Интеграционные проекты: что 2025 год нам готовит?

Пора набирать скорость

Наша страна уже несколько лет является участником перспективных глобальных проектов — ЕАЭС и с Китайской Народной Республикой “Один пояс и один путь”. Именно эти объединения могут сыграть решающую роль в развитии нашей страны в ближайшие десять — пятнадцать лет. Ставка на постсоветское пространство и Китай является закономерностью, заложенной в самой структуре нашей модели развития. Евразийский экономический союз — это традиционный рынок, где нашу продукцию знают и ценят, а также технологическая цепочка предприятий. Китай же со своим всё более возрастающим индустриальным потенциалом становится для нас источником новых технологий, что немаловажно для модернизации нашего индустриального сектора.


На фоне ЕАЭС и Китая наши западные партнеры выглядят пока скромно. Нашим товарам на Запад пробиться достаточно сложно. Едва мы начинаем побеждать в конкурентной борьбе, власти Евросоюза включают административные и таможенные барьеры для ограничения нашего экспорта. Примером тому может служить ситуация с продукцией Белорусского металлургического завода. Только предприятие смогло переориентироваться на ЕС, как в феврале этого года европейцы ввели пошлины на продукцию БМЗ. Двери фактически закрылись.

Запуск двух геоэкономических проектов протекал в неблагополучный период мирового кризиса, падения платежеспособности наших партнеров, а также украинской турбулентности, приведшей к геополитическому противостоянию России и Запада. В итоге в прошлом году товарооборот между Беларусью и Россией снизился на 5,2 процента по сравнению с 2015 годом и составил 26,1 миллиарда долларов. Кроме снижения покупательной способности наших российских партнеров, ключевым фактором здесь стало и сокращение поставок нефти на белорусские НПЗ.

Подобную ситуацию можно наблюдать и со странами Евросоюза. Товарооборот за январь — ноябрь 2016 года сократился на 22,3 процента и составил 10,2 миллиарда долларов. При этом товарооборот с ЕС снижается с 2013 года, что можно связывать с определенными проблемами в модернизации производств, а также с ограничением возможностей в поставках нефтепродуктов, которые составляют 70 процентов нашего экспорта.

Белорусско-украинский товарооборот также упал после 2014 года. Достигнув максимума в 2012 году, в 2014-м он снизился до 5,8 миллиарда долларов и 3,5 миллиарда в 2015 году. При этом за прошлый год товарооборот вырос до 3,8 миллиарда долларов, что говорит о некой стабилизации в торгово-экономических отношениях.

К негативным факторам следует также отнести и незаконченную модернизацию отечественных производств.

На пятом Всебелорусском собрании была принята Программа социально-экономического развития страны на 2016—2020 годы. Перед страной поставлены задачи по стабилизации финансовой системы и снижению инфляции до пяти процентов в год, уменьшению ставки рефинансирования до 9—11 процентов. Главными целями стало привлечение инвестиций, обеспечение занятости населения и экспорта товаров, проведение информатизации и улучшение качества работы с молодежью.

При этом белорусское руководство полагается на инвестиции, прежде всего из проверенных источников, которыми в основном являются КНР и Россия. До 2025 года Россия и Китай осуществляют два головных для нашей экономики проекта: строительство БелАЭС и Китайско-Белорусского индустриального парка. В 2020 году намечен полный ввод в эксплуатацию БелАЭС с общей мощностью 2400 МВт, что сделает нашу страну источником электроэнергии для региона Восточной Европы.

К 2020 году совместно с КНР планируется запустить две очереди Китайско-Белорусского индустриального парка. В Минске и Пекине заявили, что в парке должны быть сосредоточены только новейшие производства пятого и шестого технологических укладов, сопряженные с проектом “Один пояс и один путь”. Общий срок строительства парка рассчитан на 30 лет, численность работающих — около 120 тысяч. Приоритетные направления — биомедицина, тонкая химия, электроника, машиностроение и новые материалы. Китайско-Белорусский индустриальный парк, находящийся в 25 километрах от Минска, должен принять на себя высвобождающуюся в ходе модернизации основных предприятий Минска рабочую силу и трудоустраивать ее на своих производствах.
Что касается Евразийского экономического союза, то Александр Лукашенко не раз отмечал, что создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы, капитала до 2025 года слишком затянуто по времени. В среде экспертов этап интеграции по снятию барьеров называется “негативным”. Наша страна выступает за более быстрый переход к следующему этапу — позитивному. Он должен предусматривать создание общих кооперационных производственных и технологичных цепочек, наднациональных научных проектов, в чем заинтересована наша страна с ее индустриальным потенциалом.
Однако перспективы 2025 года несут и свои риски, прежде всего демографические. Наблюдающийся рост населения сегодня можно объяснить двумя субъективными факторами. По данным нашего МВД, в результате украинского кризиса к нам переехало более 160 тысяч граждан Украины. Также в активном репродуктивном возрасте оказалось поколение “беби-бумеров”, которое к 2025 году уступит место малочисленному поколению 1990-х и 2000-х годов. К 2030-му, по всем имеющимся прогнозам, белорусы либо останутся на уровне воспроизводства (положительный сценарий), либо их количество уменьшится до 9 миллионов человек. Поэтому главными вызовами может стать быстрое старение населения, уменьшение численности граждан в трудоспособном возрасте, тенденции трансформации института семьи, неравномерное распределение населения по стране. Последняя тенденция может повлиять на функционирование сферы сельского хозяйства из-за депопуляции сельских регионов и оттока из села, прежде всего, высококвалифицированных специалистов.

Поэтому к 2025 году у нас может сложиться некий дисбаланс. С одной стороны, в положительном плане это формирование инновационной индустриальной экономики с эффективным государственным инжинирингом и формами управления. С другой — трансформация социальной структуры общества, где будет все более отчетливым разделение на людей индустриального труда и на глобализированную инновационную ИT-сферу, представители которой заинтересованы в уменьшении социальной и управленческой роли государства и во все большей интеграции в наднациональные структуры глобального капитала. От того, как мы реализуем собственные возможности и преодолеем вызовы и риски, будет зависеть жизнь наших детей и внуков.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политический аналитик
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter