Пора поднимать "лежачих"

125 хозяйств Минщины ждет новая жизнь?
Во время посещения в сентябре прошлого года Минской области Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал поручение осуществить меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий с критическим уровнем развития, передавая их в управление промышленным и иным организациям, в том числе г. Минска. Совместным решением минских облисполкома и горисполкома определены 125 сельхозкооперативов и предприятий, которые надлежит переподчинить, «вживить» в структуру организаций столицы, городов областного подчинения Минщины, среди которых и производственные гиганты, и банковские учреждения, и частные фирмы. — Это обстоятельство вынудило нас очень скрупулезно подойти к проработке нормативной базы, — уточняет начальник отдела по научному обеспечению процессов реформирования комитета по сельскому хозяйству облисполкома Николай Манько. – С учетом того, что организации, берущие на буксир отстающих, имеют различную организационно-правовую форму, определены модели реорганизации, разработаны процедурные вопросы о присоединении «ведомых» хозяйств к их промышленным «ведущим». Параллельно с этим в сельских трудовых коллективах проведены собрания – ведь надо дать согласие на реорганизацию. Созданы районные комиссии, осуществляется инвентаризация имущества, идет подбор недостающих кадров специалистов. Сделаны и первые шаги по передаче хозяйств с критическим уровнем развития под опеку их более состоятельных «патронов». На начало марта 3 сельхозкооператива слились с райагросервисами, 3 – с экономически сильными хозяйствами, 3 – с коммерческими структурами. Между 49 участниками реформирования заключены договоры о совместной деятельности, т.е. созданы простые товарищества. Используются также соглашения о сотрудничестве, договоры о шефской помощи. Многие уже пустили в дело финансовые рычаги. Городские партнеры оказали денежную помощь в сумме 1170,7 миллиона рублей, в том числе предприятия Минска — 963,9 миллиона рублей. Например, РУП «Минский тракторный завод» направил СПК «Добренево» и СПК «Красноволье» Логойского района соответственно 155 и 75 миллионов рублей, ОАО «Приорбанк» СПК «Лакнея-Агро» Копыльского района – 60 миллионов, ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов» СПК «Слуцкое Замостье» — 105 миллионов, ОАО «Белинвестбанк» СПК «Фаличи» Стародорожского района – 80 миллионов рублей. Всего 46 организаций направили свою помощь селу. Наиболее многогранно, считает Николай Манько, проявляют ее райагросервисы, располагающие необходимой техникой, ремонтной, складской базой да и практикой ежедневного взаимодействия с сельскими товаропроизводителями. Другим городским организациям этот опыт еще предстоит нарабатывать. Но здесь есть и сдерживающие факторы. Наиболее существенный – долги хозяйств с критическим уровнем развития. Долговые обязательства только у тех, кого должны передать в управление, составляют 125 миллиардов рублей, в т.ч. по налогам и сборам – 4,6 миллиарда, в фонд соцзащиты – 16,5, за энергоресурсы – 33, по кредитам банков и просроченным процентам по ним – 17, за услуги субъектам хозяйствования – 21,8 миллиарда рублей. В среднем на одно «лежачее» хозяйство приходится свыше одного миллиарда рублей долгов. Кто их погасит? В Указе Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» эти меры предусмотрены. Однако некоторые льготы распространяются лишь на юридические лица, взявшие в управление убыточные сельхозорганизации с 1 января 2004 года. Их следовало бы распространить и на тех, кто взял на буксир отстающие хозяйства с момента реализации программы совершенствования АПК, т.е. с мая 2001 года. Следует также упорядочить имущественные отношения. Во-первых, установленная цена сельхозобъектов, как правило, превышает их рыночную стоимость. Во-вторых, для сделки с имуществом требуется его государственная регистрация и технические паспорта на объекты недвижимости, а они пока отсутствуют практически во всех сельхозорганизациях. Их изготовление стоит 25—30 миллионов рублей, что неподъемно для «лежачих». В Минском облисполкоме считают, что правительство должно позаботиться о введении упрощенной методики оценки имущества сельхозорганизаций. И еще. На практике процедура присоединения СПК к унитарным предприятиям и акционерным обществам усложняется. Нет четких регламентов по имущественным правам членов СПК в процессе реорганизации. Думается, процедурные нормативы отработаны будут. Не менее важны и стимулы. Не секрет ведь, большинство руководителей городских организаций пока не проявляют желаемой инициативы, ждут, как говорится, развития событий. И фактор личной заинтересованности руководителя, специалистов в виде надбавок к зарплате ускорил бы процессы. Я поделился своими наблюдениями с Николаем Манько и на предмет того, что многие гиганты столичной промышленности еще в 70-е годы имели крупные подсобные сельхозпроизводства, участь большинства которых теперь известна: или развалились, или влачат убогое существование. Не повторим ли мы худший урок? — Механизм реорганизации заработает, поскольку налицо серьезные преференции, включающие пролонгацию долгов, — считает Николай Григорьевич. – За 5—10 лет оздоровление экономики должно произойти. При этом надо учесть и более высокий уровень организации управления производством на городских предприятиях, что повлияет на менеджмент в их сельскохозяйственных структурных подразделениях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter