Новые горизонты молодежного туризма в Союзном государстве

Пора чинить рюкзак

Новые горизонты молодежного туризма в Союзном государстве

С какого возраста можно начинать путешествовать? Директор Федерального центра детско–юношеского туризма Министерства образования и науки России Михаил Бостанджогло убежден: с пеленок!


Сначала с родителями в коляске по родной улице. А дальше поможет школа и система дополнительного образования, развитию которой в России и Беларуси придается все больше внимания со стороны государства и общественных организаций. На днях, чтобы обменяться опытом в этой сфере, определить перспективы, в Минске под эгидой Министерства образования Беларуси состоялся республиканский семинар. Активное участие в нем приняли и российские педагоги — из Москвы, Смоленской, Брянской, Калужской, Белгородской областей. Специалисты не только выступали с докладами, вели дискуссии, но и посетили одно из знаковых туристических мест Беларуси — Мирский замок, ознакомились с краеведческо–познавательной работой районной системы образования.

Обсудить в этой сфере действительно есть что. Тем более что в работе белорусских и российских педагогов и специалистов в области детско–юношеского туризма много общего: методов, тематических наработок и даже адресов для путешествий. Им активно содействует в этом Постоянный комитет Союзного государства. Из его бюджета финансируются такие уже традиционные масштабные мероприятия, как туристический слет учащихся Союзного государства, олимпиада школьников, конкурс «Таланты XXI века», белорусско–российский молодежный велопробег — перечень можно продолжить. Из разных уголков союзных стран на эти встречи съезжаются сотни детей и подростков.


В нынешнем году подобные мероприятия проходят на фоне знаменательных событий с большим воспитательным и патриотическим потенциалом — 70–летия снятия блокады Ленинграда и освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Эти даты еще долго будут центральными в туристско–краеведческой работе с детьми и подростками, поясняет, отвечая на вопрос корреспондента «СОЮЗа», главный специалист воспитательной и идеологической работы Министерства образования Беларуси Елена Онуфрович:


— Тема 70–летия освобождения Беларуси, а затем и Великой Победы так или иначе присутствует практически в каждом нашем туристическом, познавательном мероприятии. Даже если это, например, слет юных экологов, который планируется провести при поддержке Союзного государства в Беловежской пуще. Наверняка знаменательным датам будут посвящены торжественные линейки, дети посетят места былых боев, памятники и мемориалы. Эта работа требует от педагогов особой подготовки, и мы с большой заинтересованностью знакомимся с опытом российских коллег. Так, много полезного дало нам участие в состоявшемся в Екатеринбурге семинаре, посвященном патриотическому воспитанию молодежи.


Тема победы в Великой Отечественной войне актуальна и для россиян. Скажем, в Санкт–Петербурге и Ленинградской области прошли краеведческие чтения, посвященные 70–летию снятия блокады Ленинграда. Такая работа продолжится и в следующем году. И тут у педагогов двух стран много общего, отметил Михаил Бостанджогло. При этом намечен ряд обменов детскими туристическими группами. Соответствующие рамочные соглашения подписали представители Беларуси и Смоленской, Брянской, Калужской, Белгородской областей. Там немало достопримечательностей, связанных с Великой Отечественной войной, и детям, подросткам будет интересно их посетить. Многому в деле патриотического воспитания школьников поучатся друг у друга и педагоги двух стран на туристическом слете, который состоится для них в нынешнем году в Калужской области.


Такого рода деятельность составляет одно из направлений так называемого дополнительного образования. Смысл его понятен и очень важен именно в наше время, когда молодежь зачастую оказывается один на один с соблазнами безграничного информационного пространства и компьютерных технологий. Что могут этому противопоставить педагоги наших стран? Частично ответ на вопрос должен дать белорусско–российский координационный совет по дополнительному образованию, положение о деятельности которого разработано и проходит согласование в соответствующих ведомствах. Затем будет утвержден план сотрудничества на несколько лет. Важно, однако, чтобы в нем оказались интересные для детей и подростков встречи, посещения, путешествия. Такие, например, как беседы с Ириной Родниной и другими выдающимися спортсменами–олимпийцами, что уже запланировано на очередной туристический слет для детей и юношества Союзного государства.


Досье «СОЮЗа»


Система дополнительного образования в Беларуси насчитывает 334 учреждения, 69 из которых — туристическо–просветительского профиля. Действуют также около 1500 школьных краеведческих музеев и 3 тысяч объединений по интересам. В России в туристическом движении заняты более полутора миллиона детей и подростков, краеведением занимаются более 2,5 миллиона человек.


bibikov@sb.by

 

Советская Белоруссия №33 (24416). Четверг, 20 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter