Подробности из зала суда по «делу банкиров»

Порочные связи

Верховный Суд начал рассматривать «дело банкиров» с 16 фигурантами

12 обвиняемых за решеткой. Еще четверо по другую сторону железных прутьев, они не под стражей и выглядят бодрее, с сочувствием посматривают на людей напротив. В зале суда, где в выездном заседании Верховный Суд начал рассматривать нашумевшее дело в отношении 16 человек — о многочисленных фактах получения и дачи взяток при поставках в Беларусь телекоммуникационной, компьютерной техники и программного обеспечения, — многолюдно. 


Вместительный зал суда Московского района Минска для рассмотрения этого дела выбран не случайно: желающих посетить процесс много, теперь смогут уместиться все. Казалось бы, у репортеров и не только наконец появилась возможность самим узнать подробности резонансного дела о коррупции и оценить роль в этой истории каждого фигуранта. Но, увы, суть обвинения заинтересовала далеко не всех — с обеда журналистов в зале заметно поубавилось. Оно и понятно, кому охота вникать в долгое, нудное перечисление фактов, цифр, фамилий и услуг, а также персон, хоть и значимых в деле, но не раскрученных в новостных лентах… Да и большинство коллег шли «на Втюрина», словно в зрительном зале, занимали места получше. А его обвинение все не читают и не читают. Почему? Быть может, потому что он далеко не ключевая фигура. В то же время почти половина обвиняемых по делу — занимавшие серьезные должности банкиры, вторая часть — покупавшие их покровительство для своего бизнеса коммерсанты. А кому-то все «дело Втюрина» мерещится.

В суде оказалось, что все фигуранты — люди семейные, у многих есть дети, в том числе несовершеннолетние. Вряд ли близкие когда-либо думали, что увидят своих отцов, мужей и сыновей в такой обстановке. Но, как говорят умные люди, свою биографию мы пишем сами.
Те, кто давал взятки, и те, кто их брал, оказались на скамье подсудимых.
Что до сути дела, то она такова. В запутанных коррупционных схемах, связавших 8 руководителей из банков и государственных организаций, а также 8 коммерсантов, разбирались специалисты следственного управления КГБ. Выяснилось, что список того, за что брали взятки при поставках в страну телекоммуникационной, компьютерной техники и программного обеспечения, достаточно широк. Тут и договоры по модернизации аппаратно-программного комплекса, и поставки абонентских приставок со встроенным модулем вай-фай, и закупки лицензий для оборудования, его поставка и монтаж и многое другое. Ранее озвучивались данные о том, что только у взяткополучателей было изъято более 1.650.000 долларов (в том числе в облигациях), 62.000 евро, более килограмма золота.

…Феликс Касперович — фигура известная, в недавнем прошлом председатель правления «Белорусского межбанковского расчетного центра», подведомственного Нацбанку предприятия. Этому человеку доверяли, на разных должностях предоставляя широкие полномочия. Пользовался он ими, как выяснилось, и в личных интересах. По данным следствия, первую взятку обвиняемый принял еще летом 2007 года. Известно, что вместе с замначальника главного управления информтехнологий Нацбанка Андреем Подгорным от разных людей и в разный период в качестве «благодарностей» они получили не менее 868.750 долларов. 


Кстати, дольше всего в суде зачитывали эпизоды взяточничества, вменяемые именно Касперовичу. Судя по количеству бизнесменов, желающих заплатить за содействие, и по регулярности таких выплат, коррупционная практика была делом привычным и давним. Так, особым образом решались вопросы с поставкой в Нацбанк оборудования от нужных фирм, с монтажом, покупкой программного обеспечения, обучением банковских работников… Фактов множество. Взятки бизнесмены несли за границей и в Беларуси, в интересах фирм «Солидекс», «Мобильный сервис» и других. И чем выше поднимались оба высокопоставленных банкира по карьерной лестнице, тем больше становились их аппетиты и тем сильнее они погрязали в том, от чего, пожалуй, уже сложно отмыться. Впрочем, тогда они вряд ли об этом задумывались. 

По соседству — гендиректор «Белтелекома» Сергей Сиводедов, тоже сменивший просторный кабинет на безоговорочно прозрачную клетку. Ранее он занимал должность замгендиректора по техническим вопросам предприятия, которое позже возглавил. Можно себе представить, какие полномочия и какая ответственность были у этого человека. И как нечистым на руку бизнесменам хотелось заполучить его в покровители. Разумеется, не бесплатно.

Сергей Иванович, как оказалось, этому и не противился. В обвинении сказано, что Сиводедов совершал коррупционные преступления с осени 2013 года по конец января 2019‑го. Обстоятельства банальны. За организацию побед в процедурах закупок товаров для «Белтелекома» взятки носили представители компаний «Солидекс ПИ», «Мобильный сервис», «УГМК-Телеком»… Как следует из материалов дела, всего Сиводедов в качестве взяток получил как минимум 470 тысяч долларов и 15 тысяч евро.  


Еще один банкир, замешанный в коррупционной истории, Юрий Пономарев — бывший исполнительный директор открытого акционерного общества «БПС-Сбербанк». Любил, говорят, отдыхать так, чтобы другие платили. Так было, к примеру, в 2014 году, когда Пономарев отдыхал с женой и детьми в Лондоне, а за проживание в гостинице заплатил начальник отдела маркетинга и продаж минского ООО «Мобильный сервис» Александр Бровка (тоже фигурант по делу). Это был, скажем так, аванс за предстоящее заключение договора с банком при закупках продукции у конкретной фирмы. 

Позже фигурант принимал нечистые деньги прямо на рабочем месте. Опять же, за содействие в поставках телекоммуникационного оборудования. Обвиняемый смело давал нужные указания подчиненным, делился со взяткодателем информацией по планируемой закупке.

Интересы Бровки он уважил и будучи членом комитета по закупкам «БПС-Сбербанка». В итоге оборудование было решено покупать именно в «Мобильном сервисе», а «помощник» получал одну благодарность за другой.

Михаил Пригара, являясь представителем в Минске иностранного предприятия «АМТ-Груп Интернешнл», покровительства в бизнесе искал через Ф.Касперовича, в то время директора расчетного центра Национального банка Беларуси. Началось это с 2015 года. Один пообещал деньги, другой — подписание договоров и прочих бумаг на поставки, монтаж, ввод в эксплуатацию программно-технических средств и обучение персонала. 

Взятки коммерсант передавал в несколько этапов: в январе 2016-го, феврале 2017-го, декабре 2018-го… В материалах дела сказано, что всего Пригара передал Касперовичу и работавшему с ним в связке Подгорному взяток на сумму более 200 тысяч долларов. 

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter