Пора выходить из окопов
17.10.2009
«А я и не знала, что в Могилеве такие ткани выпускают. Нужно попробовать отвезти их в Россию», — делилась впечатлениями бизнес–леди со своей коллегой в выставочном комплексе. Здесь представлены товары 50 предприятий Могилевщины. Индивидуальные предприниматели в последние дни захаживают сюда все чаще... Интерес к белорусским товарам у коммерсантов вполне деловой. Ведь теперь каждый из них при желании может стать дилером местного предприятия. Указ Президента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей...» вступил в силу с 1 октября. Он открывает перед бизнесменами большие возможности. И они внимательно присматриваются к новым правилам...
Бизнесмен Александр Лазарев пока осторожничает. Считает, что хоть предложения производителей очень заманчивы, но разбогатеть, продавая белорусский товар за границей, например в России, будет непросто.
— Там своя власть и свои правила игры. Причем жесткие. Нас соседи не ждут. Покупательная способность населения у них упала. «Челноки» с рынка всегда боялись российской таможни. Будут бояться и сейчас.
Сомневаются в успехе такого сотрудничества и некоторые руководители предприятий. К примеру, генеральный директор могилевского ОАО «Лента» Нина Петрова.
— Думаю, не будут предприниматели с нами работать. Они идут туда, где большая рентабельность, чуть ли не 100 — 200 процентов, — рассуждает она. — В легкой же промышленности показатель этот невелик: от силы 6 — 10 процентов. Дать дилерам скидку мы не сможем.
А вот на бобруйском ОАО «Красный пищевик», напротив, готовы пойти на уступки.
— Пока никаких предложений от коммерсантов к нам не поступало, — вздыхает экономист по маркетингу Галина Березина, — но будем только рады, если у бизнесменов возникнет желание работать с нашей продукцией на внешнем рынке. С каждым из них будем беседовать индивидуально — в зависимости от репутации человека, объемов продаж рассмотрим вопросы об отсрочке платежа, скидках и даже доставке товара нашим транспортом.
Больше всего в услугах коммерсантов, готовых поставлять белорусскую продукцию на экспорт, нуждаются именно предприятия легкой и пищевой промышленности. У них самые высокие складские запасы. К сожалению, предприниматели Могилевщины еще слабо осведомлены о том, какие товары производятся в области. У каждого из них уже существуют налаженные каналы сбыта. Что–то менять, что–то ломать поначалу страшно.
Чтобы открыть глаза коммерсантам на новые возможности, в Могилеве и работает выставочный комплекс. А то, что сегодня невозможно получать стопроцентную прибыль, деловые люди уже поняли сами: куда же взвинчивать цены, если и так все склады предприятий, оптовых фирм завалены. Нужно привыкать работать в новых условиях.
— Указ дает преференции только тем, кто займется внешней торговлей, но я считаю, вопрос надо ставить шире: представители бизнеса должны работать и на внутреннем рынке, — высказала свое мнение заместитель начальника управления предпринимательства комитета экономики Могилевского облисполкома Ольга Яшина. — Пока информацией, что кто–то из деловых людей на Могилевщине уже заплатил торговый сбор, я не располагаю. Но со своей стороны мы создаем все условия: работают 32 оптовые организации, ведется широкая разъяснительная работа по банковским операциям. Чтобы привлечь максимальное количество бизнесменов к внешней торговле, размещена реклама — деловые предложения — на рынках и в «бегущей строке». Ау, господа коммерсанты!
Фото автора.