Где взять деньги на рекорды?

Пора оправдывать авансы

Разговоры о кризисе в спорте — своеобразная «традиция» предновогодних недель на протяжении вот уже нескольких последних лет. И сегодня специалисты, тренеры и клубные руководители обсуждают перспективы подписания очередной версии указа о господдержке, прикидывают шансы на выживание и чаще всего сходятся во мнении, что ничего хорошего впереди не ждет. Как на самом деле обстоят дела в спорте, на исходе 2014–го мы попытались разобраться вместе с Максимом Рыженковым, совмещающим должность помощника Президента по вопросам спорта и развития туризма и председателя Белорусской федерации баскетбола.


— Завершившийся накануне турнир памяти вашего отца, Владимира Рыженкова, в котором принимали участие юношеские баскетбольные команды из Беларуси, России, Литвы и Грузии, оставил двоякое впечатление. С одной стороны, белорусские девушки, например, сыграли неплохо, с другой — разговоры о проблемах с резервом и, как следствие, о неминуемом кризисе во всех игровых видах спорта, у нас звучат все громче.

— Молодежный спорт — это основа основ. И поэтому на будущий сезон мы заявили на чемпионат Европы все юношеские баскетбольные сборные. В прошлом, напомню, выступали только две сборные, и это я считаю своего рода спортивным преступлением. Именно в таком возрасте начинается воспитание настоящего спортивного характера, и без этого элемента подготовки рассчитывать на дальнейшие результаты бессмысленно. Для каждой из молодежных команд мы готовим сейчас специальные программы, и я очень надеюсь, что они будут реализованы в полной мере.

— Прежнее руководство федерации в качестве главной причины невнимания к молодежному спорту называло отсутствие средств.

— Чтобы были деньги, нужно работать, а не в офисе сидеть. Показывать свой вид спорта, заинтересовывать людей. Начиная от мелких спонсоров и заканчивая государственными предприятиями. И если федерация не может обеспечить такие базовые вопросы развития спорта, то это не федерация, а клуб по интересам.

— Сегодня едва ли не каждый второй клубный руководитель говорит о невозможности не то что выстроить полноценную систему, но и просто гарантировать собственное будущее.

— Главная проблема всех клубных пирамид — разная форма собственности. Там, где клуб, школа и инфраструктура находятся в руках государства, пирамида выстраивается без проблем, и во многих регионах Беларуси такие системы уже созданы. Пример — хоккейный «Витебск» или минские «Цмокi», в структуру которых в этом году будет передан еще и «Баскетбольный клуб Егора Мещерякова». Но в случае государственного формирования клубной структуры нужно понимать, что оклады игроков и тренерского состава будут формироваться на прописанных в законодательстве принципах. Если нет серьезного результата ни в чемпионате страны, ни в еврокубках, то и зарплата будет не самой высокой. Если игрок считает, что его недооценивают, — он может перейти в другой клуб или вообще уехать выступать в другой чемпионат. Он не востребован на более высоком уровне? Почему же в таком случае мы должны оплачивать его завышенные амбиции? Если же есть результаты или внебюджетная деятельность, то и оклады будут кратно увеличены. По–моему, это справедливо. Кстати, «Цмокам» внебюджетная деятельность приносит весьма неплохой доход. Реклама, работа со спонсорами, аренда зала, планы по развитию общепита...

— Все это относится в основном к тем клубам, у которых, как у «Юности» или «Цмокаў», есть какая–то инфраструктура. А как быть тем, у кого в собственности, условно, один автобус?

— В этом случае многое зависит от местных властей, которые решают, какому из видов спорта отдать предпочтение. В Минске, например, есть все условия для хоккейных и футбольных клубов, реконструируется комплекс для гандбольного СКА... Тут важно помнить, что в Европе, например, большая часть спортивной инфраструктуры также находится в коммунальной собственности. И потому в глобальном смысле вопрос стоит так: способен ли тот или иной клуб существовать и зарабатывать что–то, к чему государство добавит свою часть помощи? К слову, в новой редакции указа о поддержке заработками клубов считаются международная помощь, средства от рекламы, спонсоров, хранение денег на депозитах... В общем, все возможные доходы. И, к слову, вопреки всем «прогнозам» недосчитались мы пока, по сути, лишь одной команды — гандбольного «Динамо». Которая стоила государству 5 миллионов долларов в год и в которой играли при этом лишь пятеро белорусов.

— Но при этом уровень почти всех команд серьезно снизился, как, следовательно, и уровень конкуренции в чемпионатах.

— Это — своего рода естественный отбор. Мы получили в наследство от СССР огромный ворох видов спорта и теперь пытаемся развивать их все, объясняя это славными традициями прошлого. Но, скажите, какие результаты у нас, например, в водном поло? А там есть тренеры, школы, команды, которым необходимо оплачивать дорогостоящую аренду бассейнов и тому подобное. Второй пример — баскетбол, где реальным вторым дивизионом сегодня является Непрофессиональная баскетбольная лига, которая вышла на очень серьезный уровень и которая при этом не стоит государству ровным счетом ничего. Так, наверное, и должно быть.

— Но отсев видов спорта, которые не выдержат этот отбор, будет очень болезненным процессом.

— Безусловно. Но это единственно возможный путь. Выживать должны те, кто имеет значение для имиджа страны, или те, чья популярность не вызывает сомнений. Футбол, например: каким бы ни был рейтинг сборной, в футбол все равно будут играть в каждом дворе. Вся законодательная база сегодня выстроена так, что те, кто не будет работать и идти вперед, постепенно исчезнут. Указ о государственной поддержке меняться уже не будет. И это, кстати, не означает, что председатели должны вместе с судебными исполнителями выбивать деньги из потенциальных спонсоров. Вопрос в том, как заинтересовать и вовлечь в работу. Если не можешь заработать другими путями — играй так, чтобы на матчи приходило много людей. Создавай сообщества в социальных сетях, рекламируйся, продвигай свой продукт и свою команду, чтобы аудитория могла заинтересовать спонсоров или государство.

— В связи с этим показательным выглядит такое наблюдение: приглашая в составы легионеров или иностранных тренеров, считанные клубы всерьез озаботились приглашением толкового управленца, способного наладить работу со спонсорами.

— Это действительно так, а причина кроется в том, что большинство клубов долгое время были иждивенцами. Для обеспечения сиюминутного результата приглашали тренеров и легионеров, а что будет с клубом завтра, никого не интересовало. И поэтому Президент абсолютно правильно поставил точку в этом процессе: у нас никогда не будет сильных клубов, если мы не избавимся от такого мышления. Тем временем возможностей для популяризации и продвижения в Беларуси хватает. Например, в баскетболе мы стараемся привлекать не спонсоров, а партнеров. Например, одной из строительных компаний «поручено» развивать баскетбол 3 на 3. И теперь они не просто дают деньги, а продумывают стратегию, которая позволила бы максимально эффективно продвигать свой продукт, используют популярность этого вида спорта. Вплоть до того, что проектируют дворовые баскетбольные площадки на своих объектах. И такой спонсор уже не уйдет завтра — это по определению долговременные отношения.

— А где взять такое количество менеджеров?

— В какой–то степени их готовит наш БГУФК, есть университеты в Москве. Но тут дело в желании самих клубов. Серьезные структуры давно поняли, что менеджера нужно готовить самим. Обучать, отправлять на курсы, перенимать опыт. Увы, таких клубов единицы, а семинары по спортивному маркетингу, которые в Минске периодически проводит Валерий Гореликов совместно с московским университетом «Синергия», по–прежнему отнюдь не являются массовыми. Хотя по–хорошему каждый из директоров хоть раз должен был бы там появиться. В современном мире множество возможностей, но для того чтобы воспользоваться ими, нужно перестать думать только о собственной зарплате.


Советская Белоруссия №245 (24626). Среда, 24 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter