Указ Президента от № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» подытожил и разъяснил, в каком направлении госорганам и предприятиям надлежит работать

Пора сбивать температуру

Указ Президента от № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь»  подытожил и разъяснил, в каком направлении госорганам и предприятиям надлежит работать
В начале года увидел свет совместный комплекс мер Правительства и Нацбанка по работе экономики и обеспечению макроэкономической сбалансированности в 2016 году. Чуть позже был обнародован еще один похожий проект, но более длительного срока действия — Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016—2020 годы, которая, помимо основного документа, включает в себя 20 различных госпрограмм. Системный Указ Президента от 23.02.2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» все подытожил и разъяснил, в каком направлении госорганам и предприятиям надлежит работать.

В документах четко установлены три базовых условия экономической политики на среднесрочный период. Во-первых, это обеспечение макроэкономической сбалансированности. То есть последовательное снижение инфляции до однозначных величин уже со следующего года. Если все будет идти по плану, то к 2020-му годовой рост цен в стране не будет превышать 5%. Во-вторых, это наращивание золотовалютных резервов до безопасного уровня. К такой отметке относится показатель не менее трех месяцев импорта. Понятно, что наращивать золотой запас без долгов не всегда получается, поэтому третье условие — бездолговое финансирование платежного баланса страны и постепенная выплата сформированных внешних долгов. Это потребует недопущения дефицита текущего счета платежного баланса больше 3% ВВП в год. Кстати, в прошлом году в достаточно непростых внешних условиях мы практически достигли этой цели, стране удалось сэкономить почти 3 млрд долларов за счет импортозамещения и политики сокращения непроизводственных и избыточных расходов. Одной из заметных новаций президентского Указа № 78 является и иерархическая система управления валовым внешним долгом страны, который за 2015 год снизился у нас на 1,6 млрд долларов (с 40 до 38,4 млрд). Теперь на каждом уровне управления — от Премьер-министра до руководителя предприятия и банка — установлено требование безусловной платежной дисциплины, особенно по валютным обязательствам.

— Единого рецепта для всех по снижению затрат и росту резервов нет, — уверен первый замминистра экономики Александр Заборовский. — То, что сработает для предприятий машиностроения, не годится, к примеру, транспортным или строительным. Вместе с тем общая задача — это балансировка текущих денежных потоков и рефинансирование имеющихся обязательств по кредитам. В новых условиях на внешних рынках это серьезный вызов для наших управленческих команд.

Именно поэтому недавно был определен главный приоритет — чистая прибыль и снижение себестоимости. Такие показатели эффективности для всех управленцев установил Указ № 78. В числе критериев также направления экономии: снижение затрат на закупку импортного сырья, материалов, комплектующих, сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата и отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу, в том числе за счет валютных источников.

Кстати, в программе одним из важных направлений определено создание специальной координационной группы по госпредприятиям. На каждом из них в ручном режиме будет рассматриваться положение дел специальными «тройками», в которые войдут представители кредитующего банка, отраслевого органа управления и экономических ведомств — Минэкономики, Минфина или Нацбанка. В прошлом году, когда закредитованные предприятия начали испытывать сложности с возвратом долгов, такие режимы приходилось включать сплошь и рядом. В большинстве случаев договориться удалось, как и найти вариант, устраивающий все стороны. Где-то компаниям предоставляли кредитные каникулы, где-то продлевали сроки погашения платежей, но в целом, следует признать, проблемы решались. На одном из заседаний Совета Министров Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что в 2016 году такой «клуб кредиторов» продолжит работать. Ведь в целом по каждому проблемному предприятию удалось соблюсти дисциплину расчетов. В том числе были приняты решения и по вопросам санации и управляемого банкротства неплатежеспособных. По состоянию на 1 февраля 2016 года процедуры банкротства применяются на 70 госпредприятиях.

Такой подход несколько идет вразрез с тем, который неоднократно предлагали внедрить так называемые либеральные экономисты. Их рецепт нормализации ситуации в экономике незатейлив: все предприятия, которые работают с убытками, попросту закрыть. Образно говоря, без лишних колебаний взять и прирезать весь курятник, состоящий из птиц, несущих золотые яйца. Да, в настоящий момент несушки по субъективным причинам хворают. Но со временем любые хвори, если их лечить правильно, обычно проходят.

— В мире во многих секторах происходит то же самое, — напомнил Александр Заборовский. — Убыточными по итогам прошлого года являются ведь не только наши БМЗ и «Гомсельмаш», но и, например, корпорация Sony, показавшая минус в 1,2 млрд долларов, DeutscheBank (6,8 млрд евро), «АвтоВАЗ» (73,8 млрд рублей) да и масса других компаний. Вот их почему-то банкротить никто не предлагает.

По мнению первого замминистра экономики, убытки — это «температура», и у многих наших предприятий она в настоящий момент повышена. Поэтому по каждому такому случаю органу, осуществляющему владельческий надзор, предписано разобраться и принять решение, а менеджменту — работать четко, в соответствии с установками Указа № 78. Кстати, в прошлом году процедуры банкротства были возбуждены в отношении 32 госпредприятий. В их числе, например, пребывают ОАО «КИМ», на котором работает более 600 человек, ОАО «Забудова» (более 12 тыс. работников), ОАО «Могилевский завод «Строммашина» (более 1,5 тыс. человек). Одной из стратегических задач на 2016 год определено создание 50 тыс. новых рабочих мест, причем за счет новых предприятий и производств. Детально все правовые условия, включая бизнес-климат, гарантии прав собственности, отражены в Указе № 78 и в обновленном проекте Директивы № 4. На минувшей неделе в Минэкономики сообщили, что она уже готова, проходит последние согласования и может быть подписана в течение ближайшего месяца.

В программе Правительства особый акцент сделан на финансовых механизмах создания новых рабочих мест. На цели развития планируется использовать средства международных финансовых организаций, в первую очередь Всемирного банка и ЕБРР, о привлечении которых есть договоренности. Также новые принципы работы заложены в использовании кредитов Китая. Через наши банки частному бизнесу может быть предоставлено около 1 млрд долларов. Кроме того, не стоит забывать про то, что с Беларуси были сняты санкции. По словам Александра Заборовского, в связи с новыми возможностями сотрудничества с ЕС появляется доступ к соответствующим инструментам и рынкам.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter