Взгляд из Москвы и Минска: что изменилось в наших учебниках истории
Взгляд из Москвы: Иван Васильевич не меняет профессию
С 1 сентября этого года российские школьники учат отечественную историю по трем новым учебникам
Создать хороший учебник – целая история!
Фото: Евгения ГУСЕВА/Комсомольская правда
В их основе единая концепция, разработанная Российским историческим обществом. Об отличиях между новыми и старыми школьными пособиями корреспонденту «СВ» рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», автор одного из учебников – Александр ДАНИЛОВ.
– Александр Анатольевич, объясните сразу: история одна, зачем три учебника?
– Потому что взгляды на историю разные.
– По-разному ее увидят и дети?
– Восприятие истории у детей все равно будет разным, это неизбежно и не зависит от количества книг. В советской школе мы все учились по единому учебнику, а на прошлое смотрим так, как будто в детстве жили в разных странах. Речь о другом. Чтобы сдать тот же ЕГЭ, ученики должны оперировать одними историческими понятиями, датами, именами. На этом уровне все три учебника абсолютно едины.
– Тогда чем различаются?
– Прежде всего масштабом и формой подачи той или иной темы, образностью изложения материала. Есть возможность сравнить. Затем все лучшее из каждой книги можно будет использовать при разработке единого учебника истории, который обязательно когда-нибудь появится, несмотря на споры в педагогическом сообществе.
– В чем принципиальная новизна вашего учебника?
– Мы иначе взглянули на целый ряд тем. Показываем Россию в системе международных координат, как часть мировой цивилизации. Взять, например, эпоху Великих географических открытий. Экспедиции русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток были частью общемирового процесса. Правда, в других странах географические открытия стимулировали развитие рыночных отношений. А в нашей стране, наоборот, дело шло к крепостному праву и удушению элементов свободного рынка. Сказалась национальная специфика.
Впервые мы обратились к теме древнейших государственных образований, существовавших на территории современной России. Тюркские каганаты, города-государства Северного Причерноморья и Кавказа. История нашей страны как бы уходит, таким образом, еще дальше в глубь веков. «Удревляется», как я говорю. В результате мы себя осознаем наследниками не только восточных славян, но и других народов нашего государства.
Была система зависимости русских земель от Орды на государственном уровне. А не одного народа от другого. Это принципиальный аспект. И он отражен в нашем учебнике.
– В истории нашей страны полно персонажей, до сих пор вызывающих противоречивые оценки. Например, Иван Грозный, которого современники в Европе называли ужасным.
– На Западе его и сегодня так называют, хотя на фоне многих европейских правителей той эпохи никаким ужасным Иван Васильевич не был.
– В вашем учебнике он хороший?
– Не хороший и не плохой. Разный. С одной стороны – реформы Избранной рады, весьма позитивные для того времени. С другой – опричный террор. Результатом его правления стал упадок и последующая смута. Царствование Ивана Грозного – тема сложная. В нашей истории таких тем много. Поэтому в конце каждого параграфа мы приводим высказывания историков – как позитивные, так и негативные – о конкретном событии или историческом персонаже. У школьника, таким образом, появляется пространство для самостоятельного размышления.
– Какая тема из современных оказалась самой трудной для пересказа?
– Ельцинский период. Мы старались показать как плюсы, так и минусы того сложного времени, перехода от одной системы к другой. И почему, в конце концов, получилось именно так, а не иначе.
– Про бандитов девяностых не забыли?
– Нет, конечно. Мы старались быть максимально объективными.
– Все течет, все меняется. Через сколько лет, на ваш взгляд, школьные учебники необходимо «обновлять»?
– На исторические события смотреть всегда лучше с какого-то расстояния. Но учебник не должен превращаться в газету. Как нельзя за точку отсчета брать каждые новые выборы. Все, что пишется в учебнике даже о временах близких, должно быть предельно корректным, лишенным готовых оценок.
– Мы живем в Союзном государстве. Не пора ли создать единый учебник истории России и Беларуси?
– Идея вполне реальная, я только за. Уже сейчас в наших учебниках история Беларуси освещается достаточно широко. Безусловно, мы показываем основные этапы становления и развития Союзного государства, огромную значимость того, что уже достигнуто на сегодняшний день.
– И вас не смущают различные взгляды россиян и белорусов на некоторые исторические периоды?
– Пусть они будут разными, ради бога. Зато у темы сразу появляется объем. Школьникам изучать такую историю станет еще интереснее.
ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
1. Штурм Зимнего дворца
Никакого вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года не было и в помине. Героическую сказку придумал позже Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь». Юнкера, охранявшие Зимний, были готовы оборонять его до последнего. Однако члены Временного правительства, не желавшие кровопролития, уговорили мальчишек не приносить себя в жертву. Юнкера разошлись по домам. Власть Временного правительства тихо закончилась.
2. Правитель-неудачник Павел I
Павел – классический пример, до гротеска оболганный современниками. На самом деле Павел был достаточно дальновидным политиком. Он быстро осознал, что западные страны в отношениях с Россией действуют исключительно в собственных интересах, а Россию используют как пособника, но не союзника.
3. Петр I – не настоящий!
О Петре говорили, что он – не он, а настоящего царя подменили хитрые иноземцы во время его поездки в Западную Европу. Вернулся совсем другой – совершенно прозападный, реформы затеял. Это, конечно, неправда.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Книг много – концепция одна
Данута Чернышова, начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России:
– Часто не совсем верно интерпретируют слова Владимира Путина, говорят, что нам необходимо создать один учебник истории. На самом деле речь о том, что нужна единая концепция преподавания истории. Она уже разработана Российским историческим обществом, которое возглавляет Председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
С белорусскими коллегами уже обсуждали вопрос создания единого учебника истории Великой Отечественной войны. Белорусы у себя уже создали такой учебник. В России тема Великой Отечественной войны не выделяется в отдельный предмет, школы по желанию могут вводить дополнительные уроки. Для этого существует учебно-методическое пособие с интерактивными картами.
Олег БАЛОБИН, o.balobin@souzveche.ru
Взгляд из Минска: С чего начинается родина
Учебники и программы по истории в Беларуси не менялись семь лет
Как в Беларуси создаются учебники истории, чему они учат подрастающее поколение, рассказал кандидат педагогических наук, доцент, автор и соавтор более двадцати учебников и учебных пособий по истории Беларуси Сергей ПАНОВ.
Первый урок в День знаний – урок гражданственности и патриотизма.
Фото: БелТА
– Авторы учебников находятся между Сциллой и Харибдой: и от научности отказываться нельзя, и упрощать изложение до бесконечности – тоже. Так что учебник всегда продукт компромисса.
– Имеет ли автор право на субъективный взгляд?
– Безусловно. Но учебник – вещь консервативная, работает на сохранение традиций. Отбираются те факты, достоверность которых подтверждена наукой.
– Какие моменты трудно учесть?
– В Советском Союзе была единая идеология. Учитель был своеобразным ретранслятором содержания учебной литературы, которая была единственным источником информации. Современный ученик может изначально не доверять учителю: «А я смотрел кино, там все иначе!» Учебник – уже не первооткрыватель новых знаний, учителя сейчас, скорее, борцы с мифами.
– История – это всегда патриотизм?
– С одной стороны, патриотизм – чувство любви к родине, с другой – гражданский долг. Беларусь – молодое суверенное государство. Для многих юных суверенитет – данность, существовавшая всегда. Раньше нашим индентификационным кодом была национальность. Сегодня ее даже нет в паспорте, мы все – граждане Беларуси. Сейчас важно наполнить символическим содержанием национальное самосознание молодых.
– Мы уже больше двадцати лет живем в Союзном государстве – может, пора взяться за союзный учебник истории?
– Про учебник, наверное, говорить рано: мы еще не отрефлексировали имеющийся опыт союзного строительства. Но определенные уроки из общей истории нужно извлекать, готовить пособия для студентов.
ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
1. Адам Мицкевич – польский поэт
Считается, что величайший поэт принадлежит только Польше. На самом деле Адам родился в Новогрудке в семье, относящейся к старинному литовскому роду. Писал стихи на языке, содержавшем множество белорусских элементов, и называл Беларусь своей родиной.
2. Крестьянское восстание Кастуся Калиновского
В советское время восстание 1863–1864 годов называли крестьянским. Но его целью было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. А шляхтич Константин (Викентий) Калиновский, которого при жизни никто не называл мужицким именем Кастусь, боролся за идеи социального равенства, справедливости и создание демократического народного государства.
3. Тишка Гартный – враг народа
До «хрущевской оттепели» считался одним из лидеров и идейных вдохновителей реакционного национально-демократического движения, за что получил клеймо «врага народа». Сегодня доброе имя Тишки Гартного (настоящее имя Дмитрий Жилунович), первого председателя Совнаркома БССР, известного писателя, видного революционера и общественного деятеля, восстановлено. Он занял свое почетное место среди отцов – основателей Белорусской ССР.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Нам нужен общий учебник Союзного государства
Валентина ЛЕОНЕНКО, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:
– Проблема школьных учебников в том, что авторы не учитывают возрастных особенностей детей. Нельзя давать ребенку задания, рассчитанные на абстрактно-логическое мышление, когда оно у него еще не сформировано.
Плохо, когда авторы учебников рассматривают их подготовку как «основу» своих кандидатских и докторских диссертаций. В этом случае ученый больше озабочен тем, чтобы произвести впечатление на коллег, чем изложить сложный научный материал в доступной форме. Потом школьник три-четыре часа вынужден делать домашнее задание, а родители – искать репетиторов. Некоторые предлагают сокращать часы на преподавание гуманитарных предметов. Этого делать нельзя – они развивают духовный мир человека. Кроме того, между изучением истории и воспитанием патриотизма – прямая связь. А какое будущее у страны может быть без патриотов?
И, конечно, нам нужен учебник истории Союзного государства. Он не только станет барьером на пути фальсификаторов истории, но и поможет нашему единству.
СПРАВКА «СВ»
После развала СССР каждая бывшая союзная республика, в одночасье став суверенным государством, начала писать собственную историю. Многие события стали представляться под другими ракурсами. В некоторых странах начала поднимать голову русофобия, а оценка исторических личностей подчас менялась с плюса на минус – и наоборот.
Содержание второго поколения белорусских учебников, которые школы получили в 1996 году, оказалось более выверенным и взвешенным по сравнению с первым. Они предназначались для 12-летней школы, на них выросло целое поколение учащихся. Возврат в 2008 году к 11-летнему образованию обновил и учебники. Их используют в белорусских школах и сегодня.
Было время, когда не существовало «Истории Беларуси» как отдельного предмета. Ее изучали в контексте всемирной истории и истории СССР. Сегодня это отдельная дисциплина, на которую выделяется час в неделю. На уроках «Всемирной истории» и «Истории Беларуси» некоторые темы перекликаются, но считается, что это хорошо – ученики лучше усваивают материал.
Сейчас идет работа над четвертым поколением национальных учебников.
Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by