История одной фотографии художника Владимира Стельмашонка
12.05.2017 21:24:10
У Владимира Стельмашонка многое получалось. Он более сорока лет преподавал в академии и лицее. Дважды избирался председателем Союза художников. Был депутатом. Но главное — много и плодотворно работал: в монументальном искусстве — витражи, мозаики, росписи, в графике — серии рисунков и акварелей, привезенных из многочисленных поездок и путешествий, в станковой живописи — портреты, композиции, пейзажи.
Если спросить у его коллег–художников о самой главной работе Владимира Стельмашонка, то почти все назовут портрет Якуба Коласа, написанный в 1967 году. Этот портрет одного из столпов белорусской литературы и сам сегодня является классикой жанра. Всякий, кто берется и будет пробовать писать великого белоруса, обязательно станет отталкиваться от работы Стельмашонка. Непременно будет вынужден сравнивать свою картину с лаконичным, величественным, почти иконописным образом, созданным мастером. Седоусый Якуб Колас в широкополой шляпе на фоне рыжего поля и светлого неба. Рама на портрете сделана из обычных досок, скругленная вверху. Описывать портрет не стану — его все видели. Он давно уже напечатан в тысячах книг, журналов, плакатов и даже почтовых марок. Украшает экспозицию нашего художественного музея.
Есть у Владимира Стельмашонка еще много интересных и выразительных работ, посвященных как современникам, так и тем, кто жил на этой земле: просветителям, писателям, музыкантам, артистам, рабочим, партизанам... И он сам — один из них! Он очень похож на героев своих работ.
Но память устроена удивительно. Вспоминается обнаженная натурщица под самым потолком мастерской и детская, очень светлая улыбка художника. Другой бы разозлился, а Стельмашонок только улыбнулся.
Фото Евгения КОКТЫША