Портной пятого разряда

Дизайнер Иван Айплатов был откровенен с читателями «СБ»
Дизайнер Иван Айплатов был откровенен с читателями «СБ»

Охарактеризовать этого человека в нескольких словах, пожалуй, невозможно. Обаятельный, веселый, стильный... Нет, все не то. Как–то стандартно, буднично что ли – не хватает красок. Значит, он – яркий! Он – известный дизайнер–модельер Иван Айплатов. Это действительно очень яркий человек, жизнь которого наполнена самыми невероятными оттенками. Сегодня он шьет одежду для команды КВН БГУ, завтра – сотрудничает с Национальным академическим драматическим театром имени Горького, послезавтра – придумывает наряды для артистов Московского государственного цирка и съемок «Каменской», одевает «Браво», «Ляписа Трубецкого», «Сяброў»... Кстати, костюмчик, в котором Ксюша Ситник победила на «Евровидении», тоже дело рук Ивана. И это все в перерывах между подготовкой новых и новых коллекций одежды, неоднократно занимавших призовые места на различных конкурсах и фестивалях моды по всей Европе... Неудивительно, что во время онлайн–конференции на нашем сайте www.sb.by большинство вопросов было о моде.

Зоя: Понятия «мода» и «комфорт» совместимы? Или это на грани фантастики?

Иван: Сегодня мода – это в большей степени бизнес. А вещи неудобные вряд ли будут хорошо продаваться. Хотя существуют, я бы так сказал, жертвы моды, и они полезны для нас – дизайнеров одежды, так как продвигают нашу индустрию.

Саша: С чего начиналось ваше увлечение одеждой?

Иван: СССР породил огромную армию дизайнеров тем, что создал тотальный дефицит. Я, видимо, один из этих людей. Знаете, тогда ведь, наверное, в каждом доме была швейная машинка, и хотя бы один из членов семьи умел шить. Думаю, у многих на антресолях до сих пор хранятся ткани тех времен... Мы доставали модные каталоги, привезенные из–за границы, и по ним перешивали одежду и сумки. Помню, как из нескольких пар джинсов куртки зимние шил. Представляете? Искусственный мех ведь тоже не продавался. Зато все магазины были забиты детскими меховыми шапочками, из которых получались отличные воротники для курток. Вот тут рядом со мной сидит мой друг детства Ярик (Ярослав), в гости в Минск приехал. Он видел, как это все начиналось. В каком возрасте?

Ярик: Класс, наверное, восьмой.

Иван: По Фрейду, когда нужно было привлекать внимание противоположного пола.

Н.Д.: И как, пользовались спросом?

Иван (улыбается.): Пользовались...

Ярик: А по–моему, он уже тогда с Катей, своей будущей женой, познакомился.

Иван: Благодаря Кате я, кстати, и в Минск попал. Ее семья переехала в Беларусь, и я поехал следом. А родился в городе Йошкар–Ола – это столица Республики Марий Эл в России (около 40 км от Волги). Если вы играли в города, то знаете.

Тимур: Как супруга реагирует на постоянное общение с манекенщицами, не ревнует?

Иван: Нет. Это же моя работа.

– Ваш идеал женской красоты? Вы
сокие и тощие модели?

Иван: Не все модели тощие и высокие. Тем более они не являются идеалом женской красоты. Это стереотип, навязанный нам глянцевой прессой. Что до меня, я бы не хотел, чтобы моя жена была худой. А вообще, мне нравятся все женщины без исключения.

Н.Д.: Вот уж тут вы лукавите?

Иван (отшутился): Совсем нет. Мне не близка эстетика мужского тела.

Чем, на мой взгляд, интересна форма онлайн–опроса наших именитых гостей, так это тем, что они никогда не знают, о чем будет следующий вопрос. Ведь интернет–аудитория непредсказуема. Ее может интересовать абсолютно все, ну вот например...

Паша: Какие отношения вас связывают с известным российским стилистом Сергеем Зверевым? Говорят, у него просто невыносимый характер?

Иван: В следующем моем показе на Неделе моды в Москве он будет участвовать как модель. Мы познакомились несколько лет назад. Однажды он просто подошел и предложил сотрудничество. Я согласился, и мы сделали совместную коллекцию, которая участвовала в Германии в фестивале парикмахерского искусства «Trend Vision». Собственно, с этого все начиналось. А сейчас мы начали работать над сценической одеждой Сергея. Что касается его характера, то, насколько я могу судить, это неправда. Для людей, не близких Звереву, характер у него действительно невыносимый. Но думаю, это своеобразный способ защиты от навязчивого, ненужного внимания. В кругу друзей он совсем другой.

Дениска: Кому из известных людей современности вы делали одежду? Кстати, раскроем и пошивом занимаются помощники?

Иван: Из последних – «Мерри Поппинс», Полина Смолова, Алексей Хлестов, группа «Браво»... Вообще, нравится работать с людьми, которые не стараются быть дизайнерами. Выкройки и лекала до сих пор делаю сам. А вот пошивом, хоть и очень хорошо это умею, у меня даже есть документ портного 5–го разряда, не занимаюсь последних года три – все время уходит на создание моделей и работу с коллекцией.

Н.Д.: Вы говорите об одежде сценической или повседневной?

Иван: И той и другой. Группе «Браво», например, недавно делал костюмы для выступлений. Может, видели? У ребят на рубашках газетные статьи о них... А сейчас они хотят повседневные вещи заказать. К сожалению, у них мало времени и нет возможности часто в Минск приезжать. Но я думаю, что скоро мы этот вопрос решим.

Н.Д.: Интересно было бы застать «Браво» в гостях у Айплатова.

Иван: А вы как их афиши в Минске увидите, звоните – не ошибетесь.

Но звезды звездами, а к телу, как говорится, ближе своя рубашка. В данном случае в прямом смысле. Узнав, что «СБ» проводит онлайн с Айплатовым, читатели наперебой начали спрашивать нашего гостя, как можно приобрести его одежду. Но если на основную массу вопросов Иван ответил с легкостью, то над одним голову пришлось поломать.

Юлия: Прывiтанне! Дзе можна набыць рэчы з вашых калекцый простаму чалавеку?

Иван: Так как я россиянин... А вот что такое «рэчы»?

Понимаю, неприлично отвечать вопросом на вопрос, но я не сдержалась: «А сколько вы уже в Беларуси живете?»

Иван: 8 лет. Я, кстати, когда приехал в страну, думал выучить язык. Но... это ведь столько времени надо. Так и не получилось. Хотя, когда говорят, я почти все понимаю. А еще у меня дочка сейчас учит белорусский. Старается, приносит из школы «восьмерки» и «девятки». Но вы бы знали, каких мучений это стоит. Потому что со всем ей приходится разбираться самостоятельно, мы–то с женой помочь не можем.

Н.Д.: Ладно–ладно... «Рэчы» – это вещи.

Иван: Теперь все понятно. Не хотелось бы расстраивать Юлю, но в Минске – нигде. Кроме того, я сейчас уже вообще не занимаюсь индивидуальным пошивом. Уже год как я закрыл эту тему в своей работе, так как она требует очень много сил и времени. Единственное, что я оставил – это сценическую одежду и одежду для близких друзей.

Анжелика: А сколько сегодня стоит показ коллекции на Неделе моды в Москве?

Иван: Участие в Неделе моды стоит в районе 6 тысяч долларов. Дальше прибавляются такие расходы, как манекенщицы (московская модель стоит порядка 100 долларов, а в показе их должно быть около 20), пригласительная и рекламная продукция, «задник», визажисты и парикмахеры, фото– и видеосъемка, шоу–рум, транспортные расходы и огромное количество непредвиденных затрат... Попробуйте посчитайте. Оплатить это возможно только с помощью спонсоров. Но это работа на перспективу.

Люси: Как часто вы демонстрируете свои коллекции?

Иван: В Минске – редко, по причине нехватки все тех же спонсоров. За границей делаю показы примерно раз в год. В феврале, кстати, буду представлять Беларусь на большой выставке в Чехии.

Вика: С чем связана модность той или иной вещи? Сегодня – мини, завтра – макси?

Иван: Как я уже говорил, мода – это в первую очередь бизнес. И основная задача бизнесменов моды – заставить людей покупать каждые полгода все новую и новую одежду. Для этого придумали такую вещь, как модные тенденции. Меняя их и через глянцевые журналы донося до потребителя, они заставляют весь мир менять свой гардероб, автомобили, украшения и технику.

Н.Д.: Бизнесмены моды?

Иван: Да. Сегодня многие модные брэнды, тот же «Гуччи», например, выкуплены крупными компаниями. Их владельцы и двигают моду.

Н.Д.: А кем выкуплен Айплатов?

Иван: Пока никем. Поэтому и нет серьезного развития марки, для этого нужны огромные деньги. Но может произойти все, что угодно. Просто не предложили еще такой суммы и таких условий, которые бы меня устроили.

Женя И.: Привет из Мозыря. Какое учебное заведение вы окончили? Ваши советы начинающим дизайнерам.

Иван: Окончил технологический колледж в Йошкар–Оле. А в школе, кстати, учились в параллельных классах с Константином Хабенским. Считаю, что любое учебное заведение является лишь стартом для настоящей учебы. И никто вам не даст больше знаний, чем личный опыт. А в начале своей карьеры вы должны попробовать рассказать всему миру о себе, своих мыслях и творчестве. Поэтому надо участвовать во всех конкурсах и мероприятиях, которые подвернутся под руку.

Игорь: Если бы вы не состоялись как дизайнер одежды, кем бы стали?

Иван: Дизайнером обуви, автомобилей. Или художником–мультипликатором. А может, просто спился бы...

Н.Д.: Пессимистично как–то...

Иван: Да нет. Все же хорошо складывается.

Бренда: Откуда черпаете новые идеи?

Иван: Все очень просто. Идеи находятся вокруг нас. Нужно просто уметь смотреть. Меня может впечатлить дизайн нового автомобиля, форма тени на стене, красивая девушка или плохая погода... Вдохновение – это все, что нас окружает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter