Грозит ли нам дефицит лекарств?

Портрет явления: чем лечимся

Грозит ли нам дефицит лекарств?




Где взять таблетку под язык?


В России грядут изменения на фармацевтическом рынке. Не приведет ли это к дефициту важнейших лекарств?


Навести порядок на аптечной полке куда проще, чем на лекарственном рынке страны.
Фото: Алексей БУЛАТОВ/kpmedia.ru


Третий – лишний


Увидел в аптеке пенсионерку с пакетом лекарств, спрашиваю: «Вы часто так много берете?» «Каждый месяц, – вздыхает Лидия Михайловна. – Причем речь не идет о частных аптеках, которых у нас большинство». «А как цены?» – интересуюсь. «Кусаются, – говорит она. – Раньше тратила около двух тысяч рублей. Теперь уже 2700. И это притом, что отказалась от любимых витаминов. Говорят, какой-то новый закон вышел, запрещающий импортные лекарства. Боюсь, что часть необходимых мне средств исчезнет из аптек».

Если быть точным, то 10 декабря вступило в силу постановление Правительства, ограничивающее госзакупки иностранных лекарств для государственных лечебных учреждений. Речь идет о жизненно необходимых и важнейших препаратах.

Постановление называют «Третий лишний». Иностранные лекарства не могут участвовать в госзакупках, если на аукционе уже есть две и более заявки от производителей из России или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

– Эти ограничения не касаются оригинальных лекарств, не имеющих российских аналогов, – пояснил глава Минпромторга России Денис Мантуров. – Закупки для пациентов, получающих такие препараты, будут проводиться по-прежнему. Также хочу напомнить, что врачебная комиссия может принять любое решение в части закупки отдельной категории препаратов для нужд пациентов.

Всего в перечне важнейших препаратов – 608 на-именований. Из них 282 – это те лекарства, которые производятся в России минимум двумя предприятиями. Именно они и будут закупаться по новым правилам.


Только спокойствие


– Я позитивно отношусь к правилу о «третьем лишнем», – говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. –

И паника тут неуместна. Это не отразится на розничном рынке и связано только с льготными лекарствами, которые государство оплачивает за больного. Поймите простую истину, иностранные лекарства ощутимо дороже отечественных аналогов.

Например, зарубежный препарат стоит 1000 российских рублей, а такой же наш – 500. То есть мы, условно говоря, сможем пролечить либо одного, либо двух человек в рамках бюджета. А он всегда ограничен, и государство ищет пути сохранения и улучшения лекарственного снабжения за те же или меньшие средства. К тому же эта мера поддержит наших производителей и подтолкнет иностранцев переносить к нам свои производства.

– Я акцентировала бы внимание на другой проблеме, – продолжает Нелли Игнатьева. – Государство установило ограничения цен на ряд важных препаратов. Многим нашим предприятиям стало невыгодно производить лекарства в нижнем ценовом сегменте, то есть до 50 рублей, потому что 90% субстанций они покупают за рубежом за валюту. Фабрики перестают производить эти лекарства, и в аптеках они исчезают. Выходит, если раньше пенсионер мог взять таблетки за 45 рублей, то теперь есть лишь их дорогой аналог за 145.


Бренд Союза – на витрину


Другое новшество – с 1 января 2016 года начнет функционировать общий рынок лекарств и медицинских изделий ЕАЭС.

– Мы стоим в считанных неделях от такого важного события. Это тот пилотный проект, по которому все сообщество будет оценивать, насколько успешна евразийская интеграция, – говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков.

Президенты стран союза приняли решение, что единый рынок должен строиться с применением лучших зарубежных практик.

– Безусловно,  далеко не все воспринимают ситуацию однозначно, – продолжает Владимир Шипков. – Мы создаем единый рынок практически в одночасье, поэтому на нашем пути будет много трудностей. Но уже сейчас просматривается выгода.

Например, если сегодня в рамках национальных юрисдикций вывод препарата на рынки стран ЕАЭС может затянуться на долгие годы, то по новым процедурам все необходимые документы можно будет получить в течение одного года.

– Это касается и белорусских коллег, – говорит Владимир Шипков. – Уже сегодня лекарства из Беларуси заметны на российском рынке, они весьма приличного качества. Общий фармрынок даст белорусам новые возможности для развития их бизнеса, а российский потребитель получит более широкий выбор лекарств.

Николай АЛЕКСЕЕВ, n.alekseev@souzveche.ru

Дешевого валидола все меньше и меньше


На днях у моего маленького сына потрескались губы. Да и не беда. Достаточно блистера витаминов, и проблема отступит. Достала из кошелька медную десятку и прошу фармацевта продать одну упаковку.

– Аевит – 38 российских рублей, витамин Е – 28, – отвечает аптекарь.

Не сто рублей, конечно. Но эти простенькие витамины еще недавно стоили на порядок меньше!

– В цене за год выросло почти все. Таблетки от кашля были меньше десятки, сейчас стоят сорок российских рублей. Год назад нафтизин отпускали по пять рублей, а теперь по 35–50, – говорит фармацевт.

Тот же валидол подорожал раза в три. У скачка цен есть разумное объяснение. Большая часть дешевых таблеток и препаратов входит в список жизненно важных лекарств (ЖНВЛС). Предельные цены на них устанавливает государство. Список был составлен пять лет назад. С тех пор затраты на производство выросли в два – четыре раза. Это утверждают производители: если не поднять цену, предприятия будут работать в убыток.

Весной эксперты обещали: лекарства стоимостью не более 50 российских рублей исчезнут. Правда, оговорились: старых запасов хватит на год-два. А потом место копеечных займут дорогие. В Челябинске из аптек ничего пока не пропало. Но перебои с поставками есть.

Ирина ГОЛЛАЙ


Своя пилюля горькой не бывает


Половина всех препаратов на рынке Беларуси – продукция отечественных производителей

В минувшем сентябре белорусский Минздрав заявил, что доля лекарств, производимых белорусскими фармацевтическими предприятиями, в стоимостном выражении впервые превысила планку 50%. Такая цель ставилась в качестве элемента обеспечения национальной безопасности.

Сегодня каждое белорусское фармацевтическое предприятие работает на насыщение рынка современными лекарствами, которые не уступают по качеству импортным аналогам, но зато гораздо дешевле их. Число таких производств с 1992 года выросло с 3 до 26, а объем рынка – с 110 млн долларов до миллиарда.

С 2012 года по указу Президента ведется масштабная модернизация предприятий фармацевтической промышленности. До конца года планируется утвердить Государственную программу развития фармацевтической промышленности Беларуси на 2016–2020 годы, которая также предусматривает создание новых высокотехнологичных производств по международным стандартам.


Белорусское лекарство поможет победить грипп. На госпредприятии «Академфарм» проводятся клинические испытания нового противовирусного препарата.
Фото: БелТА


Рост цен под госконтролем


Отдельная тема – цены на лекарства. В Беларуси Правительством установлен перечень лекарственных средств отечественного производства с фиксированной ценой. Изменения по наиболее социально значимым позициям лекарств рассматривает специальная комиссия. На препараты, не представляющие жизненной необходимости для человека, цены могут колебаться, но они тоже отслеживаются Минздравом. Поэтому в разных аптеках стоимость одних и тех же лекарств отличается незначительно.

Политика «вмешательства» оплачивается из кармана государства. Заместитель директора – начальник управления экономики и маркетинга департамента фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения Виктор Шеин подтверждает:

– Производство не менее 35 наименований лекарств, которые находятся под регулированием, имеет отрицательную рентабельность. Плановая убыточность по отдельным позициям – до минус 40%. Тем не менее эти препараты есть на рынке Беларуси.

Существенно сужен список лекарств, которые можно приобрести в аптеках без рецепта. Это около 1 тысячи наименований из 5 тысяч зарегистрированных.

Фальсификат не пройдет


В Беларуси пока еще устойчив миф о том, что по качеству местные лекарства уступают импортным. По мнению экспертов, это результат грамотной маркетинговой политики зарубежных фармкомпаний и недоработка отечественных производителей. Однако все большее число белорусов склоняются к мнению, что препараты собственного производства ничем не хуже по своим характеристикам «распиаренных» иностранных лекарств.

Четкая двухуровневая система контроля качества лекарственных средств поставила в стране заслон подделкам. Последний фальсификат в аптеках был обнаружен в 2004 году. Все лекарства поставляются непосредственно от производителя или официального дистрибьютора, которые несут ответственность за их качество.


Инновации для фармации


Какими новыми разработками могут похвастаться в уходящем году производители белорусских лекарств?

Основное бремя по производству белорусских лекарственных препаратов (70–75%) пока лежит на плечах четырех государственных предприятий: РУП «Белмедпрепараты», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов» и ПРУП «Минскинтеркапс». К лидерам отрасли также можно причислить и негосударственные – СООО «Лекфарм», «Фармтехнология».

Вакцина от гриппа


К примеру, флагман отрасли РУП «Белмедпрепараты» в текущем году планирует освоить новые лекарственные средства – трансдермальные пластыри. Это совершенно новое направление в развитии

отечественной фарминдустрии. Предприятие также начало реализацию совместного проекта (с российской компанией «Петровакс») по производству вакцины от гриппа, которая до этого в стране не производилась. Ее закупали за рубежом, на что ежегодно тратилось 5–6 млн долларов.

Совместно с индийскими партнерами «Белмедпрепараты» планируют производить высокотехнологичный лекарственный препарат тенектеплаза для профилактики осложнений инфаркта миокарда и инсультов. И будут третьим предприятием в мире и первым в СНГ, где освоено это производство. Специалисты предприятия также работают над созданием отечественного производства картриджной формы инсулинов. Фактически предприятие стало одним из инновационных центров отрасли.

Не случайно в 2012 году Международная организация по защите интеллектуальной собственности (WIPO) наградила «Белмедпрепараты» – единственное из белорусских предприятий – золотой медалью за эффективное использование объектов интеллектуальной собственности в производстве. При этом больше половины продукции завода идет на экспорт – в 31 страну, среди которых Россия, Украина, Азербайджан, Казахстан, Армения, Республика Корея, Вьетнам.

Рука об руку с наукой


На статус инновационного центра может претендовать и компания «Лекфарм», где удельный вес высокотехнологичной продукции за прошлый год составил 25%, а экспорт вырос на 71%.

Медицина, биотехнологии и фармация – среди главных приоритетов научно-технической деятельности в Беларуси на ближайшее пятилетие. Более того, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время Беларусь станет страной с развитой фармацевтической отраслью мирового уровня, если будет качественно разрабатывать новые подходы к реформированию этого рынка.

На Международном фармацевтическом форуме, который прошлой зимой принимал Минск, председатель Комитета по обращению лекарственных средств при Деловом центре экономического развития СНГ Алексей Сычев заявил: «Если бы меня спросили еще год назад, возможно ли в Беларуси создание новых инновационных производств, я однозначно ответил бы, что нет. Но при правильно выбранной стратегии все возможно. Беларусь может стать одной из ведущих фармацевтических держав».

Только факты

  • Белорусскими фармпредприятиями за 2011–2014 годы разработано и выведено на рынок 446 наименований лекарств как дженериков, так и оригинальных.

  • За январь – сентябрь 2015 года в стране освоено производство 112 новых лекарственных средств.

  • До конца года эта цифра будет составлять не менее 140 препаратов.

  • Основная номенклатура на белорусском рынке – это дженерики, которые по своему составу и эффективности ничем не уступают импортным аналогам.

  • Цены на отдельные препараты-«дубликаты» в 2–4 раза ниже. Более 70% отпускаемой на внутренний рынок продукции имеет диапазон ценового предложения до одного доллара.

Мнение законодателя

Виктор ЛИСКОВИЧ, член комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, заместитель председателя Гродненского облисполкома:

– Белорусский фармацевтический рынок высокопроизводителен и эффективен и имеет серьезные шансы на дальнейшее развитие. Наши лекарства конкурентоспособны на рынках других стран. Думаю, не только насыщение внутреннего рынка отечественными лекарствами, но и расширение экспорта лекарств – задача весьма реалистичная.

Уже сегодня в стационарах Гродненской области 80% используемых лекарств – отечественного производства. Импортные препараты применяются только в случаях, когда им нет белорусских аналогов. При этом наши лекарства показывают свою достаточную эффективность.

Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter