Человеческий IQ то растет, то падает. И эволюцией это не объяснить

Пораскинем мозгами

Знаете ли вы об «эффекте Флинна»? Новозеландский философ Джеймс Роберт Флинн исследовал IQ (ну про IQ–то вы знаете?) американцев с 1932 по 1978 год и нашел, что тот непрерывно повышается. Повышался в то время IQ и в других странах, и в целом по миру. Ученым этот эффект до сих пор представляется парадоксальным: эволюционно–генетическими факторами его не объяснить.
И вот в журнале Proceeding of the National Academy of Sciences (один из ведущих американских журналов) опубликованы данные по «обратному эффекту Флинна». Оказывается, человечество, не успев толком порадоваться, уже возвращается в прежнее состояние: «исследования показывают, что начиная с 70–х годов прошлого века уровень IQ в некоторых западных странах начал постепенно снижаться».

Не будем гадать почему. Психологи всего мира не могут прийти к согласию, что тут (в повышении, затем в понижении) первично: усиление миграционных потоков, улучшение качества жизни с одновременным ухудшением качества образования, воздействие прошлых и современных СМИ. Одно мы можем сказать точно: для населения бывшего СССР повышение уровня IQ началось с программы ликвидации безграмотности и продолжилось введением всеобщего среднего образования.

Лично меня в исследованиях смущает вот какое обстоятельство. Флинн «описал повышение на 20 пунктов IQ голландских призывников с 1952 по 1982 г.». «Работы Тисдейла и Оуэна, проведенные в 2005–м и повторно в 2008–м на датских призывниках», подтвердили как «эффект Флинна», так и «обратный эффект». Сам же «обратный эффект Флинна» проявился при анализе данных «730 тысяч норвежских призывников с 1970 по 2009 г.».

Понимаете, о чем я? О призывниках. Вы спросите у любого нашего военкома, он вам такого порасскажет, какая раньше молодежь шла в армию, а какая теперь, что вы ахнете. Понятно, что на ком и брать массово (и в приказном порядке) любые тесты, как не на призывниках, но и про армейскую максиму «выполнил приказ на отвяжись» забывать–то не надо! А она, если подумать, едина что в разных странах, что в мире в целом, верите?

Однако не все так плохо. Практически одновременно с западными социолог Илья Смирнов проанализировал одну из российских социальных сетей: «тексты 940 тысяч пользователей из Санкт–Петербурга в возрасте от 16 до 60 лет». И выяснил, что за последние 9 лет наши люди стали употреблять длинные слова значительно чаще. Это значит... да много это значит! Например, что пользователи русскоязычной социальной сети начиная с 2008 года выглядят лучше, чем «норвежские призывники» до.

Если углубляться, у Смирнова получается вот что: чем ближе к 30 годам, тем чаще люди в своих постах употребляют длинные слова. Оно и понятно: короткими, при всем моем уважении к такой лексике, трудно выразить всю ширину своей растущей с каждым годом личности. Второе: со временем тексты постов усложняются. Не у отдельных людей, а в целом. Потихонечку, но — факт. Наконец, «15–летние подростки в 2016–м использовали более сложный язык, чем пользователи всех возрастов в 2008–м». Это, как вы понимаете, ответ на вопрос: «что из них вырастет?» Нормальные люди вырастут, умные. Как и мы с вами.

У меня самого, кстати, есть объяснение и «Флинну» и «обратному Флинну», и оно очень простое. До 70–х годов прошлого века человечество занималось космосом, атомом, открывало что–то новое на Земле и стремилось выйти за ее пределы. А вот после восторжествовала психология потребления, и теперь у большинства населения ноет только большой палец, непрерывно тыкающий в смартфон. А IQ уже не беспокоит.

И что с этим делать, непонятно. IQ молчит. Остается только поддерживать форму индивидуально. Потому что в нашем мире спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если речь, безусловно, не идет о показательных мигрантах.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter