Как нас берегут российская полиция и белорусская милиция?

Портрет явления: кто нас бережет

Как нас берегут российская полиция и белорусская милиция?



Нас мало, но мы в фуражках


Милиция стала полицией – как изменилась ее работа?


В 2009 году Президент России подписал указ о реформе МВД. Милицию переименовали в полицию и сократили более двадцати процентов сотрудников. В 2015-м штат урезали еще на десять процентов. Справляется ли теперь МВД со своими обязанностями?

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПЕРЕМЕН


Во время реформы основной упор сделали на создании новой правовой основы ее деятельности. Провели переаттестацию 875 тысяч сотрудников. Сформировали иную систему соцзащиты. В среднем денежное довольствие увеличилось в два раза, размеры пенсий – в 1,6 раза. Вырос престиж службы.

Система МВД стала более профессиональной: 71,5% сотрудников имеют высшее образование, почти половина – со стажем от 3 до 10 лет. Удалось остановить текучку кадров. Полиция стала более современной, мобильной.

Есть и другие положительные результаты. Например, снизилось число зарегистрированных тяжких прес-туплений. Все отмечают, что активизировалась борьба с коррупцией, организованной преступностью, кибермошенничеством. За 2011–2013 годы удалось вдвое сократить число терактов.

– Дело вовсе не в переименовании, – подчеркнул Владимир Путин. – Дело в том, что к тому времени реально назрела необходимость структурных, системных изменений в МВД. В том числе необходимо было повышать уровень зарплаты сотрудников. Сейчас я могу привести такие данные: 75% опрошенных гордятся своей работой и хотят продолжить ее в системе МВД. Однако замечу, что есть и 25%, у которых противоположное мнение.

И это тоже немало.

Действительно, поводов для недовольства по-прежнему хватает.

– Не удалось очистить систему от недостойных сотрудников. И главное, не получилось вернуть доверие населения, – считает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

ВТОРАЯ ВОЛНА


Во вторую волну реформ в 2015 году сократили 110 тысяч полицейских. Сейчас в ведомстве работает примерно миллион человек. Из-за оптимизации обострилась ситуация с безопасностью в глубинке. Чтобы подать заявление о преступлении, там порой надо проехать десятки километров до ближайшего подразделения полиции. Визиты участковых в отдаленные поселки сократились в разы.

– Мы всеми силами старались сохранить сотрудников, работающих «на земле» – оперативников, патрульных, участковых, – говорит глава МВД России Владимир Колокольцев.

В министерстве даже выработали алгоритм – больше сокращать там, где количество полицейских на сто тысяч населения выше, а уровень преступности – ниже. Поэтому Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию и Кабардино-Балкарию затронули в меньшей степени. Сохранили полный состав в Крыму, на Чукотке, в Ненецком автономном округе и в Еврейской автономии.

Нагрузка на оставшихся сильно выросла.

Граждане жалуются, что редко видят своего участкового.

– Сейчас огромные участки – чтобы обойти и проверить все квартиры, и полжизни не хватит, – рассказал московский участковый Максим Бутырин. – А еще нас превратили в «писателей». Бумажной работы столько, что приходится находиться на службе по 16 часов и даже больше. Времени на семью совсем не остается. Поэтому у коллег так много разводов.


Броня крепка и кони наши быстры! Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

ТАЙНЫЙ ПАТРУЛЬ – НАШИ «СУПЕРГЕРОИ»


Их работа на первый взгляд как будто не видна...

Сбылся страшный сон водителей, которые не стесняются нарушать правила дорожного движения, когда рядом нет полиции. Теперь, если ее не видно в потоке машин, это вовсе не значит, что она не движется, например, у вас за спиной.

Московская полиция с конца прошлого года проводит пилотный проект по скрытому патрулированию улиц на машинах без ведомственной раскраски и «мигалок». Единственная оговорка – сотрудники должны быть в форме.

Пока «тайные патрули» сами задержания не проводят, потому что у любого водителя может возникнуть вопрос: кто его останавливает, почему гражданская машина? По радиостанции информация передается обычному наряду ДПС. Его сотрудники уже принимают меры к остановке нарушителя.

Новшество показало свою эффективность. В первый же день патрули помогли выявить около пятисот нарушений, среди которых неправильная тонировка стекол, проезд на красный свет, выезд на встречку, вождение в пьяном виде, перевозка наркотиков, а также использование угнанных авто.


ДЕРЖИСЬ, ШАРАПОВ!


Элла ПАМФИЛОВА, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

– Поступает масса жалоб от граждан, недовольных полицией. Сокращение оголило много важных участков на местах. Помимо этого, отмечается и ухудшение условий службы.

Сейчас в обществе нарастает напряжение из-за кризиса. У нас должна быть сильная полиция с правильным правосознанием, чтобы люди не боялись ее, шли туда, как к защитнику своих прав, – подчеркивает Элла Памфилова. – Конечно, глава МВД Владимир Колокольцев ведет большую работу по изменению самой концепции в органах. Но нужно менять правосознание и у судов, и у прокуроров. Во всех правоохранительных органах есть свои ведомственные институты. И там нужно готовить специалистов по соблюдению прав человека, которые вели бы работу с сотрудниками всех служб.

После второй волны сокращений в МВД снова начала расти преступность. За десять месяцев прошлого года число преступлений выросло на 7,8%. Рост отмечен в 72 субъектах. Тем не менее наши «жигловы и шараповы» стараются не сбавлять набранный в ходе реформы темп. За этот же период ими раскрыто преступлений на 4,5% больше, чем в позапрошлом году.

Николай АЛЕКСЕЕВ, n.alekseev@souzveche.ru


Прорвемся, опера!


Реформа в стране завершена, но оптимизация продолжается


ИЗМЕНЯТЬ, НО НЕ ЛОМАТЬ


Один из аргументов для туристов, почему стоит поехать в Беларусь – здесь безопасно. Жители и гости не опасаются ходить по улицам ни днем, ни ночью. В чем, несомненно, большая заслуга милиции.

Преобразования в право­охранительных органах шли потихоньку все последнее время. Настоящая реформа началась в 2012 году после назначения Игоря Шуневича министром МВД. Перед новым главой ведомства стояла конкретная задача: оптимизировать численность подразделений, избавиться от устаревших структур и освободить милицию от несвойственных ей функций. Девиз изменений: реформа – это совершенствование, а не ломка.

В итоге следственные подразделения МВД передали вновь образованному Следственному комитету, криминалистические лаборатории – Государственному комитету судебных экспертиз, а транспортную милицию упразднили вовсе. В остальных службах сократили штат.


О таких милиционерах и писал Сергей Михалков в любимом ребятней «Дяде Степе».
Фото: БелТА


ГОНКА ПЕРЕВООРУЖЕНИЙ


Прошло время анекдотов про нерасторопных милиционеров, которых обставили находчивые преступники.

В стране стали уделять особое внимание «перевооружению». Теперь правоохранители пользуются самыми современными технологиями и техникой.

Постоянно обновляется автопарк.

У Департамента охраны появились универсальные автомобили, где предусмотрен специальный отсек для служебных собак. Сконструированы спецмашины для ОМОНа и патрульно-постовой службы.

Минский завод колесных тягачей разработал многоцелевой легкобронированный автомобиль «Волат» с

отечественными шасси и двигателем  215 лошадиных сил. Это аналог российского полицейского броневика «Тигр». Также завод выпустил партию спецтранспорта для внутренних войск МВД.

За порядком на улицах помогают следить системы видеонаблюдения. Их начали массово устанавливать в самых оживленных точках. Результат не заставил себя ждать: в 2006 году в стране совершалось 70,4 тысячи преступлений в общественных местах, теперь – 24 тысячи.

Что еще изменилось? Жесткий запрет на перевозку детей без специального автокресла. Требование с декабря по февраль ездить в машинах только на зимней резине. Пешеходы в темное время суток обязаны носить на одежде светоотражающий фликер. Все эти новшества вводились по инициативе милиции после бурных общественных дискуссий.

– Реформа системы МВД в Беларуси завершена. Все средства, сэкономленные на нововведениях, пошли на укрепление материально-технической базы милиции и повышение зарплат сотрудников, – подвел итоги Игорь Шуневич. – Больше революционных изменений не планируется. Продолжим работу по оптимизации кадровой численности. Также на первый план выходит вопрос доверия населения органам внутренних дел.

В этом вопросе в отличие от российских коллег белорусам есть чем похвалиться – большая часть населения уверена, что «моя милиция меня бережет» (см. инфографику).

НЕТ ТОРГОВЛЕ ЖИВЫМ ТОВАРОМ


Беларусь, хоть и не является членом Совета Европы, присоединилась к Конвенции «О противодействии торговле людьми».

И выступила с инициативами, которые нашли отражение в ряде резолюций ООН по развитию Глобального партнерства. За десять лет в стране ликвидировано более сотни преступных группировок, осуждено 2300 трафикеров, установлено 5170 жертв.

Белорусский опыт борьбы признан одним из лучших в мире. С 2007 года в Академии МВД работает Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Здесь прошли обучение полторы тысячи слушателей из тридцати государств.

ЯЗЫКОМ ЦИФР


С начала 1990 годов в Беларуси регистрировалось в среднем 144 тысячи преступлений в год. В 2005 году криминал разбушевался – 195,4 тысячи преступлений, это абсолютный максимум. С тех пор пошла устойчивая тенденция к снижению. В 2014 году органы отчитались, что совершено 94 тысячи правонарушений.

Заметно меньше стало разбоев, грабежей. И раскрываемость повысилась: тяжких преступлений – около 90%, убийств – 97,3%.

Главный итог реформы – повышение безопасности, число сохраненных жизней – больше чем в два раза.

В два раза меньше стало смертей на дорогах.


Взятке наступают на пятки


Вступил в силу новый Закон о борьбе с коррупцией.

Если с «ржавчиной», как называют коррупцию, не бороться, она разъедает госаппарат.

В Беларуси новым оружием в этой борьбе стал Закон о коррупции, начавший действовать с 24 января.

– Главное, предупредить правонарушения, – объяснил цель пресс-секретарь Генпрокуратуры Петр Киселев. – Устраняя пробелы в законодательстве, мы ставим заслон злоупотреблению служебным положением и взяточничеству. Прежде всего в сфере госуправления и экономики.

Новый закон запрещает назначать на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитации. Принимать на госслужбу бывших чиновников, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы. Коррупционеров лишат пенсии за выслугу лет, а также изымут имущество, стоимость которого более чем на 25 процентов превышает законный доход.

Александр КОНЮК, Генеральный прокурор Беларуси:

– По данным Международного антикоррупционного агентства, нигде в мире не удалось победить коррупцию. Ни в Новой Зеландии, ни в Дании, которые делят первое место в антикоррупционном рейтинге. Ни в Китае, где за взятки предусмотрен расстрел. По мнению экспертов, важно, чтобы государство было способно противостоять этому явлению. В Беларуси проблемы властью не замалчиваются, есть политическая воля бороться с этим злом.

Некоторые нормы закона смягчают действующее законодательство, исключая ответственность за незначительные неточности при декларировании доходов и имущества. Например, в датах приобретения, стоимости дома и т. п.

ЕСТЬ ВОПРОС


Почему не переименовали в полицию?

Вопрос о переименовании милиции в полицию в Беларуси неактуален. «Полицай» в большинстве районов страны до сих пор страшное ругательство. Белорусы еще не забыли, как прихвостни фашистов, которых в народе называли «бобики», в годы войны помогали оккупантам грабить и убивать мирных жителей.

Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter