морских портов: Новороссийск, Тамань, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Сочи, Геленджик, Анапа. Они обеспечивают перевалку грузов в количестве 160 млн тонн в год.

Вячеслав АКСЕНОВ

Фото Юрия Строкова
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter