Портрет времени

Что думаем о жизни, власти, политике

Что думаем о жизни, власти, политике

Как люди оценивают свою жизнь? Как они относятся к представителям власти? Насколько в обществе находят отклик действия партий? На эти и другие вопросы дает ответ недавний мониторинг, проведенный Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Беларуси. С руководителем института Н.С.ШПАК беседует корреспондент газеты Виктор Лещенко.

— Нина Степановна, насколько точно на основе анкет можно создать картину страны?

— Стремление к максимальной точности — это одна из наших главных задач. Ведь если реальность будет отражена искаженно, то будут сделаны неверные выводы, а значит, будут ошибки в действиях. Это как в живописи, если художник хочет создать реалистичное полотно, он должен уметь передавать все цвета. Когда в ноябре—декабре 2004 года мы проводили мониторинг социально-экономической ситуации в республике, то в орбиту опроса были включены как городские жители, так и сельские. Градация шла и по возрастному признаку, учитывалось также соотношение мужчин и женщин в обществе, ведь разная категория граждан может иметь и разные точки зрения на те или иные процессы в государстве. В анкете есть графа и о вероисповедании, образовании. В итоге картина получается как в целом по стране, так и в разрезе каждой области, городского и сельского населения и так далее. Репрезентативность социологической выборки сегодня по республике является достаточной при численности респондентов в полторы тысячи. Иногда для большей достоверности мы прибегаем к тому, что опрашиваем две с половиной — три тысячи человек, что позволяет избежать ряда погрешностей, которые социологической наукой допускаются.

— Что же показал опрос населения в конце прошлого года?

— Прежде всего то, что в республике улучшается социально-экономическая и политическая ситуация. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: 53 процента населения относят себя к людям, имеющим средний достаток. Это на 10 процентов больше, чем полгода назад.

— А как определить, кто относится к среднему классу?

— Универсальной шкалы нет. Каждый решает сам: то, что он имеет, обеспечивает его средний уровень жизни или нет? Граждане идентифицируют себя исходя из объективной реальности. Десять лет назад, к примеру, экономика падала, а зарплата у многих была 30 долларов. Теперь ситуация абсолютно другая. Экономика развивается, идут доходы в бюджет, совершенствуется соцсфера, растет заработная плата. Человек может позволить себе больше, чем раньше. Мы подходим к тому, что сейчас основополагающую роль, как и на Западе, играет наличие работы. Если человек имеет работу, значит, он обеспечивает себе достойный уровень жизни.

— Интересно, а как молодежь относит себя к мидл-классу?

— Процент здесь достаточно высокий. Почему? Потому что даже те, кто учится, могут говорить, что они получают стипендию большую, чем их сверстники в России или Украине. К тому же наши студенты (как и когда-то, а сейчас даже и в большей степени) имеют возможность подработать.

— А если сравнить село и город...

— В городе процент людей, относящих себя к среднему классу, несколько выше, чем на селе, но по селу он за последние несколько лет стабилен.

— А сколько опрошенных считают, что жизнь становится хуже?

— За год число таких респондентов сократилось вдвое. По сути, это свидетельство того, что идет процесс улучшения социально-экономического положения в стране. Люди все примеряют на себя: не закрываются ли предприятия, нет ли в магазинах дефицита, доступна ли медпомощь, нормально ли функционирует общественный транспорт? К тому же государство в значительной степени берет на себя оплату за коммунальные услуги.

— Но есть факторы, которые приводят и к обратным убеждениям.

— Да. Это касается, в частности, безработицы. Хотя мы говорим, что идет ее снижение, но есть безработица официальная и есть скрытая. И человек, лишившийся дохода, вряд ли может оптимистично смотреть в будущее. Такие же настроения вызывают и скачки цен. Мы пока не достигли паритета зарплаты и роста цен на товары. Но здесь нужно понимать, что в стоимости любой продукции значительную долю занимает стоимость энергоносителей. Именно поэтому вопросу энергетической безопасности у нас придается особое значение. Президент неоднократно подчеркивал, что надо больше использовать местные виды топлива, которые намного дешевле, тогда и выработанная энергия будет дешевле. И это отразится и на ценах в магазинах.

— Как общество реагирует на действия властей?

— Работу Национального собрания признали достаточно эффективной почти 38 процентов опрошенных, что на 15 процентов больше, чем полгода назад.

— Почему произошел такой рост?

— Есть несколько причин. Во-первых, был принят ряд законов и подзаконных актов, которые направлены на улучшение экономики и защиту самого человека. Люди приходят куда-то, а им говорят: это не по закону, это отменили таким-то законом; а вот этот налог ввели таким-то законом. И сразу видно, на что направлена деятельность парламента. Во-вторых, граждане о законодателях судят и по их делам в округах. Многие депутаты прошлого созыва трудились в округах достаточно активно. Сколько вопросов они помогли решить! Это касается и благоустройства районов, и строительства новых объектов и оказания помощи нуждающимся. И еще на цифру доверия к парламенту (можно предположить) оказало влияние и то, что минувшей осенью прошли выборы в Национальное собрание. Избирательная кампания уже сама по себе является магнитом общественного внимания. Из депутатов прошлого созыва почти половина вошли в новую Палату представителей. Этот факт говорит о многом.

— А что думают у нас о местных органах власти, о правительстве?

— Более половины граждан доверяют правительству и Администрации Президента. Немногим меньше этот показатель для местных органов власти, но и здесь наблюдается положительная тенденция. Сегодня все ветви власти работают на главную задачу — на создание крепкой и процветающей страны.

— Есть ли почва для акций протеста?

— Протестное настроение за последние годы уменьшается. Оно прямо пропорционально социально-экономическому положению в обществе. Люди протестуют против чего? Против невыплаты заработной платы или ее мизерного размера. Митинги с чем порой связаны? С работой жилищно-коммунальных служб, когда резко увеличивается квартплата. Протестные настроения растут и когда поднимаются цены на проезд в транспорте, на продовольствие, когда увеличивается безработица. Принятие непродуманных решений также ведет к скачку протестных настроений. Помните, предприниматели бастовали. Почему? Потому что принимались решения, возможно, не до конца взвешенные. Смотрели только одну сторону: что даст, например, изменение в налогообложении. Изменили. Возможно, эти изменения и не принесли огромного дохода государству, а вот возмущения у коммерсантов вызвали. Поэтому решение пришлось корректировать. Объяснять, убеждать, обсуждать. Но это лучше делать “до”, а не “после”. Важно уметь предвидеть реакцию общества и стараться учитывать все спорные моменты. Иногда, может, надо даже этой копейкой в бюджете пожертвовать ради общественной стабильности. Вот почему мы сегодня говорим, что принимаемые правительством решения, по большому счету, должны проходить социально-политическую экспертизу, когда мы запрашиваем анкету и проверяем: а как на то или иное, к примеру, постановление отреагируют люди? Будет это ими воспринято или нет? И тогда уже определяться с последующими шагами: либо форсировать события, либо идти поэтапно, либо вообще пока все оставить как есть. Забюрократизированность власти также вызывает недовольство у граждан. Президент, выступая перед парламентом, поставил задачу унифицировать работу юридических и нотариальных служб, максимально приблизить их к нуждам народа. Александр Григорьевич тогда в меньшей мере говорил об экономике, а больше — о простых вещах, которые окружают нас повседневно. И знаменитое “одно окно” — это как раз то, что должно сделать жизнь каждого из нас легче и спокойнее. Многим, к примеру, доводилось проходить через оформление наследства. Ведь это дантов круг. Пройти его не так просто. И, конечно, эти вопросы надо решать.

— Почему роль партий у нас сегодня малозаметна?

— В западных странах партийная система существует уже достаточно давно, а у нас она пока лишь в стадии зарождения. Сейчас идет формирование гражданского общества. Это совершенно новый процесс. И он идет не очень легко. Если проанализировать деятельность партий, то можно увидеть, что они сегодня отражают интересы узкой группы людей. И некоторые политлидеры, к сожалению, не способны масштабно видеть проблемы страны и предлагать пути их решения. Сегодня единицы партруководителей работают за идею. А ведь почему на заре прошлого века РСДРП была сильна? Потому что была идея, и она овладела массами. А идеи нынешних партий не находят отклика. Политтечения идут не в русле интересов народа. Критика, конечно, присутствует, но она неконструктивная. Если у человека что-то случается — куда он идет? В партию? Нет. Чем она поможет? Он обращается к государству.

— В России создали партию власти.

— У нас в этом нет особой необходимости. Президент чувствует, что, когда его поддерживает народ, посредники не нужны. И, видимо, это правильно. В России другая ситуация.

— Когда, на ваш взгляд, у нас появятся влиятельные партии?

— Я думаю, что пройдет немало лет, прежде чем это осуществится. Процесс это длительный. Иначе в демократическом обществе не бывает.

— По данным соцопроса, жители Беларуси не особенно связывают улучшение жизни с проведением реформ. О чем это говорит?

— Скорее всего, стабильность, которая сегодня есть в стране, устраивает людей. Они видят, к чему реформы привели в соседних государствах. Преобразования пошли не во благо большинства. Один лишь пример. Россия располагает своими энергоресурсами, и в то же время больницы порой остаются без тепла, в роддомах холодно, в квартирах хоть в валенках ходи. Нонсенс. А монетаризация льгот — во что это вылилось? И неизвестно, как эта ситуация разрешится. Как социально защитить теперь стариков, инвалидов? И приватизация, которая в некоторых государствах прошла, тоже принесла выигрыш лишь избранным. Ведь частник сам решает: законсервировать ему производство или нет, выбросить рабочих на улицу или нет? Почему Путин решил усилить роль государства в газо- и нефтедобыче? Потому что процессы в этих стратегических отраслях стали неуправляемы. В Беларуси именно государство провозгласило курс на создание социально ориентированной экономики, и именно государство гарантирует приемлемый уровень жизни общества. Хотя молодежь, конечно, в большей степени является приверженцем реформ.

— Какой обобщенный портрет жителя нашей республики можно составить на основе проведенного вашим институтом социологического мониторинга?

— Про нас, жителей Беларуси, говорят, что мы терпеливые, толерантные, гостеприимные, неагрессивные? Ряд причин обусловливают такой характер. Если взять историю за последние столетия, то можно увидеть, что практически все войны, в которые вовлекалась Беларусь, были для нас войнами освободительными, были борьбой за Отечество. Ни одна война нами не была развязана и ни одна не являлась захватнической. Белорусы ни на кого первыми не нападали, мы защищались. Вот так веками формировался национальный характер. И его составляющие уже заложены в нас, наверное, на генном уровне. И еще. Мы не рассчитываем ни на кого. И это также в нас, мне кажется, заложено на генном уровне. Рассчитывать можно только на себя. Когда Президент приезжает, допустим, на Столинщину, там люди никогда не ставят во главу угла требование: дайте денег, увеличьте зарплату. Нет. Беседа идет о том, как сделать предприятия более эффективными, как крестьянам получить землю. “Мы сами сегодня заработаем деньги. Помогите, но не мешайте”, — говорят люди. Это уникально. Наши граждане не ждут, что кто-то вбросит нам какие-то инвестиции. Есть понимание: если влезть в долги, то эти долги лягут на детей. Мудрость народа, а представители народа сегодня и в правительстве, в парламенте, в Администрации Президента, не взялась из ниоткуда. Это сгусток убеждений, складывавшихся на протяжении всего нашего исторического пути. Ну и, конечно, во взаимоотношениях власти и народа на данном этапе огромную роль играет личность самого Президента — это мое глубочайшее убеждение. То, что он вышел из простых людей, то, что он получил президентство не по наследству, в определенной степени отражается и на уровне доверия граждан к правительству, Администрации Президента и его команды в целом. Именно эта неразрывная связь и позволяет чутко реагировать на настроения в обществе и принимать решения, делающие жизнь лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter