Пора избавляться от стереотипов!

Зоя ТРАФИМЧИК, директор Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Зоя ТРАФИМЧИК, директор Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

– 27 лет, которые прошли после аварии на ЧАЭС, можно поделить на несколько этапов: периоды чрезвычайных, защитных, реабилитационных мер и возрождение. Примерно то же самое можно утверждать и о формировании информационной среды, – считает  Зоя Трафимчик. – 1986–1990 годы ознаменовались настоящим информационным вакуумом. Затем его “прорвало” волной негативной информации, и примерно до 1995 года стали активно формироваться и укрепляться различные мифы о Чернобыле, среди которых были просто нелепые. С 1996 по 2005 год объективная информация стала пробивать себе дорогу к общественности, однако она была неполной, так как специалисты, работающие в области ликвидации последствий катастрофы, были ограничены в ресурсном плане.

Поступательный переход к системной информационной работе наметился только в 2006 году, когда стали наиболее активно “работать” и союзные, и национальные программы по возрождению пострадавших территорий.

– Нужно признать, что вклад первых двух союзных программ в развитие информационных процессов был весьма скромный, – вспоминает Зоя Трафимчик. – И только в третьей программе появился особый раздел “Информационное обеспечение”. Был создан Российско-белорусский информационный центр по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – координационный центр всего информационного поля, связанного с темой чернобыльской катастрофы и ее последствий.

Со дня аварии прошло почти  три десятилетия. Выросли и подрастают новые поколения, а с ними приходят и новые вызовы специалистам и управленцам в сфере радиоэкологии. С одной стороны, молодежь по-своему видит перспективы развития загрязненных территорий, с другой – именно за ней будущее.

– Чернобыльские мифы и стереотипы оказались такими же долгоживущими, как и радио-нуклиды, – замечает Зоя Трафимчик. – А начало строительства Белорусской АЭС вкупе с аварией на японской АЭС “Фукусима-1” только усилило интерес общественности к проблемам радиации. Именно сегодня нужно приложить все усилия, чтобы дать жителям страны исчерпывающую и объективную информацию и тем самым вселить уверенность в будущем и искоренить необоснованные опасения.

Работники Российско-белорусского информационного центра проделали немалую работу по капитализации накопленного опыта и созданию единого фонда материалов, собранных после катастрофы. Эта работа вылилась в создание большого количества местных информационных центров при школах, вузах и ссузах, а также в появление большого объема всевозможных тематических информационных продуктов, которые регулярно обновляются и доступны каждому человеку.

В рамках этой работы с белорусской стороны были созданы самые значимые информационные продукты – своеобразные путеводители по возрождающимся регионам Беларуси “Оттиски незабытой земли” и “Экскурсия в возрождение”.

Главным же направлением деятельности инфоцентра остается целевая работа с молодежью. Примером успеха в этой сфере может служить активное участие молодого поколения в создании тематических студенческих работ, написании эссе, предложениях по созданию социальной рекламы, участие в подготовке и выпуске тематических сборников, буклетов и брошюр.

Также немаловажно прививать культуру и знания в области безопасности жизнедеятельности. Поэтому работники инфоцентра активно ведут просветительскую работу в различных учреждениях образования. Например, совсем недавно для белорусских детей младшего школьного возраста был подготовлен журнал “Каменка”, в котором доступным и увлекательным языком рассказывается об основах безопасной жизнедеятельности в условиях радионуклидного загрязнения. За последние годы в пострадавших районах страны было открыто множество местных информационных центров, которые оказывают инфоцентру неоценимую помощь.

– К сожалению, сегодня во многих законодательных актах фигурирует такое понятие, как “зона”, – заключила директор Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра. – Слово это носит негативный оттенок. Не пора ли переименовать те регионы, которые пока что подходят под это определение, в “развивающиеся территории”?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter