Английский, рисование, искусство макияжа и фотография: какие еще дисциплины постигают студенты 60+ в университете третьего возраста

Пора по партам

Говорят, старость начинается с того момента, когда угасает интерес к постижению нового. Если этому верить, то все слушатели Минского университета третьего возраста дали своей старости отсрочку. Очередной набор здесь снова прошел по принципу «спрос превышает предложение». Анкеты для поступления заполнили более 900 пожилых минчан. Слушателями курсов стали около 600 человек. Корреспондент «Р» заглянула в учебные аудитории, чтобы узнать, что сегодня интересно тем, кто молод душой.

Слушательницы изучают компьютерную программу обработки фотографий.

Радость жить и быть полезным

Университет третьего возраста — не учреждение, а социально-образовательный проект для пожилых, который седьмой год реализует Белорусская ассоциация социальных работников. Собственного здания или помещений здесь нет, поэтому обучение проводят на безвозмездно арендуемых площадках в разных районах города: в пяти территориальных центрах социального обслуживания населения столицы, нескольких библиотеках и музеях. Отсутствие собственной базы, безусловно, создает серьезные сложности в организации занятий и ограничивает набор групп. Но охоту учиться у представителей золотого возраста не отбивает.

Поднимаюсь на второй этаж территориального центра социального обслуживания Первомайского района. У двери в компьютерный зал, который предоставлен в распоряжение пожилых «студентов», уже ожидает веселая кареглазая слушательница. До начала занятий еще добрых тридцать минут, а ей уже не терпится узнать что-то новое по фотоделу. Как оказалось, живет Ольга Свентицкая в противоположном конце города и на то, чтобы добраться сюда на общественном транспорте, потратила полтора часа.

— На пенсию я, мастер производственного обучения, вышла ради внуков: надо было за малышами ухаживать, — делится своей историей слушательница. — А когда они подросли, устроилась подработать сторожем в детский садик и стала ходить по разным кружкам рукоделия: времени-то навалом. Да так увлеклась ирландской и бельгийской вязкой, что внуки стали у меня спрашивать: «Бабушка, ты сегодня ночевать дома собираешься?»

Активный кружковец уже снабдила всех родственников носками, салфетками, варежками и даже пальто, а как узнала, что в университете третьего возраста есть курсы по фотографии, раздобыла личный телефон преподавателя, и пока не получила согласия, ходила за ней хвостиком.

— Я ведь новичок, а эта группа второй год занимается, — объясняет свою настойчивость. — А мне ну очень надо!

Фотоаппараты у желающих снимать разные. У кого мыльница, у кого смартфон, а у кого профессиональная камера, доставшаяся от сына, «который наигрался в фотографа да бросил».

Впрочем, новичком Ольгу можно назвать весьма условно. Фотографией она увлекается с детства. Свой первый пленочный фотоаппарат «Киев» купила на все, что удалось заработать в студенческом стройотряде. Несколько толстых советских фотоальбомов дома бережно хранят ее снимки. Но в последние двадцать с лишним лет, как признается пенсионерка, хобби свое подзабросила: во-первых, фото стало цифровое, а компьютер она не освоила, и во-вторых, заботы были другие — поставили тяжелый диагноз, пришлось бороться с болезнью.

— Сегодня не перестаю воздавать хвалу нашим белорусским хирургам и радоваться тому, что могу, будучи пенсионеркой, учиться, общаться и быть полезной, — искренне признается Ольга. — Компьютер мне помогли изучить в центре соцобслуживания Фрунзенского района, а теперь вот хочу освоить профессиональную камеру и научиться обрабатывать фотографии.

Вся группа будущих фотографов 60+ уже в полном составе. Не прошло и пары минут, как новенькая уже познакомилась с бывшей воспитательницей детского сада Светланой Поросятниковой и рассматривает ее фото с экскурсии, с которой та только что прибыла. У остальных с собой камер нет: сегодня они не нужны, занятие посвящено знакомству с компьютерной программой-фоторедактором.

— Но техника у нас всех есть своя! — заверила меня одна из «студенток». Разная, разумеется. У кого маленькая цифровая мыльница, у кого смартфон, а у кого полноценная профессиональная камера, доставшаяся от сына, который «наигрался в фотографа да бросил».

Педагог Виктория Сикорская своим ученицам во внучки годится, но в этом году уже получит диплом фотографа — девушка учится на 5-м курсе Минского технологического колледжа. Волонтер рассказывает, что продолжила заниматься с пожилыми из-за того, что они оказались весьма обучаемыми: в прошлом году научились кадрировать фотографии, выбирать точки съемки, усвоили основы топовой и линейной композиции, а также фотопозирования.

Рисуем чайник с натуры

Владислав Квартальный, профессиональный художник, учит ровесников рисунку и сам учится — посещает курсы польского языка.
Все больше становится популярным у пожилых минчан курс рисования. В этом году пришлось сформировать группу новичков.

У доски на возвышении красуется керамический чайник. Слушатели склонились над ватманами и делают там наброски карандашами… Для начинающего художника важно рисовать с натуры. Не просто тренируются рука и глаз, но и развивается собственное видение предметов.

Ольга Резванова, конструктор по образованию, не скрывает своего удивления:

— Я и не думала, что все будет так серьезно, — делится своими впечатлениями. — Дадут, думала, готовую картинку, а мы будем ее срисовывать.

Преподаватель рисунка Владислав Квартальный — профессиональный художник. В прошлом он преподавал в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика. Теперь находится в статусе пенсионера и сам обучается в университете третьего возраста польскому языку.

— По действующим здесь условиям, чтобы меня приняли на курс, где желающих больше, чем свободных мест, надо быть волонтером, — объясняет педагог. — Активисты при зачислении обладают преимущественным правом. Вот я и предложил поделиться своими художественными навыками, чтобы иметь больше шансов попасть в польскую группу.

Рисуем с натуры.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Мужчин в университете третьего возраста дефицит — на группу один-два в лучшем случае. И только на курсах по возрастному макияжу чисто женский состав оправдан: здесь постигают секреты красоты в элегантном возрасте. На стол выкладываются зеркальца, пухлые косметички, помады. «Декора» не оказалось с собой только у самой старшей слушательницы Ядвиги.

— У меня аллергия на декоративную косметику, — объясняет она.

— Отчего ж вы тогда сюда записались? — удивленно спрашивают у нее.

— Как отчего? У меня полный дом женщин — буду их просвещать, — с улыбкой объясняет слушательница. — Я ведь педагог по образованию, преподавала психологию, вот буду теперь учить их макияжу и уходу за собой.

Гимнастика для шеи.

Проверка домашнего задания. На прошлом занятии прошли цветотипы женщины, определяли свой, и сейчас нужно продемонстрировать всем наиболее подходящие вещи, которые отобрали дома.

— Ой, я даже новую косынку по такому случаю купила, да только из-за этого расстроилась, — машет рукой одна из слушательниц. — Стала примерять в магазине, продавец верещала, как она мне хорошо подходит, я и поддалась, отдав 55 рублей и забыв все, чему вы учили. Пришла домой и поняла: пала жертвой маркетинга!

Соседка «жертвы продаж» принесла целую стопочку палантинов. Все пришли к выводу, что в ярко-красную клетку ей больше всего к лицу.

Тонкости возрастного макияжа.

Завязался диалог о приметах возраста. В первую очередь, как рассказала преподаватель Дина Быкова, его выдают плохая осанка и шаркающая походка, шея, руки и глаза. И некоторые из этих «симптомов» можно убрать, если работать над собой. Как, например, создать настроение за минуту, чтобы усталые глаза с сеточкой морщин заблестели? Вспомнить о чем-то приятном, о любимом человеке или поулыбаться самой себе в зеркало на протяжении нескольких минут.

— Когда мы улыбаемся, активизируется вилочковая железа, которая вырабатывает гормоны радости и счастья, — объясняет Дина.

Пяти минут не потребовалось — в аудитории сразу все заулыбались.

В топе — английский

Программа университета третьего возраста формируется главным образом исходя из желаний пожилых людей. От проведения компьютерных курсов, например, в этом году отказались. Правда, основание-то для этого приятное: приходится с удовлетворением констатировать, что пожилых, не владеющих базовыми знаниями компьютера и интернетом, становится все меньше.

Несомненный лидер по востребованности у минских пенсионеров — курсы английского языка. Почти половина всех, кто заполнил анкеты для поступления, захотели его учить. Правда, удовлетворить удалось не всех — сформировано только 15 групп. Главная проблема — дефицит помещений. Проект социальный, построенный сугубо на деятельности волонтеров и благотворителей, а организаций, готовых отдать безвозмездно в пользование пенсионерам комнату или зал, особенно с учетом того, что коммунальные будет оплачивать арендодатель, как показывает опыт, увы, находится немного.

По этой же причине пока не удается удовлетворить и огромный спрос на спортивные направления. Люди хотят заниматься гимнастикой, танцами. Только совсем недавно организаторам удалось получить предварительное согласие одного из коммерческих фитнес-клубов, готового предоставлять свой зал для занятий пожилых.

На занятиях по иностранному языку.
Фото Виктории СИКОРСКОЙ.

— Этот курс мы будем предлагать нашим активистам, то есть тем, кто сам занимается волонтерской деятельностью, — комментирует Ольга Шишло. — Особенность проекта и его отличие от других образовательных курсов в том, что он предполагает не пассивное обучение, когда слушатель просто воспринимает знания или пользуется предоставляемой услугой, а активное участие самих «студентов» в роли преподавателя, организатора, благотворителя.

Так, группа по французскому языку нашла себе помещение для занятий в библиотеке имени Пушкина: слушатели сами договорились об этом с администрацией.

— Наша задача — выйти на самоуправление, — говорит Ольга Шишло. — То есть даже без финансирования проект будет продолжать жить. Одни бесплатно делятся знаниями, другие бесплатно их получают, третьи безвозмездно предоставляют базу для занятий, и эти роли могут меняться.

Сейчас, к примеру, внедряется такая идея, как офисное садоводство. Суть ее в том, что пожилые люди под руководством специалиста-волонтера выращивают у себя дома комнатные растения, а затем передают их для озеленения в офисы организаций и компаний. Польза для всех очевидна, а затрат, по сути, никаких.

Много ли находится тех, кто готов отдавать, не получая? Оказывается, немало — каждый год в проект приходит более ста новых преподавателей-волонтеров. Каждый третий волонтер в университете третьего возраста постоянный.

Среди новых образовательных направлений — курсы каллиграфии, для которых сейчас подыскивается помещение, экскурсоведения, после которых пожилые смогут проводить экскурсии по интересным местам Минска, а также обучение белорусскому языку и культуре. Как оказалось, «мова» интересна жителям нашей страны, которые раньше проживали в Узбекистане, России, других странах постсоветского пространства или были детьми военных и их в школе освобождали от изучения белорусского. А теперь, после выхода на пенсию, им кажется, что они многое потеряли, отказавшись от такой программы. Известная поэтесса Ядвига Рай в этом году проводит курсы белорусского языка и культуры на базе клубов ЮНЕСКО.

И еще одна хорошая новость. В ближайшее время планируется открыть пробный филиал университета третьего возраста в Могилеве — здесь можно будет обучиться английскому, заниматься пилатесом и посещать литературный клуб. Записаться можно через центр социального обслуживания Ленинского района.

ЦИФРА

Самому старшему мужчине, который обучался в университете третьего возраста, был 91 год. Средний возраст слушателей— 66—67 лет.

ФАКТ

90 процентов нынешних «студентов» — с высшим образованием. Приходят, бывает, и парами. Таких зачисляют в одну группу, чтобы не «разбивать» семью.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter