В Западной Европе всерьез заговорили о необходимости телесных наказаний в школах

Пороть — и никаких гвоздей!

Проблема дисциплины в британских колледжах давно стала головной болью для учителей и родителей. Результаты социологического опроса, проведенного компанией Times Educational Supplement, показали, что многие не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей, кроме как ввести в учебных заведениях практику физических наказаний. 49% взрослых британцев мечтают вернуть времена, когда в школах активно применялись публичные порки. Но что самое поразительное: каждый пятый из 530 опрошенных подростков заявил, что солидарен в этом вопросе с родителями.


Схожие настроения наблюдаются у отцов и детей в Италии, Дании, Германии. В век расцвета ювенальной юстиции, направленной на защиту прав ребенка, в Западной Европе внезапно заговорили о пользе воспитания розгами. Впрочем, в современном мире подобный метод не исключался из семейной воспитательной практики даже в тех государствах, где телесные наказания детей преследуются по закону.

Британский министр образования Майкл Гоув так аргументировал введение телесных наказаний в школах Соединенного Королевства: “Если какой-то родитель теперь слышит в школе: “Извините, мы не имеем права применять к учащимся физическую силу”, то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись”

Да и в постсоветских странах порка еще частенько практикуется. Эксперты утверждают, что в нашей стране две трети детей от 2 до 14 лет подвергаются физическому наказанию со стороны родителей или других членов семьи. 65% отцов и матерей считают, что бить ребенка в воспитательных целях просто необходимо. Многочисленные интернет-форумы, посвященные проблемам физического воздействия на детей, пестрят советами: что лучше применять — ремень или шлепки ладонью; как часто надо наказывать подростков за прогулы занятий или неудовлетворительное поведение; стоит ли проводить обязательную субботнюю порку, если в течение недели ребенок не принес из школы ни одной плохой отметки; в какой позе наказывать девочек; нужно ли обнажать ребенка во время экзекуции...

— Родители регулярно били меня до 18 лет, пока я просто не сбежала от них замуж, — рассказывает на приеме у психолога минчанка Лилия. — В ход шел весь стандартный набор: нотации, порка, стояние на коленях в углу. Как-то раз мама рассказала на родительском собрании о своих методах воспитания. Причем даже предложила классной руководительнице в случае чего следовать ее примеру. Многие отцы били своих детей, я знала это точно. В моем классе таких было еще человек десять. Но вот чтобы признаваться в этом открыто... После того случая я стала изгоем в классе. Доходило до того, что, если я медлила с ответом у доски, одноклассники хихикали и предлагали всыпать мне “горяченьких”, чтобы освежить память. Муж знал, что в родительской семье меня били, и со временем сам начал поднимать на меня руку. Однажды я просто не выдержала и после очередной пощечины схватилась за нож. Муж выжил, а я отсидела несколько лет. И продолжаю чувствовать себя забитой неудачницей.

Во многих мировых исследованиях отмечается: дети, которых били отцы, матери или учителя, в будущем неизбежно сталкиваются с такими проблемами, как инфантильность, замкнутость, неуверенность в себе. Многие получают в наследство от родительского воспитания розгами сексуальные расстройства, неконтролируемую агрессию, асоциальное поведение, хронический алкоголизм, снижение уровня IQ. Председатель правления ОО “Дети — не для насилия” Маргарита Пряхина уверена: корни человеческой жестокости растут из детства:

— По опыту работы в комиссии по делам несовершеннолетних могу сказать: многие дети, совершившие правонарушения, пострадали от домашнего насилия.

Хотя некоторые христиане наказывают своих детей физически по религиозным соображениям, Европейская комиссия по правам человека отклонила в 1982 году резонансное заявление шведской пары, утверждавшей, что запрет физических наказаний нарушает их права. Комиссар Совета Европы по правам человека сообщил, что права на свободу религии не могут нарушать права других на телесную неприкосновенность и достоинство личности

Почему же в таком случае цивилизованная Западная Европа вдруг озаботилась возвратом к временам викторианской (если говорить об Англии) или николаевской (это уже Россия) эпохи, ознаменовавшейся в истории повсеместной практикой публичных наказаний? Не последнюю роль в этом сыграли навязанные обществом стереотипы: большинство тех, кому сегодня за сорок, искренне убеждены: они выросли нормальными людьми потому, что в детстве их исправно потчевали “березовой кашей”. А значит, этот метод необходимо применять и в отношении современных подростков. Тем паче что они стали совершенно наглыми и неуправляемыми. Кроме того, в современном мире взрослые перегружены работой, а дети большую часть дня пропадают в школе и на всевозможных курсах. Остающегося времени явно недостаточно, чтобы мамы и папы проводили его в долгих воспитательных беседах со своими чадами.

Не имея возможности воздействовать на детей словесно, родители начинают больше доверять аргументам розги. А уж если эту обязанность удастся переложить на плечи учителей, вообще замечательно: быстро, внушительно, доходчиво.

— Родители, использующие по отношению к своим детям физическое наказание (не важно, сами их бьют или выступают за то, чтобы подобные “уроки” ввели в школах), таким образом всего лишь компенсируют собственное бессилие, — высказывает свое мнение главный внештатный психолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Ушакевич. — В большинстве случаев это происходит потому, что взрослые не знают, как вести себя в данной ситуации, и вымещают на детях раздражение и отсутствие терпения. Причем подавляющее большинство таких “дисциплинаторов” уверены, что с помощью физического воздействия на ребенка они пытаются сформировать у него определенные нормы поведения. Но, по сути, физические замечания ничему не учат детей. Используя данный метод, родители только показывают, что они сильнее и что с помощью силы можно заставить ребенка делать то, что ему было велено. Нужно понимать: какого бы возраста ни был ребенок, он с рождения становится полноценным человеком, который наравне со взрослыми имеет право на свободу и личное пространство. В то же время каждый ребенок нуждается в материнской и отцовской ласке, заботе. Послушание и уважение к родителям — это не итог одного дня. И если вы ищете ответ, как научить ребенка уважать родителей, прежде всего с уважением относитесь к своим детям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter