История одной фотографии художника Владимира Стельмашонка

Портрет художника в кепке

Когда думаю о народном художнике Владимире Ивановиче Стельмашонке, то всегда вспоминаю его улыбку и смех. Все произошло вот как. Был вечерний рисунок у студентов монументального отделения нашего института (сегодня академия искусств). Натурщица стояла под самым потолком мастерской в замысловатой позе. Шуршали карандаши студентов. И я рисовал с друзьями–монументалистами, хоть и учился на другом отделении. В мастерскую заглянул преподаватель — Владимир Стельмашонок. Ему, видимо, очень понравилась модель. Он ходил, молчал, смотрел, а потом взял бумагу, карандаш и решил сделать набросок. Устроился в стороне и принялся рисовать. Один лист бумаги смял, второй — что–то не получалось у известного художника. Мне стало интересно, и я заглянул художнику через плечо, на рисунок. Он обернулся, отложил карандаш, сложил свой рисунок вчетверо, покачал седой головой и сказал скорее себе, чем мне: «Ну вот, и не получилось!» И тут же засмеялся, головой покачал. Что–то еще сказал, но запомнилась только его улыбка — детская. Такая бывает у ребенка, когда он проигрывает в шашки. Ту светлую улыбку вспоминаю часто.

У Владимира Стельмашонка многое получалось. Он более сорока лет преподавал в академии и лицее. Дважды избирался председателем Союза художников. Был депутатом. Но главное — много и плодотворно работал: в монументальном искусстве — витражи, мозаики, росписи, в графике — серии рисунков и акварелей, привезенных из многочисленных поездок и путешествий, в станковой живописи — портреты, композиции, пейзажи.

Если спросить у его коллег–художников о самой главной работе Владимира Стельмашонка, то почти все назовут портрет Якуба Коласа, написанный в 1967 году. Этот портрет одного из столпов белорусской литературы и сам сегодня является классикой жанра. Всякий, кто берется и будет пробовать писать великого белоруса, обязательно станет отталкиваться от работы Стельмашонка. Непременно будет вынужден сравнивать свою картину с лаконичным, величественным, почти иконописным образом, созданным мастером. Седоусый Якуб Колас в широкополой шляпе на фоне рыжего поля и светлого неба. Рама на портрете сделана из обычных досок, скругленная вверху. Описывать портрет не стану — его все видели. Он давно уже напечатан в тысячах книг, журналов, плакатов и даже почтовых марок. Украшает экспозицию нашего художественного музея.

Есть у Владимира Стельмашонка еще много интересных и выразительных работ, посвященных как современникам, так и тем, кто жил на этой земле: просветителям, писателям, музыкантам, артистам, рабочим, партизанам... И он сам — один из них! Он очень похож на героев своих работ.

Но память устроена удивительно. Вспоминается обнаженная натурщица под самым потолком мастерской и детская, очень светлая улыбка художника. Другой бы разозлился, а Стельмашонок только улыбнулся.

ladzimir@источник

Фото Евгения КОКТЫША

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter