«Портреты во весь рост — 76 наименований»

Впервые изучены радзивилловские архивы, находящиеся в Германии
Впервые изучены радзивилловские архивы, находящиеся в Германии

Весть, прозвучавшая в начале года на коллегии тогдашнего Комитета по архивам и делопроизводству, выглядела сенсацией: немецкая сторона готова вести переговоры о возвращении той части архива Радзивиллов, которая нынче находится в городе Кобленце. И хотя архивисты — народ осторожный и предпочитают говорить об успехах лишь тогда, когда нужный документ уже находится в руках, информация о возможном сотрудничестве была озвучена. Реальным шагом в этом направлении исследователи считают то, что сотрудники бундесархива из Кобленца впервые разрешили белорусским коллегам ознакомиться с содержимым своих хранилищ. Деловым гостем у них была директор Национального исторического архива Беларуси Алла Голубович. По нашей просьбе она рассказывает, что интересного ей удалось там обнаружить.

— Напомню, бывший некогда целостным Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивиллов. В настоящее время документы из него хранятся в Национальном историческом архиве Беларуси, Центральном государственном архиве Украины (Киев), Государственном архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов в Варшаве, в бундесархиве немецкого города Кобленца, а также в архивах других стран.

Как интересующая нас часть попала в Кобленц, отдельная история.

Последним несвижским владельцем по прямой линии был князь Доминик–Героним Радзивилл (1786 — 1813), полковник, воевавший в 1812 году в армии Наполеона. Раненный в битве под Ганау, он умер во Франции в 1813 году. За приверженность наполеоновскому войску имения Доминика были секвестрированы, а после его смерти оба майората — Олыкский и Несвижский — указом Александра I переданы князю Антонию–Генриху Радзивиллу, наместнику познанскому, из линии майоратских владельцев Клецка, так как у самого Доминика была лишь дочь Стефания. Княжна Стефания (1809 — 1832) получила в наследство имения, не входившие в состав Несвижского майората, а приобретенные Радзивиллами позднее. Они располагались в северо–западных губерниях — Ковенской, Гродненской, Минской и Витебской. В 1828 году Стефания вышла замуж за князя Людвига Витгенштейна, сына русского фельдмаршала Петра Витгенштейна. Но прожила совсем недолго: в 1832 году она умерла, оставив двоих детей — сына Петра и дочь Марию.

Подросшая Мария Витгенштейн в 1847 году вышла замуж за князя Хлодвига Гогенлоэ–Шилингс-фюрста, Петр же получил в наследство радзивилловские имения и часть собственности Витгенштейна. После смерти брата в 1887 году они перешли к Марии. Однако к началу ХХ века в связи с царским указом, запрещающим нерусским иметь земельные владения в северо–западных губерниях, Марии Гогенлоэ–Шилингсфюрст пришлось их продать.

Все административные документы Витгентшейнов и Радзивиллов, а также архив Витгенштейнов к 1900 году были перевезены в Шилингсфюрст.

Уцелевшая часть документов и хранится сегодня в бундесархиве, куда их передали наследники Гогенлоэ–Шилингсфюрст. Фонд называется «Княжеский Радзивилловский архив в Несвиже» (включая документы бывшего управления имениями Витгенштейнов). К нему имеется опись, составленная историком В.Момзеном в декабре 1946 года в Шилингсфюрсте. Согласно описи архив Радзивиллов – Витгенштейнов состоит из четырех фондов: частные собрания князей Витгенштейнов ХVII–ХIХ веков, документы Радзивилловской комиссии за 1818 — 1845 годы, административные акты владений Витгенштейнов (1845 — 1887 годы) и документы продаж 1887 — 1901 годов. Всего по описи числится 1.432 дела за 1776 — 1901 годы, распределенные по разделам. Разделы разные: например, населенные пункты, имения и фольварки, лесное хозяйство и охота, военное дело, замки и строения, карты и планы. Документы ценны, помимо содержания, еще и тем, что помогают частично воссоздать бывший Несвижский архив, в котором к концу XIX века, по данным авторов «Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо–Западной Руси», изданного в Вильно в 1870 году, числилось целых 923.566 дел — то есть почти миллион. Из этого богатейшего собрания «Витгенштейновская часть насчитывала 334.360 документов, Радзивилловская — 589.206 документов».

Надо сказать, что мне разрешили не только внимательнейшим образом изучить содержимое архива, но и сделать выписки и даже копии. Не могла удержаться, чтобы не пометить для себя любопытные факты: запись из метрической книги о крещении в санкт–петербургской римско–католической приходской церкви Святой Екатерины от 9 марта 1829 года Марии–Стефании–Каролины, родившейся 4.02.1829 года, дочери полковника гвардии графа Людвига фон Витгенштейна и его супруги, графини Стефании, урожденной княжны Радзивилл; дело по иску вдовы Леонилы Сайн Витгенштейн, урожденной Барятинской, о взыскании с Петра Витгенштейна денег в обеспечение вдовьего дохода; завещание княгини Марии Гогенлоэ, составленное в Страсбурге 10.02.1892 года о том, что «все свое движимое и недвижимое имущество в Виленской, Минской и Гродненской губерниях, а также в Седлецкой губернии Царства Польского отписала в пожизненное владение супруга своего князя Хлодвига Гогенлоэ–Шилингсфюрста, а собственность сыновьям Филиппу–Эрнесту, Морицу, Александру и дочери Елизавете Гогенлоэ–Шилингсфюрст...»

Меня интересовали также дела, содержащие сведения об интерьере Несвижского замка. Как известно, хранящиеся там раритеты неоднократно подвергались разграблению и расхищению. В 1764, 1768 годах многие из них были конфискованы, чуть позже, в 1772 году, вывезли в Петербург значительную часть легендарной библиотеки. В 1812 году родовые и музейные ценности также были разграблены.

Многое в этом плане прояснил документ под названием «Инвентари (списки) портретов, картин, мраморных скульптур, вывезенных из Несвижского замка» за период с 1834 по 1847 год. Поразил один лишь перечень украшавших радзивилловскую резиденцию портретов от 21 октября 1834 года: 193 наименования «не во весь рост» и «76 наименований во весь рост».

Алла ГОЛУБОВИЧ, директор Национального исторического архива Беларуси.

Вместо комментария

Разумеется, я поинтересовалась у Аллы Куприяновны главным: скоро ли архивисты двух стран смогут договориться о доступе в радзивилловские фонды исследователей и возвращении документов в Беларусь?

А.Голубович проявила в прогнозах крайнюю осторожность. Впрочем, одну обнадеживающую фразу все–таки произнесла. Точнее, цитату. Сделавший после войны опись радзивилловских архивов немецкий исследователь В.Момзен закончил свое предисловие к ней такими словами: «Документы имений Радзивиллов и Витгенштейнов, что находятся в Шилингсфюрсте, не должны оставаться в Германии...» Даст Бог, добавила в заключение Алла Куприяновна, мы в обозримом будущем дождемся воссоединения интересующих нас документов.

Людмила СЕЛИЦКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter